Ирина Алферова
Ирина Алферова в фильме «Черная береза». Фото: скриншот видео
В фильме «Черная береза» 1977 года, который снял Виталий Четвериков, снялась обнаженной Ирина Алферова, жена Александра Абдулова, будущая Констанция Бонасье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» 1979 года. Роль в «Черной березе» актрисе досталась не сразу, а после скандала. Сначала Татьяну играла Ирина Резникова. Сцены, отснятые с Резниковой, легли в корзину и переснимались заново с Алферовой. Ирина согласилась участвовать в эпизоде, где она, обнаженная, выбегает из озера, долго удирает без одежды от пикирующего немецкого самолета и попадает прямо в объятия лейтенанта Хмары.
В связи с чем Четвериков заменил Резникову на Алферову на самом деле, история умалчивает. Сохранилась формальная докладная записка режиссера, в которой он требует заменить первую в связи со срывом двух съемочных дней и несоблюдением ею графика съемок.
Часы остановились в полночь
Фильм снят на тему Великой Отечественной войны и в его основу легли реальные события в Минске в период оккупации. Показан центр подпольного движения в небольшом деревянном домике, а также местная учительница Ганна Чёрная — одна из его руководительниц. В фильме есть сцена с её переодеванием около зеркала. Как и многое в целомудренном советском кино эта сцена снята очень скомкано. Обнажённую грудь главной героине зрители могут видеть только мельком в зеркальном отражении. Правда лихо закрученный сюжет отодвинул эротическую сцену на задний план, увлекая зрителя непредсказуемостью сценария и невозможностью точно предугадать, чем же именно фильм закончится.
Полина Сыркина
Полина Сыркина в фильме «Кадет». Фото: kino-teatr.ru
В 2009 году вышла лента Виталия Дудина «Кадет». Там персонаж по имени Анна в исполнении Полины Сыркиной в одной из сцен намерена встретиться с возлюбленным, который скрывается от советской власти в лесах. Для этого она полностью оголяется средь бела дня, ныряет и нагая переплывает реку. Суженый поджидает ее на противоположном берегу и ловит обнаженную девушку у кромки воды, зачем-то набросив на нее свой пиджак.
Сыркина не умела плавать, поэтому среди мужской части съемочной группы разгорелся спор: кто именно будет ее страховать. В результате девушка плыла с массовым сопровождением зевак в лодках с обеих сторон. Естественно, лодки в кадр не попали.
Вскоре после съемок Полина переехала в Москву.
Неотправленное письмо
В фильме снималась Татьяна Самойлова, известная советскому зрителю того времени по картине «Летят журавли». В кадре нового произведения кинематографа она появляется в мокрой насквозь футболке, надетой на голое тело — верх эротизма на то время. Картина повествует о жизни поисковой партии, которая ведёт исследование новых алмазных месторождений. Тяжёлые походные условия, поздняя осень, дикая местность… В конце концов главная героиня находит алмазы, но продовольствие у группы кончается и им ещё предстоит каким-то образом вернуться домой. Очень тяжёлый для просмотра фильм, с закрученным, непредсказуемым сюжетом и печальным концом.
Мечтатели (The Dreamers) 2003
Жанр: драма, мелодрама
Рейтинг: КиноПоиск – 7,4, IMDb – 7,2
События драмы разворачиваются в конце 60-х годов в Париже. Воздух будто пропитан революцией – студенты выходят на демонстрации, на улицах стоят баррикады. Но трое героев не замечают ничего вокруг: они поглощены своей реальностью и живут в своем собственном мире – мире синематографа. Они настолько поглощены просмотром фильмов, что даже не покидают квартиру, как будто кино и есть их жизнь. Постепенно то, что являлось лишь увлечением, становится сложной паутиной, сотканной из психологии и секса. А где-то там, в параллельной реальности, на парижских улицах достигают апофеоза беспорядки и бунты.
