Интеллектуальная готовность
Это сформированность основных психических функций — внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь следующее.
Внимание:
- Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
- Находить до 10 отличий между двумя картинками;
- Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
- Находить фрагменты картинок;
- Проходить лабиринты из линий взглядом.
Память:
- Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
- Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
- Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
- Запоминать ряд цифр (до 6);
- Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
Мышление:
- Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
- Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
- Находить закономерности в логических цепочках;
- Определять последовательность событий;
- Складывать картинку из 12-15 частей.
Ребёнок должен уметь классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять яблоко и апельсин во фрукты, отличать хищных животных от травоядных. Расскажите про гласные и согласные, анализируйте алфавит с этой точки зрения. Научите малыша считать, желательно до 100. Убедитесь, что он знает, где «право», а где «лево».
Уделите отдельное внимание развитию памяти. Это влияет на скорость мышления и здорово поможет ребёнку в первые годы школы.
Чтобы тренировать память, предложите ребёнку несложный учебный тест для первоклассников. Суть упражнения в следующем: назовите ряд несложных слов, которые не связаны по смыслу, например, кот, мяч, машина, телефон. Ребёнок должен внимательно выслушать и затем воспроизвести всё, что запомнил, в любом порядке. Начните с 5–7 слов и постепенно увеличивайте ряд.
Викторина на тему школа
Викторина – соревнование, проводящееся в игровой форме. Участниками викторины могут быть люди разного пола и возраста. Все участники викторины обязаны ответить на ряд вопросов, поделившись при этом на команды, в каждой из которых должно быть равное количество человек. У каждой викторины имеется свой ведущий и заранее подготовленный список вопросов, на которые и обязаны ответить ее участники. Чаще всего ареной для проведения викторины выбирается школа, ведь именно в форме игры дети легче и быстрее усваивают преподносимый им материал, в связи с чем, первый урок для учеников младших классов, обычно проводимый в каждой школе 1 сентября очередного учебного года, будет целесообразнее провести в форме игровой викторины на тему школа, используя ниже приведенные вопросы:
Школьная викторина: Что мы знаем о школе
- Куда приходят дети после детского садика?
(школа)
- Продолжите фразу: «Первый раз, в первый….
(класс)
- В детском саду – воспитатель, в школе –
(учитель)
- Высшая школьная отметка за хорошую учебу и поведение?
(пятерка)
- Куда заносятся все хорошие и плохие отметки, полученные за день?
(школьный журнал)
- Откуда родители узнают об отметках своего сына, или дочки?
(из дневника)
- В тетради пишут чернилами, а на доске – ?
(мелом)
- Первая книга первоклашки?
(азбука)
- Самая низкая отметка в школе, которую можно получить?
(единица, двойка)
- Назовите то, что можно приготовить к ужину, но все равно остаться голодным?
(уроки)
- Жажда, которую нельзя утолить?
(жажда знаний)
- Какой гранит должны грызть школьники, чтобы не быть неучами?
(гранит науки)
- Как называется запись только что прослушанного текста по памяти?
(изложение)
- Облеченная в письменную форму фантазия?
(сочинение)
- Какую книгу продал Буратино, чтобы получить билет на кукольное представление?
(азбуку)
- Куда папа Карло отвел Буратино?
(в школу)
- Куда попадет школьник, который плохо подготовил уроки?
( в страну невыученных уроков)
- Какого предмета нет в современной школьной программе вот уже более 100 лет?
(богословия)
- Продолжите: школа с математическим…
(уклоном)
- Как в школьной среде называют ученика, отвечающего на всех уроках?
(Всезнайка, зубрила)
- Какая принадлежность должна быть у каждого ученика на уроке физкультуры?
(спортивная форма)
- Какая девочка дает последний звонок в школе?
(первоклашка)
- На каком уроке школьники читают сказки и рассказы?
(на уроке литературы)
- На каком уроке школьники складывают, вычитают, умножают и делят?
(на уроке математики)
- Какая надпись пишется на доске первой, вне зависимости от названия урока?
( число, месяц)
- Сколько лет учатся в школе?
(9, 11, 12)
- Что завершает школьный учебный год?
