Украшения
Anima
Стилист Михаил Барышников, чья ювелирная марка запустилась в начале этого года, признаётся, что украшения нравились ему всегда: «Я давно хотел этим заниматься и даже учился дизайну малых форм. Первые изделия делал для мамы ещё в начальных классах школы из проволоки и потрясающе красивых прозрачных красных капсул, похищенных у бабушки». Одно из тех украшений в итоге стало прообразом первой ювелирной линейки Anima. Производство марки базируется в небольшой мастерской в Москве. В том, что касается материалов, дизайнер отдаёт предпочтение золоту, серебру и натуральным камням — редким и нетипичным: «Я выбираю природное сырьё и провожу отбор строго сам. Найти камни, не прошедшие облагораживание, — большая и сложная история, а найти их в нужном качестве, размере и обработке — вообще сверхзадача, но пока получается».
anna.m.objects
Марку anna.m.objects запустила два года назад ресторанный критик Анна Масловская. Стимулом для неё послужила распространённая проблема — девушка не могла найти украшения, которые бы ей нравились. «Я дизайнер-конструктор одежды по образованию, с детства рисую и шью, и идея делать что-то руками была мне понятна и естественна, — рассказывает Анна. — Занятие быстро затянуло. Выяснилось, что этого-то мне и не хватало последние пять лет погружения в журналистику — порчи маникюра и ожогов пальцев».
Bluebox
Марку основала Галина Денисова, которая имеет огромный опыт работы в модной индустрии, но преимущественно в ретейле — в её послужном списке и открытие бутиков Gianfranco Ferré и Versace в 90-х, и разработка концепции культового магазина обуви и аксессуаров «Берёзка». Почему Галина решила переквалифицироваться в дизайнера украшений? «Мне всегда нравились кружева и тонкость, отсюда и тяга к изящным изделиям. Я езжу по миру, вижу много интересных вещей в Азии, Нью-Йорке или в Париже
И мне хотелось, чтобы люди в Москве тоже получили доступ к интересным и доступным — обращаю на это внимание — украшениям»
Мода: в мире
Для элиты и масс
Мода в узком значении — это потребление модных товаров и услуг для удовлетворения эстетических потребностей и подчеркивания социального статуса человека.
Ключевым фэшн-товаром считается одежда. Родственной продукцией — обувь и аксессуары (головные уборы, сумки, ремни, перчатки, очки, шарфы, чулочные изделия, ювелирные украшения, бижутерия, косметика, парфюмерия).
Возможности массового производства сделали моду доступной для людей разного достатка. Сегодня индустрия — активно развивающийся сектор экономики, формируемый двумя базовыми отраслями промышленности: текстильной и швейной.
Глобальный рынок моды постоянно растет (в 2016 году — на 1,5%, в 2017 году — на 3%, почти до $2 трлн). В основном за счет продаж в развивающихся странах: доходы населения увеличиваются, бренды открывают новые магазины, азиатские дизайнеры заявляют о себе на мировом уровне: Issey Miyake и Yohji Yamamoto (Япония), Zuhair Murad и Elie Saab (Ливан), Sankuanz и Ms Min (Китай) и др.
Кто есть кто
Абсолютный мировой лидер по совокупному объему розничной торговли одеждой — испанский концерн Inditex (ключевой бренд — Zara). Компания специализируется на «быстрой моде», то есть адаптации и тиражировании ультраактуальных идей ведущих дизайнеров мира. На втором месте Nike — мировой производитель спортивной одежды и обуви. На третьем французский конгломерат LVMH, ориентированный на люкс и премиум.
Марочные портфели крупнейших мультибрендовых игроков фэшн-рынка (2018 г., по данным компаний)
LVMH (Moët Hennessy — Louis Vuitton) — Франция. Бренды концерна в сфере моды: Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Fendi, Celine, Loewe, Moynat, Kenzo, Emilio Pucci, Fenty, Marc Jacobs, RIMOWA, BERLUTI, Loro Piana, Nicholas Kirkwood; Richemont (Швейцария): Azzedine Alaïa, Chloé, Peter Millar, Purday, Separian, Albert Dunhill; Kering (Франция) : Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen, Brioni; Inditex (Испания): Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull and Bear, Stradivarius, Tempe, Uterque, Lefties; GAP (США): GAP, Banana Republic, Old Navy, Athleta, Intermix.
