Рождение Венеры (Флоренция, Галерея Уффици)
Считается, что картина Боттичелли «Рождение Венеры» была написана для семьи Медичи, наиболее влиятельной семьи Европы на протяжении нескольких столетий. Картина писалась в течение пяти лет, с 82 по 86 года XV века. На ней изображается эпизод из древнеримского мифа (позаимствованного у древних греков), повествующий о рождении Венеры. В картине можно проследить влияние на Боттичелли греческой культуры. Это видно как в позе Венеры, так и в самом сюжете картины, отчасти взятом из поэм Гомера.
Однако многие историки склонны подвергать эту теорию сомнению, так как библиотека художника не могла содержать творения Гомера или Овидия, также описывавшего рождение богини. Предполагается, что Боттичелли, живший по соседству с известным поэтом того времени Анджело Полициано, узнал о мифе из стихов своего друга. Картину можно увидеть во Флоренции, а именно в одной из старейших галерей Европы Уффици.
6
Тайная вечеря
Ещё одно из известных полотен 15 века, написанное ни кем иным как Леонардо да Винчи. Она не попала в музей по той причине, что украшает стену обеденного зала в церкви Санта Мария Делле Грации в Милане.
Некоторые факты об этой фреске:
- Главное, картина изображает последнюю трапезу Иисуса в кругу своих учеников. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна
- Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус говорит апостолам, что один из них предаст его. На картине 12 апостолов.
- Картина не очень хорошо сохранилась. В основном из-за природного и преднамеренного ущерба. Ещё одной причиной послужил способ ее создания.
- На Тайной вечере было испробовано много способов восстановления, и последний из них был завершен в 1999 году.
↑ Понятие “искусство”
Теории происхождения искусства | |
Биологическая теория | Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности. |
Игровая теория | Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей. |
Магическая теория | Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека. |
Трудовая теория | Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения. |
Искусство – результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.
Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме – чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство – это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.
Художественный образ – это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ – это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.
Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.
Специфика искусства
- образность и наглядность;
- особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
- субъективное отношение к миру;
- эмоциональное воздействие на человека.
Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.
Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой.
В обществе существуют разные взгляды на искусство.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Какие еще известные художники достойны упоминания, по мнению редакции Zuzako
Достойных мастеров кисти великое множество, и, к сожалению, нельзя рассказать о каждом в одной статье. Но есть те, которые просто обязаны быть хотя бы упомянутыми в топе художников.
Джексон Поллок
Годы жизни: 1912-1956
Джексон Поллок, помимо художественного таланта, так же известен как лидер абстрактного импрессионизма. Обрел популярность благодаря авторской методике, художественной особенности: так называемой «капельной» живописи. Такая техника подразумевает рандомные капли и своеобразные подтеки на полотне.
Его картина «№5, 1948», написанная, соответственно, в 1948 году – одна из самых знаменитых картин Поллока и самых дорогих на планете. Художник показывает через нее полный самоконтроль и самодисциплину в мире хаоса. Смешение желтых, белых, серых, коричневых красок породило второе название шедевра – «Гнездо птицы». На сегодняшний день это произведение находится в частной коллекции.
Как и многие одаренные люди, Поллок злоупотреблял спиртным, чем и приблизил свой конец – художник трагически погиб в автокатастрофе.
Пьер-Огюст Ренуар
Годы жизни: 1841-1919
Еще один известный художник с мировым именем родом из Франции – Renoir. Помимо живописи занимался скульптурой и графикой, а в молодые годы подрабатывал росписью по фарфоровым изделиям, шторам и веерам.
В период с 1862 по 1864 год он проходил обучение в Парижской школе изящных искусств. Там он и нашел свое призвание – импрессионизм, а так же обзавелся единомышленниками – Альфредом Сислеем и Клодом Моне.
Ренуар много путешествовал. Он побывал в Алжире, Испании, Италии, Голландии, Великобритании, Германии, но работать предпочитал в Париже.
