Боевое применение
Попав на фронт, Т-34 не имел аналогов в мире в мире. Это стало возможно благодаря объединению в волшебный треугольник скорости, бронирования и вооружения.
Первая версия Т-34-76 стала неприятным удивлением для самонадеянных немецких войск в 1941, когда она начала массово поступать в войска. У немцев не было ничего сопоставимого.
Мало того, что Т-34 был в состоянии справиться с грязью и снегом, обладая широкими гусеницами, так ещё и имел прекрасную комбинацию толстой брони под наклоном, эффективной пушки, хорошей скорости и автономности.
Кроме того, машина получилась очень надежной, прочной и лёгкий в производстве и обслуживании. Победителем в индустриальной войне и существенным скачком танкостроения в целом.
Первые боевые столкновения в июле 1941 доказали, что никакая немецкая техника не может поражать наверняка Т-34. К разочарованию немецкого офицерского состава их выстрелы просто отскакивали от этих хорошо бронированных машин.
Наклонная броня оказалась очень эффективной, что компенсировало не особо удачную пушку с относительно низкой скоростью полета снаряда, которая была примерно сравнима с вооружением Pz-3 и Pz-4 своего времени.
Дизель тридцатьчетвёрки не боялся любой погоды, широкие гусеницы были идеальны для любых условий, как для осенней распутицы, так и для снега зимой.
В производстве Т-34 также был проще, чем немецкие конкуренты, из-за чего многим немецким частям их враги казались попросту непобедимыми.
Конечно, можно было остановить отдельный танк точным выстрелом между гусеницей и колесом, или вовсе его уничтожить, но их было слишком много. И даже спокойно пробивающие с расстояния новые 88 миллиметровые немецкие пушки не спасали положение.
В конце 1942 на фронт начала поступать новая версия, с незначительными переделками для увеличения комфорта экипажа и улучшения обзора вокруг. 76 миллиметровая пушка получила зажигательные снаряды, которыми могла стрелять столь же хорошо, как и обычными бронебойными. Они были фатальны для всех вражеских танков кроме последних, наиболее сильно бронированных версий Pz-IV.
Оборона Москвы
Бронетанковые войска сыграли исключительно важную роль в срыве решающего немецкого наступления на Москву. Они действовали в засадах, перехватывали и обороняли важнейшие пути к столице, удерживая дороги вплоть до подхода подкреплений. При этом командование часто не знало, как обращаться с танками. Сказывалась неопытность и непонимание реалий новейшей техники, в то время как личный состав красноармейцев, наоборот, поражал противника своей смелостью и упорством.
В этот период наиболее эффективно действовала группа, в которую входили пять танковых бригад (тбр): 1-я гвардейская, 27, 28, 23 и 33 тбр. Они подчинялись 16-й армии и прикрывали волоколамское направление. Удары по немцам наносились в основном из засад. Показателен случай, произошедший 16 ноября в подмосковном местечке Сычи. Советские войска заняли оборону в деревне. Танки скрылись в засаде. Вскоре противник попытался установить контроль над Сычами. 80 немецких танков смяли отряды красноармейской пехоты и мотострелковую бригаду. В самый ответственный момент из засады появились советские машины, которые восстановили статус-кво. В бою были уничтожены почти все германские танки и еще две пехотные роты.
Т-34-76, модели 1942-1944 годов
Поскольку стандартизированные станки, используемые для производства T-34, не были легко адаптируемыми под новые условия, исправление специфических производственных недостатков было сильно ограничено. Многие особенности танка остались неизменными вплоть до 1943 года, несмотря на жалобы их экипажей и командиров.