(экзамен)
- На каком уроке школьники лепят, клеят, шьют и вырезают?
(на уроке труда)
- Для какого урока нужны карандаши, альбом, краски?
(для урока рисования)
- Что школьники учат наизусть?
(стихотворение)
- У школьников учитель, у учителя -?
(директор)
- Что забывал дома каждый школьник хоть раз в жизни?
(дневник)
- Чего больше всего боится каждый школьник?
(вызова к доске)
- Как называется первая школьная тетрадь?
(пропись)
- Что надо сделать, прежде чем отвечать на уроке?
(поднять руку)
- Сумка для хранения школьных учебников?
(ранец, портфель)
Любой из перечисленных выше вопросов вполне сгодиться для того, чтобы интересно, а главное с большой пользой провести первый школьный урок, как в жизни первоклашек, так и школьников постарше. По завершению викторины для начальной школы, с ответами рекомендуется раздать ее победителям символические призы – тетрадки, ручки, карандаши, а также грамоты. Красиво оформленная грамота станет украшением класса и напоминанием о том, что ученикам следует хорошо учиться, чтобы заслужить еще одну такую.
Полезные и интересные викторины:
Экологическая викторина для детей 7-8 лет
Даже если в каких-либо школах в начальных классах нет предмета «Экология» это не повод отказаться от проведения экологической викторины. Во-первых, «Природоведение», «Охрана труда» и подобные дисциплины вполне подойдут для подобного развлечения с детьми начальной школы, а во-вторых, вопросы на экологическую тематику помогают детям развивать мышление, учат их размышлять. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.
- Почему облака могут плыть по небу, не падая на землю?
— потому что в небе, как и в космосе, работают законы гравитации
— потому что они невесомы — потому что их поддерживает потом воздуха, направленный от земли - Если наблюдать за пауками, можно предсказать погоду. Как?
— пауки плетут себе «зонтики» из паутины – к дождю — пауки плетут паутину и бегают по ней – к хорошей погоде — пауки прячутся в норки – к заморозкам - У каких растений черные ягоды?
— черника— черемуха — черноплодной рябины — черной смородины - Почему зимой, когда на ветки ели падает много снега, они не обламываются?
— потому что лесник счищает снег с ветвей
— потому что ветви у ели крепкие — потому что ветви ели растут наклонно вниз - Какое хвойное дерево может похвастаться ягодами
— ель
— сосна
— пихта — можжевельник
— кипарис - По ветвям ели можно предсказать погоду. Как?
— ель весело машет ветвями — ветви ели подняты высоко вверх (к солнцу) — ветви ели опущены вниз (к дождю)
— погоду по ветвям ели предсказывать нельзя, это миф - Какой снег растает быстрее – чистый или грязный?
— чистый — грязный (объяснение: грязный снег темнее, он лучше поглощает солнечные лучи и быстрее прогревается) - Где зимуют лягушки?
— на дне пруда — закапываются ил под водой — под камнями и в ямах
— в норе
— в берлоге - Почему нельзя трогать в гнездах птиц их яйца?
— птицы могут обидеться — птицы могут бросить потомство
— птицы стесняются - На каком склоне оврага снег тает быстрее?
— на северном — на южном - Где снег тает быстрее?
— в деревне
— в лесу — в городе (объяснение: в городе снег грязный) - Как муравьи преодолевают препятствия (ручьи, канавы и прочее)? — делают живой мост
— с помощью других насекомых и птиц
— перелетают по ветру - Во сколько встает воробей летом?
— раньше всех птиц — позже всех птиц
— с петухами - После дождя на небе появилась радуга. К чему это?
— к новому дождю
— к грозе — к хорошей погоде
— к ветру - Почему лед не тонет? — он легче воды— из-за силы Архимеда
— не хочет
Вопросы для интеллектуальных программ
Тест
1. Столица Греции:
а) Каир; б) Афины; в) Египет.
2. Как называется местность, где бьют гейзеры:
а) Камчатка; б) Сахара; в) Альпы.
3. Самая длинная река:
а) Волга; б) Миссисипи; в) Нил.