Художник приобрел популярность благодаря умению точно и реалистично передавать женскую чувственность и красоту.
Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», написанная им в 1876 году – одна из самых популярных работ мастера, изображающая воскресную вечеринку в Париже на свежем воздухе.
Энди Уорхол
Годы жизни: 1928-1987
Энди Уорхол – художник-визуалист из Америки, подаривший миру искусств такое понятие, как «поп-арт». В трудах он затрагивал и изучал взаимосвязь между маркетингом, киноиндустрией, поп-культурой и самовыражением таланта.
Самая узнаваемая картина Уорхола – «Банки с супом Кэмпбелл», созданная в 1962 году. Работа включает в себя 32 части. Каждый фрагмент имеет 41 сантиметр в ширину и 51 в высоту и по отдельности воспринимается как отдельное полотно. При изготовлении элементов, автор применил полу-автоматизированную трафаретную печать. Такое решение оказало значительное влияние на развитие поп-арта и связь поп-культуры с искусством.
Диего Веласкес
Годы жизни: 1599-1660
Диего Веласкес – еще один известный художник, чьи работы заслуживают внимания. Родился и вырос в Испании и был награжден природой талантом к живописи, портретному рисованию: ярчайший представитель золотого века живописи. Будучи молодым, уже имел статус придворного художника короля Филиппа IV.
Кроме работ с изображением культурных и исторических событий, Веласкесом было создано множество портретов короля, членов его семьи и видных деятелей Европы того времени.
Самое знаменитое полотно Веласкеса – «Семья Филиппа IV» или «Менины», нарисованная в 1656 году. На сегодняшний день, эта картина находится в знаменитом музее Прадо в Париже.
Питер Пауль Рубенс
Годы жизни: 1577-1640
Рубенс, будучи родом из Фламандии, что в Южной Ирландии, в свое время прославился экстравагантным стилем написания картин. Это сделало его одним из величайших и универсальных живописцев, живших в эпоху барокко. В своих полотнах мастер умело сочетал и подчеркивал цвета. Благодаря Рубенсу мир увидел множество прекрасных картин с изображением пейзажей и портретов, а так же, исторических, мифологических, религиозных личностей и сцен с их участием.
Самой знаменитой его работой, по праву считается «Снятие с креста», созданная с 1610 по 1614 год и принесшая художнику всемирные популярность и уважение.
12: «Пейзаж с падением Икара», Питер Брейгель
Этo единственнaя каpтина Брейгеля, которая была написана маслом, а не темперой. До сиx пор сyществуют сомнения в подлинности картины, главным образом, по двум причинам. Во-первых, он не писал маслом, а во-вторых, последние исследования показали, что под слоем живописи содержится схематичный рисунок плохого качества, который не принадлежит Брейгелю.
На картине изображена история Икара и момент его падения. Согласно мифу, перья Икара были прикреплены с помощью воска, и поскольку Икар поднялся очень близко к солнцу, воск растаял и он упал в воду. Этот пейзаж вдохновил Уистена Хью Одена, написать свое самое известное стихотворение на эту же тему.
Стили
Определенные стили мирового искусства появлялись на протяжении всей истории человечества.
Античный, классическая древность
Античный стиль. Парфенон
VIII – V век до нашей эры. Расцвет культуры Древней Греции и Древнего Рима. После раздела Римской империи культурные традиции переняты Византией. Греки создавали образцы в области скульптуры и архитектуры. Римляне оставили храмы, скульптурные портреты, фрески.
Романский стиль, романтика
Романский стиль
X – XII века, начало XIII. Этот стиль относится к архитектуре. Характеризуется прямыми формами, круглыми арками, сводами, массивными стенами, яркими цветами, небольшими окнами. В изобразительном искусстве преобладает христианская тематика. Популярны горельефы, витражи.
Готика
XII – XVI века. Готика характеризуется стрельчатыми арками, узкими и высокими башнями, цветными витражами, сакральной живописью. В основе религиозная тематика.