Почти все делалось для упрощения, даже автоматическая сварка, сделавшая броню более крепкой, была введена для ускорения и упрощения производства. Пушка Ф-34 была упрощена до такой степени, что для её сборки стало необходимо почти на 200 частей меньше(от 861 до 614). Прицелы и дальномер остались сырыми, несмотря на то, что были альтернативные. Например, пушка Ф-34 длинной 42 калибра и прицел ТМФД-7 вместе с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7 не могли позволить использовать вооружение с таких же дистанций, как и немцы. Это привело к наступательной тактике, основанной на постоянном маневрировании и сближении с врагом, в то время как немецкие танки могли спокойно стоять и стрелять, оставаясь, практически неуязвимыми, с больших дистанций.
Нехватка резины не давала использовать нормальные колеса, дизайн постоянно менялся, многие делались из чистого металла, что смотрелось весьма странно вместе с обычными гусеницами. Однако, в начале 1942 появилась улучшенная башня модели Д, промежуточный результат из проекта T-34M, который был большим шагом вперед по сравнению с предыдущими моделями. Наконец-то, единственный большой люк был удален и заменен отделенными люками, в конце 1943 года появился новый панорамный командирский прицел с круговым обзором.
Несмотря на это, издержки производства были уменьшены еще,после чего производственное время уменьшилось на 50% несмотря на то, что большинство рабочих, которых призвали на фронт, были заменены женщинами, детьми, пожилыми и инвалидами . В 1943 производственный уровень T-34 был приблизительно около 1300 в месяц. Стандарты качества были низки, однако они позволили армии не испытывать недостатка в танках.
Последней моделью, произведенной в 1944 году был T-34-76Г с башней, получившей название “Гайка”. Он имел упрощенную ЗИС С-53 пушку, новую турель с радио и улучшенный обзор командира. Однако, производство постепенно уменьшалось в связи с началом производства и поставок на фронт значительного лучшей версии легендарного танка – Т-34-85.
- Т-34
- Фото Т-34
- Видео Т-34
Начало производства.
Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.
Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.
Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112 ).
Особенности конструкции Т-34
Разработанный с «нуля», без заимствования идей с машин других государств, танк Т-34 был несколько раз модернизирован. Его первоначальная конструкция от начала создания в 1940 году претерпела множество изменений. Менялось количество боеприпасов, модификация пушки: Л-11, позднее Ф-34 для калибра снаряда 76 мм, для 85-мм калибра Д-5Т, ЗИС-С-53. Неизменным оставался принцип: не бензин, а дизель. В отличие от бензиновых, боевые машины на дизельном ходу не взрывались от попадания в топливные баки.
В конструкции Т-34 использовался дизельный двигатель В-2, способный работать как на солярке, так и на керосине. Снаряды Т-34 были оснащены:
стержневой шрапнелью;
пулевой шрапнелью;
бронебойно-трассирующие;
фугасные;
осколочно-фугасные дальнобойные;
бронепрожигающие;
с картечью.
Что касается координации танковых подразделений, то стоит заметить, что не во всех танках ранних версий Т-34 была предусмотрена радиосвязь, а в тех, что была, она часто давала сбои. Командирам танковых подразделений приходилось вылезать из танка и координировать действия с помощью сигнальных флажков. Это было недостаточно эффективным и довольно опасным способом коммуникации в условиях боя. Важным достижением стала установка в 1943 году в транспорте качественных переговорных устройств и радиосвязи.
Экипаж машины состоял из четырех человек: механик-водитель, пулеметчик, наводчик и командир танка. Позже, в модификации Т-34-85, членов экипажа стало 5 – появилось место для заряжающего.
Танк Т-34 называют легендарным. Созданный накануне Великой Отечественной, он во многом определил ход войны, принеся победу стране, его создавшей. И хотя со стороны Советской России после 1945 года он не участвовал в военных конфликтах, его вклад в мировую историю сложно переоценить. А конструкторские идеи танка были использованы для дальнейшего развития военной и гражданской техники.