Андрей Рублёв
Андрей Тарковский снял монументальную историческую киноленту, демонстрирующую зрителю период истории Руси пятнадцатого века. Войны между русскими князьями, многочисленные набеги татарских полчищ, гибель и голод в народе. В этот период появляется великий художник, на века прославивший своё имя. В картине есть сцена народного гуляния на языческий праздник Ивана Купала, в котором масса актёров снялась обнажёнными. Советская кинематографическая цензура того времени не одобрила подобные сцены в картине и потребовала вырезать их. Фильм был представлен в ограниченном показе, после чего съёмочной группе пришлось заново делать монтаж всей ленты.
Светлана Тома
Светлана Тома. Фото: wikipedia.org
Режиссеру Игорю Добролюбову тоже не удалось избежать искушения: в белорусско-болгарской ленте 1975 года «Братушка» в кадре оголилась восходящая звезда Светлана Тома. Боец Алесь Казанок застает купающейся в реке красавицу Марику, которую вез домой после фашистского плена. Казанка сыграл знаменитый Анатолий Кузнецов (товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни»). Увидав Марику в воде, он вращал зрачками и шевелил усами из-за кустов, чуть не передернул затвор винтовки, с которой девушку охранял, а Марика, конечно, смущалась, шутливо бросая в него речной ил.
Любить …
Фильм снят в 1968 году. Его основу составляют четыре новеллы о любви, это история парня и девушки из Молдавии, которые ночуют в стогу сена. Открытых сцен обнажения в картине нет, как нет и показа самого акта любви, но в целом картина выглядит страстной. Режиссёр — Михаил Калик, выполнил в картине сочетание документального и игрового кино. Спустя некоторое время после окончания съёмок картина была перемонтирована, причём сделано это было без согласия автора. В таком виде фильм вышел на экран. Калик обратился в суд, однако уголовное дело вскоре было заведено на него самого. Лишь в 1990 году ему удалось отчасти фильм доработать и восстановить, но авторская копия оказалась утраченной.
Наталья Андрейченко
Наталья Андрейченко. Фото: Instagram / natalya_andreychenko
Режиссер-фронтовик Александр Карпов в ленте «Свадебная ночь» 1980 года тоже решил не отставать от своих молодых коллег. Однако выбрал более высокую планку. Будущая утонченная Мэри Поппинс Наталья Андрейченко сыграла профессиональную разведчицу Марию, присланную из Москвы для диверсии. Обосновалась в партизанском отряде и вскоре отправилась с провожатой в город. Лето. Жарко. А тут река.
Забрались девушки в воду, а на берегу — и откуда только взялся! — возник полицай. Мария решила применить военную хитрость: вышла к нему на берег голая из воды. Стала ему, что называется, заговаривать зубы, а тут подруга, она в камышах пряталась, не выдержала и закричала. Полицай отвлекся, а Мария — не зря же ее к работе в тылу врага готовили — выхватила у предателя родины автомат, да весь магазин в него и всадила.
Наталья Андрейченко позже жаловалась, что во время съемок, откуда ни возьмись, на берегу появились грузины и их не могли прогнать. Они представились отдыхающими трудящимися.
Юлия Высоцкая
Юлия Высоцкая в фильме «Пойти и не вернуться». Фото: скриншот видео
В 1991 году, на закате белорусского советского кино, традиции поддержала Юлия Высоцкая в ленте Николая Князева. Для нее это была первая главная роль в кино.
Фильм был снят по произведению Василя Быкова «Пойти и не вернуться», где его героиня Зося безумно влюбляется в партизана Антона.
Сначала он спас Зосю из ледяной воды, куда она случайно упала. Потом провел с ней ночь на сеновале. Сцена их горячей любви снята довольно откровенно.
Наутро Антон изложил свой план: пойти к немцам и сдаться. Потом он даже стрелял в Зосю-Высоцкую.