Проторенессанс
Фреска Поцелуй ИудыДжотто
XIII – XIV века. Развитие итальянской культуры, переход от Средневековья к Возрождению. Проявляется интерес к античности, желание отобразить реальность, светские темы.
Возрождение, Ренессанс
Начало XIV века – конец XVI. Италия, зарождается интерес к античной культуре, пейзажу. Появляются портреты светских лиц. Выделяют перспективу, композицию. Художники изучают анатомию человека.
Барокко
В XVII–XVIII веках, появился в Италии. Стиль характеризуется пышными формами, чувственностью, динамичностью. Естественность уже не в моде.
Женщин изображают с пышными формами. Мужчины носят парики, бреются. Архитектура отличается большими пространствами, колоннадами. Популярны сложные формы купола, статуи.
Рококо
XVIII век. Зародился во Франции. Этот стиль считают продолжением барокко, высшей стадией. Его использовали в дизайне интерьера, архитектуры, скульптуры.
Классицизм
XVII – XIX век. Возвращение к идеалам античности, строгим линиям, идеальным пропорциям.
Романтизм
Конец XVIII, начало XIX века. Этот стиль распространен в европейской и американской культуре. Противоположность классицизму.
Ампир
Эпоха Наполеона, первые 30 лет XIX века. Королевский стиль архитектуры. В моде колонны, лепные карнизы, триумфальные арки. Рельефы львов, орлов, военной символики.
Реализм
Конец XVIII – XX века. Сущность стиля в точном и объективном изображении мира.
Импрессионизм
Конец XIX – начало XX веков. Зародился во Франции, характеризуется естественным отображением реальности. Мастера используют мелкие раздельные мазки вместо четких линий, смешивают краски на палитре.
Модерн
Конец 1880–1914 годы, возник в Англии. Сочетает в себе творчество и практичность. Происходит отказ от прямых линий и углов, соединение металла и бетона.
Примитивизм
Зародился в конце XIX века. Характерная особенность – обдуманное упрощение изображения.
Экспрессионизм
Начало XX века. Выражает эмоциональное состояние художника.
Ар-деко
1925–1935 гг. В основе строгая геометрия, четкие линии, гладкие, блестящие поверхности. Использование стекла, зеркала, бронзы, кожи.
Сюрреализм
1920 годы и до наших дней. Главная идея сюрреализма – сочетание иллюзий и парадоксов.
«Метаморфозы Нарцисса», Сальвадор Дали
Всем знаком Нарцисс из греческой мифологии — человек, который был одержим своей внешностью. Дали написал свою собственную интерпретацию Нарцисса.
История такая. Прекрасный юноша Нарцисс легко разбивал сердца многим девушкам. Боги вмешались и, чтобы наказать его, показали ему его отражение в воде. Нарцисс влюбился в себя и в итоге умер, потому что так и не смог себя обнять. Потом Боги пожалели, что сделали это с ним, и решили его увековечить в виде цветка нарцисса.
На левой части картины изображен Нарцисс, смотрящий на свое отражение. После чего он и влюбился в самого себя. Правая панель показывает события, развернувшиеся после, в том числе и получившийся цветок — нарцисс.
Наскальный рисунок в Шове – (примерно 30 000 лет назад)
• Chauvеt-Pont-d’Arс Cavе, Ardchе, France (Ардеш, Франция)
Пятнистые лошади времён каменного века замеченные в Chauvеt (Шове).
Кто же мог изобразить таких невообразимо реалистичных животных? Мы не имеем достаточных знаний, чтобы определить имена писателей этих портретов, так как в те времена даже письменности не существовало. Единственное что мы можем делать, это предполагать. Возможно лошадей изобразила женщина, возможно мужчина или ребёнок – к сожалению, нам никогда не узнать. Но зато мы с уверенностью можем сказать, что Homo sapiens (Гомо Сапиенс) – древний вид человека, очень хотел оставить свою метку в этом мире. Портрет лошадей это доказательство постоянного, интеллектуального и эстетического развития человека.