05.03.2019 10:15
Появление в армии
Военное время заставило несколько упростить и модернизировать производство согласно изменившимся конъюнктурным условиям. В сентябре 1941 года, после лихорадки первых месяцев войны, танк Т-34-76 начал массово поступать в действующую армию. Меньше всего этой военной техники оказалось на северо-западном театре военных действий.
Во-первых, данный ТВД еще долгое время был лишь второстепенным (основные события разворачивались на московском направлении). Во-вторых, Ленинградский фронт оказался изолированным от остальной территории СССР. Отправка танков в блокированный город на Неве являлась чрезвычайно трудным делом. В итоге парк Ленфронта в основном состоял не из массового Т-34/76, а из легких Т-26 и тяжелых КВ («Клим Ворошилов»).
Описание конструкции танка Т-34-76
Танк Т-34-76 имеет классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Корпус внутри делился на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное. Экипаж танка состоит из четырёх человек, размещавшихся: командир танка (наводчик орудия) – в башне слева от пушки; механик-водитель – в носовой части корпуса у левого борта; заряжающий – в башне справа от пушки; стрелок-радист – в носовой части корпуса у правого борта.
Броневой корпус танка – сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной броневой стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Лобовая деталь корпуса состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
Башня танка – двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня. Стенки башни выполнялись из 45-мм катанных броневых листов, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. С конца 1940 года в производство была запущена литая башня. Стенки башни отливались целиком, а крыша — приваривалась к ней. Толщина стенок башни была увеличена до 52 мм. C 1942 года перешли на производство башни улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. С 1943 года на крыше башни устанавливалась командирская башенка.
Вооружение танка состояло из одной 76,2-мм пушки обр. 1938/39 г. Л-11 (до начала 1941 года) или 76,2-мм пушки обр. 1940 г. Ф-34 (с февраля 1941 года) и двух 7,62-мм пулемётов ДТ, один из которых спарен с пушкой, второй курсовой установлен в шаровой установке, размещённой в верхнем лобовом листе корпуса, ближе к правому борту. Боекомплект танка состоит из 77 (1940-1942 гг.) или 100 (1943-1944 гг.) 76,2-мм выстрелов для пушки и 2898 патронов (46 пулемётных дисков) (1940-1942 гг.) или 3150 патронов (50 пулемётных дисков) (1943-1944 гг.) для пулемётов. Для прицеливания при стрельбе из пушки и пулемёта использовались прицелы: для пушки Л-11: телескопический прицел ТОД-6 и перископический прицел ПТ-6; для пушки Ф-34 – телескопические прицелы ТОД-7, ТМФД-7 и перископические прицелы ПТ-7, ПТ-4-7.
В силовой установке танка применялся V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью 500 л.с. В состав трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали); механическая трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач; механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) и бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо; одноступенчатые бортовые передачи.
Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из одного двухскатного направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы переднего расположения, пяти двухскатных ошинованых резиной опорных катков с индивидуальной пружинной («свечной») подвеской, одного ведущего колеса зубового зацепления заднего расположения и гусеничной стальной ленты с траками шириной 550 мм (1940-1942 гг.) или 500 мм (1943-1946 гг.).
Для внешней связи на танке до 1943 года устанавливали радиостанции 71-ТК-1 или 9Р, с 1943 по 1946 год – радиостанцию 9РМ. Для внутренней связи использовали танковые переговорные устройства ТПУ-2, ТПУ-3, ТПУ-3-бис-Ф.
Ответ немцев
Действуя совместно с медленными, но практически неуязвимыми КВ-1, Т-34 сметали всё на своём пути. Но немецкое командование, как и во Франции, оказалось на высоте, и, благодаря хорошо скоординированным действиям Ju-87 “Штука”совместно с применением новых 88 миллиметровых пушек смогло помешать танковой армии СССР уничтожить и смести свои войска.