Рынок одежды. Ключевые сегменты
Почти 70% модной розницы в мире занимает одежда. Ее продажи с учетом предметов роскоши оцениваются в $1,4 млрд, средняя динамика с 2011 года — 4,2%.
Исходя из стоимости и качества товаров, рынок одежды делят на несколько сегментов:
три ценовых категории: высшая, средняя, низшая;
три «качественных»: люкс, премиум/бридж (как правило, дизайнерская одежда) и масс-маркет.
На бридж (высококачественная одежда более простого кроя и аксессуары по умеренным ценам) и демократичные марки приходится свыше 70% рынка. Люкс в 2017 году занимал более 28-30% (около $400 млрд).
Дизайнерская (авторская) одежда.Цены и производители
Люкс (высшая ценовая категория) — товары в сегментах:
Премиум/бридж (средняя ценовая категория) — товары в сегментах:
бренды знаменитостей (от $80);
Отказ от сезонности
Глобализация и цифровые технологии сезонный график размывают. География продаж расширяется, а разные погодные условия в регионах приводят к тренду на транссезонные вещи.
Меняется и интервал между дефиле и поступлением в магазины. В условиях жесткой конкуренции бренды переходят на систему see now, buy now — приобретение моделей сразу после показа, не дожидаясь наступления сезона. Пионерами в 2017 году стали британские бренды Tom Ford и Burberry.
Ритейл в онлайн
В 2017 году в мире было закрыто более 5 тыс. крупных торговых центров. В 2018-м тенденция сохранялась. В ближайшие пять лет, как прогнозирует Credit Suisse, общее число моллов сократится на 25%.
Традиционные каналы (моно- и мультибрендовые бутики, универмаги и т.д.) постепенно вытесняются онлайн-коммерцией. Крупнейшие интернет-ритейлеры (например, Amazon, Macy’s, Tmall) превращаются в мультисервисные платформы. Мощным каналом продаж становятся социальные сети.
По результатам исследования WWD, в 2018 году объем онлайн-торговли модными товарами (одежда, обувь, сумки и аксессуары) составил $481 миллиардов. В ближайшем будущем предполагается рост на 8,2% — до $713 млрд в 2020 году.
Одна из причин перемен в дистрибуции — поколенческая. Сегодняшняя целевая аудитория для модной индустрии — люди, выросшие на современных технологиях: миллениалы (родившиеся с 1982 по 2004 годы) и центениалы (с 2005 года). Ожидается, что к 2025-му покупательная способность и тех и других составит 45% от всех потребителей люксовых товаров.
Petrichor
Романтичное название (петрикор — это запах земли после дождя) молодой марке подходит идеально. Все материалы в коллекциях — натуральные, все краски — природные, в диапазоне от землистых до небесных оттенков, все силуэты — минималистичные. Собственный проект основательница Petrichor Анна Погодина запустила всего полгода назад, а до этого работала в компаниях сегмента fast fashion. И именно там поняла, что делать просто одежду — недостаточно.
В основу весенней коллекции легла сказка Андерсена «Дикие лебеди», где главная героиня должна собственными руками сплести одиннадцать рубашек из кусачей крапивы — только тогда ее братья, превращенные в лебедей, снова станут людьми. У Petrichor из крапивы получились не только рубашки, но и платья с юбками. На вид такую ткань не отличить от обычной. На ощупь — тоже. «Чтобы стать людьми, — говорит Анна, — необязательно носить рубашки из крапивы
Важно проявлять человечность, беречь природу». Необычных материалов в коллекциях много
Наряду с привычными шерстью, льном или органическим хлопком появляются бамбук и конопля. А отделка производится из дерева — например, пряжки из яблони едут к Анне из небольшой татарстанской деревни. Так марка поддерживает частные маленькие производства.
На модели: свитер из шерсти с коноплей, футболка из органического хлопка, окрашенная кокосом и стробилянтом, юбка из крапивы рами с хлопком, все Petrichor. На Анне: костюм из крапивы с хлопком, футболка из бамбука с лайкрой Petrichor.