Звездная ночь — Ван Гог
Принт по мотивам данного изображения вы могли видеть везде: на обложках школьных тетрадей и носках, на фотообоях и футболках. Из-за популярности, название и автора холста знают многие.
Автор написал свой шедевр, будучи в не очень благоприятном психическом состоянии. Он изобразил выдуманную деревню, освещенную предрассветным солнцем, которое он видел из окна своего дома.
Картину относят к периоду пост-импрессионизма, но зачастую в обывательской среде направление определяют как просто импрессионизм из-за ярких, характерных для него черт: динамичности накладывания мазков, которая сопровождается изобилием ярких красок.
Биография Огюста Родена
Огюст Роден — второй ребенок в семье служащего канцелярии парижской префектуры. Он появился на свет 12 ноября 1840 года, рос и получал образование вместе со старшей сестрой Мари. Именно ей Роден обязан своим поступлением в художественную школу: мальчик очень любил рисовать. Когда Огюсту исполнилось 14 лет, отец поддался просьбам дочери и разрешил сыну поступить в столичную Малую школу искусств, где готовили творческих ремесленников — ювелиров, декораторов и художников.
Три раза Огюст Роден пытался получить высшее художественное образование, сдавая экзамены в парижскую Школу изящных искусств, но все три раза неудачно. Поэтому он пошел работать ремесленником. Сначала подмастерьем, потом декоратором и скульптором. Параллельно брал уроки у известного мастера Антуана Бари (Antoine-Louis Barye), не оставляя мечту о высоком искусстве.
Смерть сестры в 1863 году на некоторое время выбила Огюста из колеи. Он забросил скульптуру и подался в религию, поступив послушником в сообщество Пьера Эймара (Pierre Julien Eymard), однако настоятель уговорил молодого человека вернуться к любимому делу. Последовав совету монаха, Роден с головой окунулся в ремесло. Большая часть работ того времени была выполнена анонимно, но известно, что Огюст Роден оформлял фасад театра Гоблен и фойе Гаитэ. В эти же годы он сделал бронзовый бюст настоятеля Эймара, который до сих пор хранится в роденовском музее (Musee Rodin).
А потом в жизни любвеобильного Родена произошли перемены — он встретил Розу Бёре. Швея Бёре оставалась с Огюстом до конца своих дней, несмотря на многочисленные любовные интрижки (в том числе и с Камиллой Клодель) скульптора на стороне. И была одной из первых натурщиц мастера, позируя для его ранних бюстов «Миньон» и «Девушка в шляпке с цветами».
После Брюсселя, где Огюст Роден помогал в Альберу Каррье-Беллёзу (Albert-Ernest Carrier-Belleuse), он стал на равных сотрудничать с Антуаном-Жозефом ван Расбургом (Antoine-Joseph van Rasbourgh). Доходы семьи возросли, что позволило скульптору поехать в Италию, чтобы познакомиться с искусством Ренессанса. Проезжая через Реймс, он навсегда и горячо влюбился в готическую архитектуру.
Из Италии Огюст Роден привез идею «Бронзового века». Натурщиком послужил крепкий бельгийский солдат с красивой и развитой мускулатурой. Искусствоведы предполагают, что на создание скульптуры его вдохновил «Умирающий раб» великого Микеланджело. Работа повлекла за собой скандал (критики не поверили в мастерство Родена, предположив, что он представил публике не готовую скульптуру, а слепок с тела). И все-таки, «Бронзовый век», называемый также «Побежденный», принес признание. Роден все чаще выставляет свои работы на выставках, берется за сложные и интересные заказы, принимает участие в конкурсах. И всегда делает это с особой дерзостью и смелостью, экспериментируя с формой и наполнением.
Он творил, когда в искусстве господствовали:
- реализм;
- символизм;
- импрессионизм;
- романтизм.