Новый немецкий тяжёлый Тигр превосходил советский Т-34 по защите и огневой мощи, но был слишком дорогим и ненадёжным. Потребность в более дешёвом и массовом среднем танке с мощной пушкой и очень высокой скоростью полета снаряда дала толчок к появлению на свет такой машины как Пантера.
Во время Московской зимней кампании и, позже, в Сталинграде, Т-34 были впервые широко применены и продавили оборону. Немецкие танки не переносили похолодание. Резина от катков отслаивалась, двигатели часто отказывались запускаться и требовали постепенного прогрева, на что не было времени, пулеметы часто клинили, а сами танки практически не могли передвигаться, поскольку из-за узких гусениц Pz-3 и Pz-4 буквально проваливались в снег и не могли двигаться.
К тому же, сложные метеорологические условия сделали невозможной любую воздушную поддержку, лишив таким образом бронетанковые войска какой-либо значимой помощи от Люфтваффе. Однако, новая Пантера оказалась смертельно опасным соперником для Т-34 на дальних дистанциях, поскольку спокойно пробивала его броню с огромных дистанций, оставаясь при этом практически неуязвимой для ответного огня.
Но не техника, а тактика и массовость оказались основами в решающей битве на Курской дуге, когда неуязвимые издалека Пантеры с Тиграми, были поражены тысячами Т-34, наносящими удары с близкой дистанции со всех сторон. Точно так же, как и Шерманы, многие Т-34 были принесены в жертву ради того, чтобы другие сблизились с врагом и смогли нанести удар с близких дистанций по уязвимым местам.
Основное применение танка во Второй мировой войне
Большинством специалистов признано, что танк Т-34 оказал существенное влияние на исход многих сражений
Важно отметить, что Т-34 за военный период был серьёзно усовершенствован, и танки 1945 года заметно отличался от тех же машин, действовавших в 1941 году. Но определяющим фактором для конечных итогов сражений на разных этапах Великой Отечественной войны в наибольшей степени являлась тактика применения танковых сил
В начальный период войны Т-34 представляли собой почти «неуязвимые» для противника танки, в прямых столкновениях с которыми немецкие войска несли самые ощутимые потери. На этом этапе в противостоянии с германскими Т-III и Т-IV Т-34 имел серьезное преимущество в дистанции огневого боя: они могли поражать противника на дальности до километра, рискуя получить ответный поражающий удар с расстояния не более 300 метров.
Тем не менее, преимущество советских боевых машин в подавляющем большинстве случаев немцам удавалось свести на нет. Прежде всего это достигалось массированием применения своих бронетанковых сил на главных направлениях. Концентрированные удары вермахта легко взламывали оборону советских войск, а в сочетании с манёвром это приводило к стремительным прорывам вглубь обороны и к потере управления частями РККА, что обеспечивало немцам общий успех.
Такому итогу способствовала постоянная поддержка немецких ударных танковых сил самоходной артиллерией. После первых же столкновений с советскими танками Т-34 и KB состав боевых групп танковых дивизий оперативно укрепили батареями 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для противотанковой борьбы. Кроме того, танковые части вермахта тесно и эффективно взаимодействовали со своими военно-воздушными силами.
Следует отметить, что к началу войны для танков Т-34 было реально подготовлено не более 150 экипажей. Стараясь сберечь моторесурс новейших танков, экипажи для них обучали на устаревших типах машин БТ-7 и Т-26. О том, сколько потерь Т-34 имел причиной неумелые действия экипажа, можно только догадываться.
Танк Т-34 во время Висло-Одерской наступательной операции
Советские войска ничуть не хуже немцев владели умением наносить удар концентрированным бронетанковым «кулаком». Но обеспечить достаточную массированность своих ударов у них, после тяжелейших потерь начальных месяцев войны, получалось не всегда. Вплоть до Сталинградской битвы прорывы советских танковых бригад, корпусов и даже армий в большинстве случаев заканчивались окружением прорвавшихся войск и большими потерями, поскольку нужной степени поддержки мобильной артиллерией и авиацией обеспечить не удавалось.