Ингеборга Дапкунайте
Фото: instagram.com/d.ingeborga
На интернет-форумах уверены, что первым Ингеборгу Дапкунайте смог обнажить в кадре режиссер Виктор Туров в белорусско-польской ленте 1988 года «Переправа». Начинающая литовская актриса исполняет там роль польской разведчицы Камы-Баси Залевской. Польские народные мстители не знают, что она подпольщица, и, считая «немецкой подстилкой», бреют девушку наголо по-настоящему, прямо в кадре. Но этим дело не завершается. Следуя своему ритуалу, они бреют ей волосы… Сейчас это называют линией бикини. Глядя на экран, не сомневаешься, что в кадре Ингеборга. Однако оператор-постановщик ленты Владимир Спорышков рассказал:
— Брить голову Ингеборга согласилась, про остальное сказала: «Без меня». Фильм снимали во Львове. Ассистент режиссера быстро отправился к ближайшему перекрестку, отыскал девушку с телосложением как у Дапкунайте и предложил сняться в кино. Та с радостью согласилась. Правда, когда узнала, какую роль ей уготовили, долго сопротивлялась. Ассистентам стоило немалых трудов уговорить ее. Но таки убедили оставить след в искусстве: под камеру побрили ей интимное место, заплатили и отпустили. Кадр потом смонтировали со сценами, где снималась Ингеборга.
А зори здесь тихие
Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого стал поистине легендарным. В нём присутствует сцена купания в бане главных героинь, таким образом автор решил подчеркнуть весь ужас и неестественность пребывания женщин на войне. Картина снята по одноимённому произведению Бориса Васильева. По сюжету группа девушек-зенитчиц и их командир, старшина Васков принимает неравный бой с немецким десантом. Десант совершил высадку далеко за линией фронта и о его появлении надо сообщить в штаб. Однако, отряд отрезан от своих и выполнить задачу не может. Мечтавшие о светлой любви девчонки попали на войну и до конца исполнили свой воинский долг. Снята картина в 1972 году. После своего выхода на экран фильм получил широкую популярность и любовь зрителей.
Комиссар
Картина была закончена в 1967 году. Великая актриса Нонна Мордюкова вошла в историю кинематографа ещё и как одна из первых актрис, которые обнажили в кадре свою грудь. Произошло это в сцене кормления матерью своего ребёнка, никаких порочных сцен в картине нет. В основу фильма легло произведение Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», режиссёр картины — Александр Аскольдов. Сюжет демонстрирует период Гражданской войны, в его центре фигура женщины-комиссара, которую и играет Мордюкова. Интересно, что более двадцати лет картина была официально запрещена к показу, а снявший её режиссёр уволен в работы и объявлен профессионально непригодным. Только в 1987 году фильм был продемонстрирован на Московском Международном Кинофестивале, правда, в конкурсную программу он не входил. Только после этого к картине пришло признание.
Любовь Румянцева
Любовь Румянцева в фильме «Альпийская баллада». Фото: скриншот видео
Пожалуй, сцену купания под водопадом в фильме Бориса Степанова «Альпийская баллада» 1965 года можно назвать самой целомудренной в сравнении с другими аналогичными. Водопад и черно-белое изображение создали эффект мутного стекла, через которое видны лишь очертания тела актрисы. Но для середины 1960-х годов, когда снимался фильм, эта сцена была сенсацией. Актриса сперва думала, что купание будет в арестантской робе, в которую она одета по сюжету. Но за несколько дней до съемок Степанов сказал ей загорать, чтоб не были видны на плечах следы от бретелек. Во время съемок Румянцева так замерзла, что забыла о смущении. В тот период актриса работала в Московском театре на Малой Бронной.
Русский сувенир
Фильм демонстрирует контакты советских граждан с иностранцами и носит совершенно ярко выраженный пропагандистский характер. В нём есть сцена купания, в которой героиня Любови Орловой прыгает в воду полностью обнажённой. Действие происходит на берегу озера Байкал, где совершает посадку самолёт, везущий в Пекин туристов. После общения с советскими людьми иностранцы вдруг понимают, что те совсем не агрессивные, а наоборот, хотят мира. Домой иностранцы возвращаются в полной и совершенной уверенности в возможности дальнейшего мирного сосуществования двух совершенно противоположных друг другу систем социального устройства общества.