Но себя никогда не причислял ни к одному из существующих стилей. Обычный ремесленник переродился в гения скульптуры, передавая через камень и бронзу всю палитру человеческих эмоций, энергетику и динамику движений. При жизни заслужил признание публики, заработал вполне приличное состояние и завещал все свои работы государству. В последний год жизни все-таки обвенчался с верной Розой Бёре. Она умерла спустя неполный месяц после бракосочетания, а Роден пережил ее всего на полгода. Скульптор скончался от пневмонии 17 ноября 1917 года.
1.
10. «Портрет четы Арнольфини»
Картина «Портрет четы Арнольфини», написанная в 1434 году голландским мастером Яном ван Эйком, заслужила место в нашем рейтинге. Для начала упомянем, что она написана маслом. Сегодня этим никого не удивить, но в Западной Европе начала XV века масляная живопись встречалась очень редко.
Ван Эйк сумел раскрыть свой талант, воспользовавшись способами, которые почти не встречаются в других работах того времени. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что зеркало, висящее на задней стене, отражает большую часть комнаты, в том числе и 2 дополнительные фигуры, которые стоят в дверном проёме. Если приглядеться, можно рассмотреть и собаку. Трудно представить, сколько труда ушло у Ван Эйка, чтобы учесть искажение выпуклого зеркала и перенести его на картину. Невероятно, но даже крошечные медальоны внутри зеркальной рамы тщательно выписаны. На них изображены библейские сцены.
Но самой спорной частью картины является вовсе не зеркало, а сама семейная пара. В то время никто не рисовал просто стоящих в центре комнаты людей. Этот факт дал историкам основания утверждать, что в «Портрет четы Арнольфини» был вложен более глубокий смысл. Так, некоторые искусствоведы полагают, что на картине изображены молодожёны, а неопознанные фигуры в дверях – это свидетели. Эксперты анализировали буквально каждую деталь знаменитой работы Яна ван Эйка, пытаясь определить связь между изображёнными мужчиной и женщиной: как располагается пара, как они держат друг друга за руки, какая у женщины причёска и т. д. Но к общему мнению прийти пока не удаётся.
История искусства
Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.
Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:
- Египетской.
- Греческой.
- Римской.
- Китайской.
- Аравийской.
- Персидской
- Месопотамской.
- Индийской.
Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.
Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.
Классическая западная живопись
Пейзажный жанр не сразу обрёл самостоятельность, поэтому на картинах эпохи Ренессанса природные виды играют фоновую роль. Но постепенно их значимость повышается. Так, у Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) лирическая красота ландшафта, тающего в дымке сфумато, подчёркивает загадочность улыбки «Джоконды».
А на севере Европы, в Нидерландах, творит один из первых мастеров пейзажной живописи, выдающийся представитель Северного Возрождения Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude).
На исходе Высокого Ренессанса венецианцы Джорджоне (Giorgione) и Тициан (Tiziano Vecellio) насыщают образы природы выразительным колоритом и динамикой.
Эти тенденции обретут силу в творчестве мастеров эпохи Барокко.
У Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens) образы природы пышны и жизнерадостны.
А у Рембрандта (Rembrandt Harmenszoon van Rijn) часто звучат грозовые и штормовые мотивы, подчёркивающие динамику происходящего.
Золотой век голландской живописи, пришедшийся на XVII столетие, породил немало замечательных мастеров-пейзажистов. Наиболее значительной фигурой среди них был Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael). Его «Мельницы близ Харлема» дают представление о характере живописной манеры малых голландцев.
Классицизм, хотя и не относил пейзаж к высоким жанрам, дал, тем не менее, серьёзный импульс его развитию. Выдающимся мастером-пейзажистом эпохи Классицизма был Клод Лоррен (Claude Lorrain). Он первым начал изучать особенности утреннего и вечернего света, его игру в атмосфере.