Даже в середине войны ошибки советского командного состава часто приводили к неверной тактике применения танков Т-34, делая эффективность использования этих машин в целом невысокой и несопоставимой с понесёнными потерями. По мнению специалистов, большое количество потерянных Т-34 в первые два с лишним года войны объясняются в основном не недостатками самой машины, а неграмотным применением танковых сил командирами РККА.
Лишь в отдельный период (1943 год) немцы смогли в заметной степени обеспечить себе качественное превосходство своих новейших танков перед Т-34. Но такая ситуация продлилась сравнительно недолго. Советские танки после переоснащения их 85-миллиметровыми пушками смогли вернуть себе преимущество в противостоянии с равными по классу противниками, а также опереться на эффективную поддержку САУ и собственных тяжёлых танков.
На завершающих этапах Второй мировой войны мобильность советских Т-34 начала использоваться в полной мере. В ходе глубоких прорывов как немецкой, так и позднее японской обороны именно эти танки сокрушали тылы и коммуникации противника. За счёт достаточного запаса хода и высокой мобильности они могли, уклоняясь от вражеских контрударов, упреждать занятие противником резервных рубежей обороны. Самым ярким примером подобного рода служит Висло-Одерская операция, в которой танковые армии 1-го Белорусского фронта преодолели 11 хорошо подготовленных немцами оборонительных рубежей и укреплённых районов.
Автор статьи:
Роев Олег
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.
Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях
Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.
Т-34-76 обр 1941 – первый справа
Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.
Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр 1943
ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.
ПТ-34
Т-34-85 – Смотреть основную статью.
Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945
Прочая техника на на базе Т-34:
ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34
СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943
Т-43 – Смотреть основную статью.
СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.
СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.
ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.
Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.
Т-100 в Египетском музее.
Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.
Type 65
Сравнение с зарубежными образцами
Концептуально зарубежные танки выглядели значительно более архаично, чем Т-34, кроме тяжёлых «Пантеры» и «Королевского Тигра» (конструкция которых имеет признаки влияния концепции Т-34).
Части конструкции немецких, английских и американских танков разных классов в целом были выполнены на более высоком техническом и производственном уровне, за исключением немецких танков в конце войны, когда качество их брони резко снизилось в связи с нехваткой легирующих добавок.
Бесспорным преимуществом немецких, английских и американских танков над советскими были более комфортные условия для экипажа. Однако обычно это требовало дополнительных затрат ресурсов при изготовлении.
Британские танкисты проезжают на танке М3 «Грант» мимо подбитого немецкого танка Pz. I
Общая боевая эффективность Т-34 на отдельных этапах войны была значительно выше, чем у зарубежных аналогов. Но в Германии и США создавались новые модификации средних танков. Так, последняя модификация американского «Шермана» по эффективности была вполне сопоставима с Т-34−85.
Было крайне важно, что простота конструкции Т-34 позволяла производить его в огромных количествах, что было жизненно необходимо для победы и имело гораздо большее значение, чем, например, воловья кожа на сиденьях «Тигра». Интересный факт: в 1943 г. в Британии был всесторонне изучен образец танка Т-34, в результате чего была дана превосходная оценка его конструкции и уровню квалификации её создателей
Рассматривался даже вопрос о производстве этого танка в Британии
Интересный факт: в 1943 г. в Британии был всесторонне изучен образец танка Т-34, в результате чего была дана превосходная оценка его конструкции и уровню квалификации её создателей. Рассматривался даже вопрос о производстве этого танка в Британии.
Подводя итог, можно заключить, что концепция конструкции танка Т-34 была передовой и своевременной (Т-34 в большой степени стал «законодателем моды» в мировом танкостроении).
Т-34 был проще и грубее, чем танки Германии, Англии и США, в части конструкции отдельных частей и качества изготовления. Однако по сумме боевых качеств он был выдающимся танком периода Второй мировой войны. Вкупе с массовостью производства Т-34 блестяще выполнил возложенную на него задачу.
Недостатки
Т-34 не был настолько идеальным танком, насколько он казался в то время немцам. Сборка низкого качества, ненадежные и выходящие из строя детали, много других дефектов, вызванных очень тяжелыми производственными условиями и низкоквалифицированным персоналом, низкие навыки экипажей, ошибки командования привели к большим потерям в каждой дивизии, оснащенной Т-34. В некоторых из них небоевые потери были чуть ли не больше боевых, забирая техническими проблемами больше половины боевых единиц.
Дизели были очень чувствительны к пыли и песку, в то время как первые версии фильтров на них отличались низкой эффективностью, что приводило к частым поломкам. Коробка передач и сцепление часто вызывали сильные вибрации, заклинивали при переключениях и даже иногда разрушались.
Было вполне привычно увидеть танк, несущий везде, где только возможно, запасные передачи и прочие запчасти, например, между дополнительными топливными баками, рядом с брезентом, лопатой, топором, буксировочным тросом и, конечно, запасными секциями гусениц.
Ставшие привычной картиной Т-34, быстро перемещающиеся со взводами на своих корпусах, на самом деле проходили очень небольшие расстояния, или же вообще делали это для чистой пропаганды. Скудное материальное обеспечение сделало подобное применение Т-34, по крайней мере вначале, крайне нерациональным.
Конвейеры, из-за быстрого продвижения немецкой армии, были перемещены далеко на восток, в Дзержинский Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле и Челябинский тракторный завод, получивший позже название “Танкоград”, где были далеко не лучшие условия для работы, например, производство начиналось под открытым небом, еще до создания крыши над ним. Но до окончания 1942, самым большим производством оставалось производство в восточной части Сталинграда. Оттуда Т-34 шли в бой чуть ли не из заводских ворот.
Историческая справка
Основная статья: История Т-34 экранированный
Решением этого вопроса занималась особая группа сотрудников НИИ-48 и завода № 112 под общим руководством инженера-полковника И. Бурцева.
Проект экранировки Т-34 заводом № 112
В ходе выполнения работ была разработана схема экранировки 10- и 16-мм броневыми листами высокой твердости, причем лобовая часть танка была свободна от экранов. а борта и корма корпуса и башни защищались наклонно установленными листами брони (над т.н. «надкрылками» или «подкрылками» корпуса) и листами брони, свисавшими за пределами ходовой части (зашита вертикальных бортов корпуса). Экран планировалось устанавливать на расстоянии 70-150 мм от основной брони. Кроме того, уголковым экраном была защищена также балка носа Т-34. пробивавшаяся бронебойным 37-мм и 50-мм снарядом. Подобное экранирование увеличивало массу Т-34 на 3-3.5 т.
Макет экранированного корпуса в натуральную величину был изготовлен и испытан в начале 1943 г. и показал хорошие результаты. Но экранированные в опытном порядке танки, брошенные в бой, встретили совершенно новые противотанковые орудия – 75-мм РаК 40. против которых экраны оказались неэффективными. Указанные орудия вели огонь бронебойными снарядами. которые сбивали экраны и пробивали даже лобовую броню танка, прежде практически неуязвимую от огня 37-мм и 50-мм противотанковых пушек.”
Ну во-первых, не опытные, а вполне себе серийная партия из 46 Т-34, изготовленная согласно постановлению ГКО №2594. На 1 марта 1943 года изготовлено 23 танка, а окончательно построено все 46 машин к маю, отправлены в Костерево, где из выдали 41 ТБр и 21 июля 1943 года отправлены в составе 5 ТК.
Во-вторых, не Pak 40. Как раз ее экраны выдержали, но засада в том, что 41 ТБр нарвалась на перфоратор пострашнее:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1727, стр.215, 216, 220.