SHU’
instagram.com/shu_clothes
instagram.com/shu_clothes
Марка, название которой читается как «шью», — еще один специалист в области одежды для активного городского образа жизни, и особенно хорошо ей удается верхняя одежда. Для используется легкая и дышащая мембранная ткань, синтетический утеплитель, который подлежит машинной стирке и быстро сохнет, плотный хлопок и незаметная фурнитура. На парках, плащах и толстовках нет никаких видимых логотипов, их отличает монохромность и лаконичность силуэта. В качестве карантинно-поддерживающей меры у марки сейчас действует скидка на всю новую коллекцию, а комплект из толстовки, футболки и трех пар носков (так называемый home pack) обойдется на треть дешевле.
Аксессуары
Asya Malbershtein
Марка, которой одной из первых удалось удачнейшим образом наладить производство кожаных вещей и аксессуаров, — питерская Asya Malbershtein. Сейчас в её ассортименте чего только нет: и ладно скроенные пальто, и практичные платья-рубашки, и даже халаты, которые жалко носить только дома. И всё же кожаные вещи, в особенности рюкзаки, до сих пор являются визитной карточкой Asya Malbershtein и первым, что приходит на ум при её упоминании. Помимо сумок и рюкзаков из кожи, ставшей фирменным материалом марки, можно купить и фартуки, бандажи и юбки. Из относительных нововведений стоит отметить небольшие сумки с цветными аппликациями, которые подойдут всем, кто любит яркие акценты.
Kokosina
Александра Косова — создательница и дизайнер марки с обаятельным названием Kokosina, первую пробную коллекцию которой продавали в 2011 году на «Пикнике „Афиши“». В настоящий момент под маркой Kokosina выпускаются рюкзаки, сумки, плетёные шнурки, браслеты, обложки на паспорт, пеналы (которые можно использовать в качестве кошельков) и кисточки-брелоки. Цены на маленькие изделия начинаются с 1000 рублей, а самый дорогой -мешок (он же и самый симпатичный) с модификацией обойдётся примерно в 10 тысяч рублей. Марка шьёт из кожи не только чёрного цвета: рюкзаки пыльных, пастельных представлены в её онлайн-магазине в избытке и на деле оказываются дешевле любого масс-маркета. Сейчас марка продаётся в Click-Boutique и Podium Market, а также вещи можно заказать в одноимённом онлайн-магазине.
imakebags
Дизайнер Ксения Лапшова выпустила первую коллекцию всего несколько лет назад, вдохновившись винтажными сумками с европейских блошиных рынков. В коллекции марки есть самые разнообразные аксессуары из натуральной кожи: небольшие сумки жёсткой формы (7200 рублей), рюкзаки-мешки (18 400 рублей), папки для компьютера (5000 рублей) и клатчи насыщенных оттенков (10 200 рублей). У imakebags также есть постоянная коллаборационная линейка с другой российской маркой — NNedre. Поясная сумка из неё, к примеру, обойдётся примерно в 3500 рублей. Временной цикл производства одной вещи может занимать от 12 часов, что отлично демонстрирует кропотливость подхода. Все вещи можно купить в онлайн-магазине cамой марки или в Click-Boutique.
Базовая одежда
Астра
История создания небольшой марки «Астра» — очередной пример сценария «когда не можешь найти подходящую одежду, просто начни делать её сам». Почти всегда из таких идей вырастает очень личный проект, нацеленный не просто на получение прибыли. Так, основательница «Астры» Ира Паршина все свои авторские платья, рубашки и брюки сперва тестирует на себе — посадку, комфорт.
Base Forms
Это второе детище дизайнера Дарьи Чернышевой, которая до Base Forms на протяжении пяти лет занималась развитием собственного бренда
Дойдя до определённого рубежа, девушка решила переключить внимание на более универсальную, нейтральную одежду — так родилась идея создать марку, в которой каждый нашёл бы идеальную белую рубашку или юбку прямого кроя. Свои вещи Чернышева представляет как своеобразную униформу на каждый день — удобно и практично
The Other Dress
«Сегодня, следуя советам многочисленных стилистов и имиджмейкеров, люди всё чаще задумываются о создании идеального базового гардероба, собственно, с этой мысли мы и начали», — рассказывает одна из основательниц марки Виолетта Горина. О производстве одежды она знает не понаслышке — Виолетта сама какое-то время занималась индивидуальным пошивом, так что в качестве посадки вещей The Other Dress можно не сомневаться. Эстетически марка похожа на созвучный шведский бренд & Other Stories — тут и женственный минимализм, и лёгкие намёки на андрогинный стиль.
Уличная одежда
ВОЛЧОК
Созданный в 2014 году Василием (бренд носит его настоящую фамилию), ВОЛЧОК сегодня — один из самых узнаваемых уличных брендов. Всё началось с желания «внести свой вклад и своё виденье в сегмент, делать качественный и интересный контент, рассказывать историю „русской готики“». Яркие слоганы «Вера», «Юность», «Моя оборона» вмиг разлетелись по разношёрстной аудитории — от молодых рейверов до взрослых почитателей сарказма и той самой готики. Тогда, на старте, главной проблемой было неумение составить грамотное техническое задание для производства — пошива и печати. Сейчас — распределять бюджет и «соблюдать серьёзность». Объёмы и формы увеличились, на создание коллекции и, конечно, подготовку, уходит значительно больше времени. Но, стоит отметить, цены остались приемлемыми: футболки 1200 руб., свитшоты 2800 руб.
СПУТНИК1985
Пожалуй, одна из самых знаменитых streetwear-марок в России, несмотря на то, что появилась она не так давно — в 2011 году. Вещи с надписями «Напрасная юность», «Поганая молодёжь» и «Хуже тебя» несложно заметить на столичных улицах, а на рейвах в вещах «Спутника» чуть ли не каждый второй. А всё началось с простой шелкотрафаретной печати на небольшой партии футболок и сообщества в социальной сети. Создатель марки Сергей какое-то время закупал футболки в «Декатлоне» и печатал на них то, что считал нужным. Теперь линейка бренда значительно расширилась, но потребности в собственном производстве нет, как и в чужих готовых формах.
Circle of Unity
«В 2010 году в России было всего несколько заметных streetwear-брендов, поэтому мы, как бы банально это ни звучало, и решили делать что-то в этом направлении», — признаются создатели Circle of Unity Михаил Рыко и Ольга Марченко. Проблемы в начале пути всё те же — производство, а в частности — качество конечного продукта. Сейчас у марки есть сложившаяся база фабрик, с которыми она сотрудничает на постоянной основе. Что касается материалов — в основном Турция. Здесь играют роль и качество и доступная цена. Вторая характеристика важна, ведь когда-то было возможным закупать материалы в Японии, сейчас же цена, как говорится, кусается.
Катерина Копытина — @katerinakopytina
— промышленный дизайнер из Москвы. Окончила Гуманитарно-прикладной институт в Москве, получила степень Master RSP в миланском Istituto Europeo di Design (IED) , стажировалась в студии «Matteo Ragni».
Катя сотрудничала с такими брендами, как Lavazza, Jannelli&Volpi, Fabbrica del Vapore, Campari, W-eye, Cartier, Disney, Bell’Arte.
Она закладывает идею в основу дизайна. По её признанию, она модифицирует в голове всё, что её окружает: мусорки на улицах, лавочки, остановки, стиральные машинки или консервные банки — всё должно поддаваться осмыслению и в итоге становиться объектами дизайна.
VIKA 2.0
Вика Газинская — пионер ответственной моды в России
О важности осознанного подхода она говорила задолго до того, как эта тема стала мейнстримом. Например, сегодня дизайнеры один за другим отказываются от натурального меха; Вика же не использовала его никогда
«Я не работаю с кожей и мехом, это исключительно мое личное убеждение. Для меня это так же естественно, как чистить зубы, как для кого-то — пить кофе, — пожимает она плечами. — Через свои работы, инстаграм я проецирую свое внутреннее состояние вовне. Я не призываю никого бороться за экологичность, обливать краской кого-то. Мне не нравится слово «борьба», в этих вечных «против» один только негатив».
На Вике: рубашка из тенсела с модалом с пуговицами из переработанной конопли и брюки из тенсела VIKA 2.0
Вместо «борьбы» Вика предлагает каждому подумать, что лично он может сделать, чтобы жить этичней. Задуматься, нужна ли еще одна юбка или пара обуви. Отказаться от пластиковой упаковки. Выбирать правильные материалы, когда это возможно. Потому что одним махом перейти на «зеленые» рельсы не выйдет — это длительный процесс. «Полностью экологичных альтернатив натуральной коже, например, нет, — рассказывает Газинская. — Есть, скажем, компания, которая делает кожзам из яблок и ананасов. Но их в составе 50 процентов. Остальные 50 — те же нефтеотходы. Пока это работает только так. Все как в истории со стаканом, который наполовину пуст или наполовину полон: зависит от того, кто на него смотрит. Ведь такой кожзам уже в два раза экологичнее прежних».
«У нас, — увлеченно делится дизайнер, — и пуговицы, и молнии, и вся фурнитура — «правильные». Есть, например, пуговицы и пряжки из кокосового ореха, пуговицы из косточек других видов ореха, а есть интересные экземпляры, частично состоящие из рисовой шелухи, мочевины и переработанных отходов. Молнии — из переработанного пластика и хлопка. Некоторые «шелковые» платья с цветочными принтами на самом деле тоже из пластика. Это красивые, комфортные в носке вещи; но да, в прошлом это использованные бутылки, мусор из океана. Того, что ткань просто экологична, мало
Важно внешнее, осязаемое качество и, конечно же, дизайн. Недавно все обсуждали статью про искусственную кожу из кактуса
А я держала ее в руках, трогала, и она некрасивая, жесткая — не модная! Лично я использовать такую не стану. И из десятка тканей из переработанных бутылок выберу две-три лучшие, которые струятся, выглядят красиво, как настоящий люксовый продукт. Для VIKA 2.0 мы выбрали небюджетную, но на сегодняшний день лучшую по sustainable-характеристикам кожу: пластичная, легкая, выглядит дорого. Пустим ее на моднейшие платья-рубашки, юбки, кюлоты!»
На моделях: платья из тенсела со льном VIKA 2.0
5. I’ll be back
Стиль московской марки I’ll be back можно охарактеризовать как городской шик. Среди коллекций нет сложноскроенных вещей, которыми пестрят Instagram-аккаунты икон стиля всех мастей. Однако в этом вся прелесть бренда, дизайнеры которого делают ставку на классику, разбавленную современными трендами. За счет этого одежду I’ll be back можно носить несколько сезонов подряд, не боясь, что она будет выглядеть устаревшей. Цены несильно бьют по кошельку: свитер оверсайз можно купить за 4000 RUB, актуальную сейчас юбку из экокожи — за 5000 RUB, пальто — за 12 000-15 000 RUB
Что немаловажно, вещи бренда производятся в единичных экземплярах, так что за эти деньги вы получаете фактически эксклюзив.
Studio-29
Это российский бренд женской одежды в стиле casual (повседневные наряды). Подойдёт тем, кто любит в одежде стильный минимализм и комфорт. В коллекциях нет кричащих оттенков, одежда приглушённых пастельных тонов, много изделий из экокожи.
Вещи подойдут любому типу фигуры, так как у Studio-29 на производстве есть экспериментальный цех, где вещи примеряют и подгоняют для разных фигур.
Бренд основала дизайнер Татьяна Фомичёва в 2015 году. Забавный факт: 29 в названии указывает на то, что 29-го числа родилась и сама Татьяна, и все члены её семьи.
Изначально она сама шила свои мини-коллекции количеством всего по нескольку единиц. Сейчас у Татьяны два магазина — в Москве и в Иркутске. Но доставить одежду могут по всей России.
Сколько стоит
Платья — от 2900 ₽, жакеты — от 2900 ₽, свитеры — от 4200 ₽, брюки — от 3600 ₽.
Катя Толстых — @katia_tolstykh
— выпускница кафедры «Интерьер и оборудование» Академии имени Штиглица.
Сейчас Катя живет в Берлине, в 2015 году примкнула к проекту «Натуралист» и приняла участие в выставке Robowood — экспериментальном проекте, направленном на работу с малыми формами в рамках футуристической эстетики. Толстых также сотрудничает с дизайнерами студий Plan S-23 и BRIZ Studio и является сооснователем студии Supaform. Ее вдохновляют архитектура конструктивизма, русская живопись эпохи авангарда, скандинавская мебель и японский минимализм. Предпочитает работать с натуральными материалами — деревом и металлом.
Нижнее бельё
LOVEgoods
LOVEgoods — проект из Омска, который постепенно становится известным далеко за пределами города. В том виде, в котором бренд существует сейчас, LOVEgoods появился в июле 2015-го, основала его Ольга Колченко. Она же являлась автором первых коллекций, но сейчас в штате есть постоянный дизайнер, главный генератор всех идей, который старается сделать код марки как можно более узнаваемым. Помимо базовых материалов, используемых в бельевой сфере, таких как шёлк, стрейч-атлас, всевозможная сетка, кружево, гипюр, трикотаж и вискоза, LOVEgoods часто работают с бархатом и органзой — в общем, всем, что так приятно телу.
Corporelle
Именно с Corporelle начался бум марок нижнего белья в России. Прошёл год с тех пор, как мы писали о них в рубрике «Новая марка». C тех пор дела у дерзкой молодой марки из Санкт-Петербурга, основанной дочкой и мамой, взявшихся решить проблему отсутствия сексуального, но не пошлого белья, пошло в гору. Это до сих пор лаконичное, при этом достаточно откровенное бельё без лишних деталей: никаких барочных кружев и косточек — всё лишь на благо комфорта.
My Illusion
Екатерина Любанова, создательница нижнего белья My Illusion, помнит точный день рождения марки — 13 февраля. В прошлом году в этот день она отдала свой первый заказ молодому человеку, который накануне Дня всех влюблённых решил сделать сюрприз для своей девушки. Девушка начала заниматься бельём не случайно — её первым рабочим местом после института стала экспериментальная лаборатория компании «Дикая Орхидея». «Это был ценный и ёмкий опыт работы с возможностью наблюдать за большим отлаженным производством белья в России. Там очень строгое отношение к качеству, которое я теперь применяю в своей студии». Самым сложным этапом для девушки стал переход от хобби к бизнесу: «Возникает много нюансов, которые приходится учитывать. Особенно сложно найти хороших швей, ведь важен не столько опыт, сколько аккуратность и инженерное мышление. Сложно налаживать работу с производством, я очень разборчива в качестве, а в белье важен каждый стежок».
Vatnique
Vatnique
Проект — уникальный пример сочетания монопродукта и экологической ответственности на российском рынке. Концепция марки строится вокруг одной-единственной вещи — универсальной гендерно-нейтральной куртки (название марки — очевидная отсылка к простому русскому ватнику, который, по сути, и лег в основу модели), которую шьют на заказ из стоковых тканей, то есть небольших партий складских остатков. Куртку можно заказать в двух размерах, выбрать толщину утеплителя и ткань верха из каталога. Такой подход позволяет исключить перепроизводство как тканей, так и готовых вещей.
Gate31
«Мода должна быть простой и продуманной», — под таким девизом работает петербургская марка Gate31. В магазинах бренда (на данный момент их 9 — в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и Ростове-на Дону, жителям других регионов доступен заказ вещей на сайте) можно найти рубашки прямого кроя, топы в бельевом стиле, платья-комбинации, минималистичные куртки и свободные брючные костюмы. Все это идеально собирается в капсульный гардероб. Цветовая гамма Gate31 инспирирована родным Питером: в ней преобладают все оттенки серного, синего и черного, что, впрочем, вполне соответствует философии бренда. Цены вполне сопоставимы с масс-маркетом: средняя стоимость платья — 6000-8000 RUB, брючного костюма — 10 000 -12 000 RUB, футболки — 2000-3000 RUB.
12storeez
За 5 лет своего существования марка 12storeez, созданная сестрами Ириной и Мариной Голомаздиными, прошла большой путь от типичного Instagram-магазина до офлайн-сети с торговыми точками в 9 российских городах. Коллекции бренда отличают хорошие ткани, пастельные цвета, интересный крой и наличие большого количества вещей, из которых легко можно составить продуманный и практичный базовый гардероб. К примеру, в 12storeez можно подобрать шерстяные пальто классического кроя, кашемировые свитера, офисные платья и костюмы, обувь на плоской подошве. Ценовой сегмент марки — middle-up: пальто обойдется в 23 000-25 000 RUB, платья — в 10 000-15 000 RUB, юбки и брюки — в 6000-8000 RUB. Ассортимент обновляется 12 раз в год.