Поиски средств для отображения на холсте воздуха и света продолжил знаменитый художник-романтик Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner):
- золотится небо над «Дидоной, основательницей Карфагена»;
- горит и пылает мир в «Извержении Везувия»;
- неистовствует «Снежная буря»;
- призрачно сияет луна над «Рыбаками в море»;
- разливается сияние над «Чичестерским каналом»;
- гонит ветер «Рыбацкие лодки с торговцами»;
- растекается по небу огонь над «Горящим зданием парламента»;
- тает в дымке Рим в «Виде с холма Авентин»;
- отправляется на закате в «Последний рейс корабль „Отважный“»…
А такие вещи, как «Свет и цвет», «Восход с морскими чудовищами» и «Дождь, пар и скорость» предвосхитили творчество импрессионистов.
Известным представителем романтизма, талантливо живописавшим атмосферные явления, был и Джон Констебл (John Constable).
У него впечатляют:
- переливающийся красками «Хэмпстед-Хит с радугой»;
- изящный «Собор в Солсбери»;
- драматическая «Плотина»;
- переполненный влагой воздух в «Телеге для сена»;
- сияющее небо над «Шлюзом и мельницей в Дедхэме»;
- поразительное «Исследование облаков. Штормовой закат».
Клубятся горами облака над «Маяком в Харидже», розовеет заря над «Долиной в Дедхэме»…
Красоту небес тонко передавал и француз-романтик Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix) — в «Зарисовке заката», в «Вид моря с вершин Дьеппа».
А вот на сюжетных шедеврах Делакруа природная стихия обычно драматична, что отражает мятущийся дух и борьбу героев. Это характерно для живописцев-романтиков: вспомним море в «Плоте “Медузы”» Теодора Жерико (Jean-Louis-André-Théodore Géricault), «Крушение “Надежды”» Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich)…
Ещё одним трендом у пейзажистов-романтиков была тяга к таинственному, далёкому, неизведанному. Одна из самых известных вещей в этом духе — «Сердце Анд» Фредерика Эдвина Чёрча (Frederic Edwin Church).
Девушка с жемчужной сережкой (Гаага, Маурицхёйс)
Это произведение искусства было написано Яном Вермеером, голландским художником, творившим в XVII столетии. Так как на картине не была проставлена дата, историки долгое время затруднялись ответить на вопрос, в каком году она была написана. На данный момент все склоняются к 1665 году. На полотне изображен портрет девушки с тюрбаном на голове и жемчужной сережкой в ухе. Неоднозначное выражение лица девушки породило много домыслов, а также позволило современникам назвать девушку голландской или северной Моной Лизой. В последнее время велось немало разговоров о главном предмете картины — жемчужной сережке, которую художник и хотел подчеркнуть названием полотна. Предполагается, что в ухе девушки не может быть серьги из натурального жемчуга, так как он не бывает таких размеров, а ее блик может являться грубой «помаркой» реставратора. Также на картине не видно проволоки для крепления к уху. Сейчас эта картина с достаточно средними габаритами (44,5 х 39 см) хранится в гаагской галерее Маурицхёйс.
4
Самая дорогая картина в мире
Картина «Спаситель мира» также известна как «Сальватор Мунди». На ней Иисус Христос держит прозрачный шар, который олицетворяет собой мироздание. Если присмотреться, можно заметить, что шар совершенно не искажает пространство за собой. А ведь если объект прозрачен и имеет округлую форму, одежда должна исказится, а на поверхности материала — появиться световые блики. Некоторые люди считают, что Леонардо да Винчи совершил грубую ошибку. Но художник всегда был внимателен к деталям, поэтому ученые считают, что ни о какой ошибке не может быть и речи.
Неужели Леонардо да Винчи допустил ошибку?
Исследователи из американского штата Калифорния предположили, что на картине фигурирует не монолитный, а полый шар. Если бы это был цельный кусок стекла, то одежда Иисуса действительно бы исказилась, потому что объект бы имел свойства линзы. А вот если внутри шара ничего нет, в отсутствии искажения нет ничего странного. Картина была нарисована в конце XV века и в то время Леонардо да Винчи уже хорошо знал, что полый стеклянный шар не должен искажать пространство.