4. Национальный танец греков:
а) сиртаки; б) полька; в) румба.
5. Кто был первым основателем почвоведения:
а) Ньютон; б) Докучаев; в) Платон.
6. Основная растительная культура Греции:
а) персики; б) сливы; в) виноград.
7. Самая высокая гора в мире:
а) Эверест; б) Альпы; в) Медвежья гора.
8. Одежда древних греков:
а) пончо; б) туники; в) сари.
9. Главный бог греческой мифологии:
а) Аид; б) Нептун; в) Зевс.
10. Столица Франции:
а) Париж; б) Мадрид; в) Лондон.
11. Основной напиток древних греков:
а) вода; б) вино; в) квас.
12. Где холоднее:
а) на Северном полюсе;
б) на Южном полюсе;
в) там температура одинаковая.
13. Где находится пирамида Хеопса:
а) в Египте; б) в Сахаре; в) в Алжире.
14. Где раки зимуют:
а) на горе в норках;
б) в норах на берегах рек;
в) под водой в иле.
15. К чему по примете иней на деревьях:
г) к морозу; б) к солнечному дню; в) к снегу.
16. Где не земле самые длинные сутки:
а) на Северном полюсе;
б) везде одинаковые;
в) на экваторе.
17. Самое большое государство в Южной Америке:
а) Алжир; б) Каир; в) Бразилия.
18. Какой канал разделяет Северную Америку и Южную:
а) Панамский; б) Мадагаскарский; в) Берингов пролив.
19. Самое соленое море:
а) Черное; б) Мертвое; в) Красное.
20. Как называется море без берегов:
а) Балтийское; б) Каспийское; в) Саргассово.
21. Хищное вонючее животное, обитающее в Северной Америке:
а) скунс; б) коала; в) гепард.
22. Самый маленький океан:
а) Тихий;
б) Северный Ледовитый;
в) Атлантический.
23. Самый жаркий материк:
а) Италия; б) Азия; в) Африка.
24. Кто открыл Америку:
а) X. Колумб; б) Жак Ив Кусто; в) Магеллан.
25. Самый влажный материк:
а) Африка; б) Австралия; в) Европа.
26. Самая глубокая впадина в мировом океане:
а) Азиатская впадина;
б) Северо-Американский разлом;
в) Мариинская впадина.
27. Горы между Европой и Азией:
а) Урал; б) Пиренеи; в) Гималаи.
28. По-арабски он – бадингион, на кинди – баданжан, а как по-русски:
а) патиссон; б) баклажан; в) арбуз.
29. В каком случае высота светил над горизонтом не меняется в течение суток:
а) если вы находитесь на одном из полюсов;
б) если вы находитесь на экваторе;
в) этого никогда не бывает.
30. В 1940-х годах Северная и Западная Германия назывались:
а) Оления; б) Бизония; в) Зубрия.
31. Страна, где впервые проводились соревнования по автомобильному спорту:
а) Германия; б) Америка; в) Франция.
32. Первый полет человека в космос произошел:
а) 5 мая; б) 12 апреля; в) 12 августа.
Речевая готовность
Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
- Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
- Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Тест для будущих первоклассников, который определит уровень речевой готовности, — игра «Путаница». Она направлена на коррекцию слоговой структуры слова. Начинайте так: «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться! Босака — собака, ловосы — волосы, посаги — сапоги, лекосо — колесо, скоровода — сковорода.
Важно научить ребёнка рассказывать или пересказывать что-либо (сказку, историю, произошедший случай), формулировать впечатления и чувства, побуждать участвовать в разговоре. Следите за тем, как он выговаривает слова, — ребёнка должны понимать чужие люди
Для чёткости дикции помогут чистоговорки: «Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей стать шпионами хотят».
Учите описывать окружающие предметы или явления. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг, например, светофор, микроволновка, дверная скважина. Отвечайте на любые вопросы и надоедливые «Почему?». Тогда дошкольник 6–7 лет сможет не только объяснить значение знакомого слова, но и порассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
Психологическая готовность
Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:
- Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
- Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.
Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время
Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом. . Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами
Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса.
Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса.