«Грачи прилетели» Саврасова (1871 г.)
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Алексей Саврасов (1830—1897), как и Александр Иванов, совершил революцию. Но более узкоспециализированную. В области пейзажа.
Именно с работы «Грачи прилетели» началась эпоха пейзажа настроения.
Картина имеет один парадокс.
С одной стороны, пейзаж … скучный и монохромный. А что ещё можно ожидать от конца марта, да ещё в малоухоженной русской глубинке? Тут уж слякоть, серый цвет и обветшалость обеспечены.
Но каким-то волшебным образом нам все это кажется милым и душевным. Секрет — в тонком направлении зрителя к приятным эмоциям.
Ведь художник выбрал очень интересный момент: ещё холодно, но уже вот-вот придёт тепло. Это ощущение скорых перемен к лучшему нам и нравится.
Отсюда приятные ощущения, казалось бы, без повода. Просто он еле уловим.
С тех пор, как Саврасов создал своих «Грачей» в 1871 году, почти все русские пейзажи были именно такими — поэтичными и настроенческими.
О картине читайте в статье «Грачи прилетели: почему картина стала культовой»
Навстречу гармонии и идеалам. Топ-15 известных академистов, классиков и неоклассиков
Абстракционизм и схожие с ним направления принимает далеко не каждый человек. Кому-то больше по душе традиционные портреты или пейзажи. К такой же группе относятся и приверженцы классицизма, которые предпочитают демонстрировать гармонию мира и даже идеализировать его. Среди известных это художник Карл Брюллов с его шедевром «Последний день Помпеи», это Генрих Семирадский с полотнами на античную тему, это Владимир Боровиковский с его знаменитыми портретами царских особ.
К. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833 г.
Г. Семирадский. «Путешественник в Древней Греции».
В схожем с ними направлении трудились и академисты, чьи работы пользовались большим успехом. Так, Александра Иванова даже прозвали художником одной картины за его «Явление Христа народу». А морские пейзажи и сцены сражений Льва Лагорио были столь реалистичны, что оказывали неизгладимое впечатление на зрителей. У Алексея Харламова прекрасно получались женские и детские портреты, Никанор Чернецов завораживал зрителей своими городскими и архитектурными пейзажами, у Николая Крымова отлично выходили природные пейзажи, а Константин Крыжицкий предпочитал изображать реалистичные пейзажи.
А. Иванов. Главная картина жизни «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.
Л. Лагорио. Баталия «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года». 1891 г.
А. Харламов. Полотно «Составление букета».
Среди академистов выделим и еще одну интересную группу художников, которые работали на заказ и потому на большинство работ много времени не тратили. Это салонные академисты Юлий Клевер и Константин Маковский, которые при своем поточном производстве прекрасно зарабатывали. Более того, теперь на их картинах зарабатывают и их владельцы.
К. Маковский. Портрет В.А. Волконской. 1884 г.
Куда более свободно к вопросу художественных канонов подошли представители неоклассицизма. Если посмотреть на работы популярных русских неоклассиков, то мы увидим менее строгие формы и более динамичные композиции в известных театральных работах Леона Бакста, в автопортрете «Арлекин и Пьеро» Василия Шухаева и Александра Яковлева, в пронзительных картинах на тему России Бориса Григорьева.
Л. Бакст. Эскиз костюма Клеопатры. 1909 г.
В. Шухаев. А. Яковлев. Двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро». 1914-1962 гг.
Б. Григорьев. «Лики мира». 1929-1930 гг.
Фрида Кало (06.07.1907 — 13.07.1954)
Одной из немногих известных на весь мир женщин-художниц прошлого века стала Фрида Кало. Она никогда ни в чем не хотела уступать противоположному полу, занималась спортом, даже увлекалась некоторое время боксом.
Как и многие художники России и Запада, Фрида не сразу выбрала свой путь. Она изучала медицину. Именно во время обучения она познакомилась со знаменитым художником Диего Риверой, который потом станет её мужем.
Когда Фриде было 18, она попала в ужасную аварию. Из-за этого она долгое время провела в постели и уже никогда не смогла стать матерью. Лежа в кровати, не имея возможности подняться, Кало начала изучать живопись. Она смотрела на закрепленное вверху зеркало и рисовала автопортреты.
В 22 года Фрида продолжила получать образование, но живопись уже не смогла оставить. Она продолжала работу, все ближе сходилась с Риверой, а затем стала его женой. Но Диего нанес сильный удар по Фриде – он изменил художнице с её сестрой. После этого Кало создала картину «Всего-то несколько царапин».
Фрида была коммунисткой. Она общалась с Троцким и была очень рада, что тот жил в Мексике. Поговаривали, что их связывало нечто большее, чем просто дружба.
Кало мечтала стать матерью, но травмы, полученные при аварии, не позволяли ей сделать это. Главными героями её картин все чаще становились мертвые дети. Однако несмотря на страдания, Фрида любила жизнь, была светлым и позитивным человеком. Она интересовалась политикой СССР, восхищалась вождями. Привлекали её и художники России. Фрида хотела нарисовать портрет Сталина, но так и не успела закончить свою работу.
Тяжелые травмы не давали о себе забыть. Она очень часто вынуждена была лежать в госпитале, ей ампутировали ногу. Но после этого было светлое пятно в её жизни — первая персональная выставка.
Фрида Кало скончалась от воспаления легких 13 июля 1954 года.
Илья и Эмилия Кабаковы
View on Instagram
Творческий дуэт концептуалистов и семейная пара по совместительству. Как и многие успешные современные авторы, Илья и Эмилия Кабаковы работают в разных жанрах и с помощью разных инструментов. В их арсенале живопись, графика, макеты, коллажи, внедрение посторонних предметов в арт-объекты. Но главное, чем знамениты художники не только на родине, но и за рубежом, – это тотальные инсталляции. Это значит подробное воссоздание существующего или создание нового пространства. Первое слово, которое приходит на ум при виде их проектов, – «атмосфера». Детализированная инсталляция позволяет буквально окунуться в изображаемое пространство. Что касается тем, то в основном это советский быт и его интерпретации. Например, «Человек, улетевший в космос из своей комнаты»: четыре стены, обклеенные советскими плакатами, раскладушка, банка, пара ботинок, пыль и известка на полу и дыра в потолке – человек-то улетел. Кабаковы переехали в Америку и рассказывали о родном укладе жизни с помощью своих арт-объектов. Кроме того, художники задумываются о диалоге автора с самим собой, о его взгляде на собственное творчество, о смысле жизни и вкладе в искусство. Экспозиции дуэта проходили в музее «Гараж» и в Третьяковской галерее в Москве, в Эрмитаже в Петербурге, в галерее Tate в Лондоне и во многих других выставочных залах в России и за рубежом.
View on Instagram
Живописец Крамской
Иван Николаевич Крамской известен как создатель исторических портретов. Первую свою работу он написал в Воронежской губернии, затем переселился в Харьковскую, позже приехал в Санкт-Петербург. Сначала он занимался ретушированием фотографий, а потом создавал образы людей на полотнах.
Его работы неординарны:
- «Христос в пустыне»;
- «Портрет леди»;
- «Неизвестная»;
- «Неутешное горе».
Крамской стремился передавать не просто внешность человека, а его переживания. В большинстве его картин натурщики выполняют какие-то действия, а не только позируют художнику. Некоторые из его полотен сегодня хранятся в Третьяковской галерее. Все работы Крамского передают его демократические взгляды. А также он долго изучал религию и даже создал определенный перелом в морально-философском мышлении. Его портрет «Христос в пустыне» показал все драматические переживания Божьего сына. Он затронул глубоко психологическую интерпретацию его жизни, рассказал об идее героического самопожертвования.
Позже Крамской стал художественным критиком. Об искусстве он судил проницательно, настойчиво исследовал каждую работу, пытался дать объективную оценку живописцам и повлиять на них.
Хорошим временем для развития русской портретной живописи стало восемнадцатое столетие. Жанр занял ведущие позиции, а художники переняли приемы и технику от своих европейских коллег. Но если полотна зарубежных мастеров можно сравнить с сухими официальными докладами, то портреты российских живописцев проникнуты чувствами и переживаниями, словно лирические стихотворения или романы.
Художники хотели не только запечатлеть внешние особенности натурщиков, но и отразить их внутренний мир. К примеру, Аргунов и Антропов сумели преодолеть условности и изображали своих моделей правдиво. А Боровиковский и Левицкий зашли гораздо дальше. Как и следующие после них художники, они научились улавливать настроение человека и придавать его личности одухотворенность. Каждый портретист стремился к идеалу, воспевал внутреннюю и внешнюю красоту натурщиков.
Предыдущая
КультурологияОбразование в Древней Руси – причины создания первых школ
Следующая
КультурологияШкольная форма – кратко об истории развития в России
Дмитрий Левицкий
Специалисты сферы искусства среди всех художников-портретистов выделяют Дмитрия Левицкого. Они говорят, что в его работах отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщиком этого живописца, он передавал не просто внешний вид человека, но и его психологические особенности. На портретах Левицкого можно рассмотреть открытость, грусть, душевное тепло, обиду, а также национальные особенности личности.
Множество портретов этого мастера занимают промежуточное место между парадными и камерными. Самые известные работы:
- Нелидовой;
- Львовой;
- Дьяковой;
- Новикова;
- Митрофановых;
- Храповицкого.
Стоит отметить также портреты Кокоринова и целый цикл «Смолянки», образы Маркеровского и Бакуниной. Творчество Левицкого объединило точность Антропова и лирику Рокотова. То есть его портреты выглядят не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из наиболее известных художников XVIII века. Мастер создавал портреты дворянской знати, знаменитых личностей и простых людей.
Первая половина 18 века
Начало расцвета русской художественной школы случилось во время правления Петра I. Иван Никитин стал основоположником новой русской живописи. Он происходил из семьи священнослужителей
На его яркий талант впервые обратил внимание Петр I и определил в ученики к художнику-немцу Иоану Дангауеру
Молодой художник писал портреты Петра I, его супруги, великой княжны Анны, и других высокопоставленных лиц. Одно из его лучших произведений – «Портрет напольного гетмана». Никитин был предметом патриотической гордости императора, его любимым художником. Его работы вошли в золотой фонд русской и европейской живописи.
Еще один известный русский художник – Андрей Матвеев. Он был первым мастером-универсалом. Одинаково талантливо писал портреты, иконы, батальные исторические сцены, живописные пейзажи. Тесно общался с выдающимися архитекторами своего времени Земцовым и Трезини. Заложил основы художественной педагогики.
Одна из его самых удачных работ – «Автопортрет с женой».
Творчество Матвеева оказало огромное влияние на формирование художественного таланта Вишнякова И.Я., Антропова А.П., Аргунова И.П.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ РОССИИ
Гении, новаторы, скандалисты, первопроходцы, оказавшие невероятное влияние на мировую культуру. Величайшие русские художники – кто они?
Топ 7 русских художников
В числе самых выдающихся и влиятельных русских художников:
1. Казимир Малевич (1879-1935) – автор самого спорного произведения за всю историю мировой живописи, «Черного квадрата». Впрочем, наследие Малевича велико и включает, в частности, не только «Черный», но и «Красный» и «Белый» квадраты. Самый скандальный и самый дорогой из русских художников. Его шедевр «Супрематическая композиция» был продан на аукционе «Сотбис» за 60 млн долларов.
«Супрематическая композиция»
2. Иван Айвазовский (1817-1900) – величайший русский художник-маринист, автор бессмертного «Девятого Вала». Самый плодовитый художник – написал более 6 тысяч картин. Ввиду огромного наследия, одновременно является одним из самых подделываемых художников в мире. Широко известен на Западе, работы регулярно продаются на аукционах, включая «Сотбис».
Девятый вал
3. Виктор Васнецов (1848-1936) – пожалуй, самый русский из всех русских художников. Известен работами, воспевающими фольклор, сказки, былины. Не только автор «Трех богатырей», но и один из разработчиков советской будёновки.
4. Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) – самый революционный художник. Картина «Купание красного коня» пророчески предсказала страшные потрясения в России. Хотя его часто критиковали за эротизм (смело изображал не только обнаженных женщин, но и мужчин), в целом его можно считать предтечей соцреализма. На зарубежных аукционах огромным успехом пользуются не столько его революционные работы, сколько натюрморты.
«Купание красного коня»
5. Василий Верещагин (1842–1904) – художник-баталист, прославившийся документальными отображениями ужасов войны. Наиболее известная работа – «Апофеоз войны», изображающая груду черепов, выбеленных палящим солнцем. За пацифистскую позицию десятилетиями подвергался травле со стороны царского правительства. При этом пользовался неимоверной популярностью как в России, так и на Западе. Его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. (за 28 дней). Такая слава не снилась многим поп-звездам современности.
«Апофеоз войны»
6. Владимир Татлин (1885– 1953) – основоположник конструктивизма, художник, архитектор, график. Его художественные работы, схожие по стилю с ранними творениями Пикассо, выставлены в парижском музее Помпиду и в библиотеке Оксфорда. Его шедевр «Башня Татлина» – один из самых узнаваемых и растиражированных символов авангардизма в мире. Пользовался огромным успехом на Западе («машинное искусство Татлина»), вдохновил целое поколение художников-дадаистов, в том числе, мэтра сюрреализма француза Марселя Дюшана.
«Башня Татлина»
7. Илья Глазунов (род. 1930) – самый монументальный русский художник. Наиболее известно его полотно «Вечная Россия» (размер – 3Х6 м) – живописная летопись русской истории за 988-1988 гг., приуроченная к 1000-летию крещения Руси. Всего создал более 3 тыс. работ (портреты, пейзажи, исторические и политические полотна). Репутация Глазунова небесспорна – кто-то считает его гением, кто-то – конъюнктурщиком. Ясно одно – это фигура титанического масштаба, как и его полотна.
«Вечная Россия»
Хочется верить, что и в будущем в России тоже появятся художники, способные перевернуть представления человечества о прекрасном.
«Мир искусства»: художники и картины
Участников сообщества «Мир искусства» объединял интерес к ушедшим эпохам и стилям, культ прекрасного, романтизм с налетом иронии
Схожее мировоззрение влияло на выбор сюжетов и мотивов картин, где немаловажное место занимали исторические сценки с налетом театральности. В объединение входили многие выдающиеся русские живописцы, графисты и иллюстраторы
Александр Бенуа (1870-1960) следовал разработанной им концепции всю свою творческую жизнь. В 1900-е годы он работал над «версальскими» сериями акварелей, посвященными временам правления Людовика XIV. Король и придворные изображены на фоне дворцовых пейзажей, напоминающих театральные декорации.
Валентин Серов (1865-1911) принимал активное участие в работе объединения и даже уговорил Николая II выделить субсидию на издание журнала. Живописец черпал вдохновение в событиях XVIII века, его персонажи отличаются некоторой условностью и подчеркнутой декоративностью.
Евгений Лансере (1875-1946) — художник, график и иллюстратор, увлекался Петровской эпохой. В своих работах, посвященных строительству Петербурга, он создавал живой образ холодного и ветреного города с затянутым тучами небом.
Константин Сомов (1869-1939) строго следовал принципам мирискуснической эстетики, для его работ характерен изысканный стиль, чувственность и театральность. Излюбленными темами художника были любовные сценки на пленэре.
Мария Якунчикова (1870-1902) занималась оформлением журнала и регулярно выставляла свои пейзажи в стиле импрессионистов, где тонкая игра света и тени передавала настроение момента. Много картин художницы посвящено старинным интерьерам.
Лев Бакст (1866-1924) — мастер с разносторонними творческими интересами, известен как театральный декоратор. Принципы мирискусников наиболее ярко прослеживаются в его ироничных иллюстрациях к повести Николая Гоголя «Нос» и акварельных зарисовках старого Петербурга.
Мстислав Добужинский (1875-1946) предпочитал изображать северную столицу без налета романтики. На его пейзажах город предстает мрачным и пустым, а безлюдные улицы и неприглядные доходные дома создают ощущение безысходности.
Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955) прославилась своими акварелями с изображениями видов Санкт-Петербурга в необычных колористических решениях. В журнале публиковала гравюры с городскими зимними пейзажами.
С появлением множества новых течений деятельность сообщества начала постепенно угасать. В 1903 прекратились выставки, а год спустя по причине отсутствия финансирования пришлось закрыть журнал. Сначала отделились московские мастера, а затем и часть петербургских живописцев перешла в Союз русских художников. В 1906 году состоялась последняя масштабная выставка при участии Сергея Дягилева, после чего он переключился на свои театральные проекты.
В последующие несколько лет деятельность объединения практически угасла, хотя на бумаге оно продолжало существовать. В 1910 году должность председателя занял Николай Рерих, который возглавил движение по возрождению организации и возобновлению выставочной деятельности. Небольшая часть художников продолжала развивать принципы и идеи старшего поколения мирискусников, но представителям авангардных течений концепция была уже неинтересна. Последняя выставка под эгидой «Мира искусства» прошла во Франции в 1927 году, после чего объединение было официально закрыто.
Художники-передвижники
В конце XIX – начале XX века в России возникло Товарищество передвижных выставок. Его члены с целью широкой пропаганды искусства и эстетического воспитания народных масс организовывали по всей стране передвижные выставки своих работ (отсюда и название). В Товарищество входили лучшие живописцы своего времени.
В.Г.Перов – мастер бытовой живописи. Основная тема творчества – сочувствие убогой жизни трудового люда, русской деревни. Написал «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Охотники на привале», «Проводы покойника».
И.Н.Крамской – талантливый портретист, исторический живописец. Основные работы: «Некрасов в период последних песен», «Христос в пустыне», «Неизвестная».
Илья Репин – один из самых известных русских художников. Автор гениальных полотен «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», « Тайная вечеря», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Василий Суриков – его работы вызывают преклонение и восхищение гением художника: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири».
Валентин Серов проявлял творческий интерес к историческим композициям, теме мифологии. Одаренный портретист, он написал портреты Горького, Ермоловой, Шаляпина, семьи Юсуповых. Одной из лучших работ стал портрет О.К.Орловой «Девочка с персиками». Он признается кульминацией творчества Серова.
Исаак Левитан – мастер русской пейзажной живописи. Его талантливые работы «Вечерний звон», «У омута», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща», «Лунная ночь» отражают подлинно высокий художественный уровень настоящего мастера.
Михаил Врубель. Его творчество исполнено трагизма, героической одухотворенности, в картинах отразился великий декоративный дар художника на все времена. Самые известные работы: «Демон», «Демон сидящий», «К ночи», «Девочка на фоне персидского ковра».
Алексей Саврасов – высокоодаренный художник, создатель русского лирического пейзажа. Иван Крамской писал, что в его картинах живет душа России. Одна из самых знаменитых работ Саврасова – «Грачи прилетели».
Шишкин – сильнейший пейзажист. Критики называют его работы поэмой флоре: «Сосновый бор», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубовая роща». Он стал основателем особого жанра портретного пейзажа. Сказочные по красоте и сюжету работы художника Виктора Васнецова: «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».
Известные русские художники внесли неоценимый вклад в мировую культуру.
Смелые идеи. Топ-15 известных модернистов, кубистов и конструктивистов
Родственным авангардизму является модернизм. Модернисты тоже выступали против застоя в живописи, против сложившихся канонов и направили усилия на поиск новых художественных средств. Так, Павел Филонов рисовал картины с помощью цветовых ячеек и разработал аналитическое искусство. Николай Фешин часто рисовал картину не кистью, а мастихином, и добивался удивительных тающих переходов от одного участка к другому. Исаак Бродский не просто рисовал, а словно бы ткал тонкие кружева, добиваясь высочайшей ажурности картин. Роберт Фальк смешивал разные приемы, добиваясь пластичности и экспрессии изображения.
П. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.
Н. Фешин. «Портрет мадемуазель Подбельской». 1912 г.
И. Бродский. «Фейерверк». 1916 г.
Еще одной разновидностью авангардизма является кубизм. Художники этого направления экспериментировали с дроблением картины на разнообразные геометрические фигуры, в частности кубы. Так как интерес к этому стилю не мог закончиться на простом дроблении, то у каждого художника кубизм проявлялся в соответствии с его мироощущением и всем его художественным опытом. Так, в работах Аристарха Лентулова даже разложенные на фрагменты картины передавали огромную жизнерадостность художника. Вера Рохлина выделяла грани цветом, что помогало зрителям уходить от рассмотрения деталей к общему восприятию картины.
А. Лентулов. Картина «Василий Блаженный». 1913 г.
В. Рохлина. Холст «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.
Кирилл Зданевич и вовсе пришел к идее оркестровой живописи, которая разрешала художнику использовать в одной работе не только разные стили, но и разное понимание самой живописи. К числу талантливых кубистов также относятся эпатажная Тамара де Лемпицка, академик АХ СССР Петр Кончаловский, оригинальный портретист Юрий Анненков, новатор Александр Богомазов, талантливый художник Иван Клюн и кубист Макс Вебер, учивший Марка Ротко.
К. Зданевич. «Оркестровый автопортрет». 1917-18 гг.
К русскому авангардизму относятся и конструктивисты, которые находили новые формы в производственном искусстве. Благодаря таким известным художникам-конструктивистам, как Александр Родченко, Василий Ермилов, Варвара Степанова и многим другим, авангардизм перебрался на одежду, отразился в рекламных плакатах, иллюстрациях книг и нашел другие практические применения.
В. Степанова. Эскизы спортивных костюмов.