No Image

«презрение к смерти»: как александр покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

СОДЕРЖАНИЕ
0
02 января 2021
array(3) {
  [0]=>
  array(4) {
    [0]=>
    string(115) "ec486d534e2a8939b0fe6366ecb87271.jpeg"
    [1]=>
    string(115) "f3830846316898fbb8739a249d3990d1.jpeg"
    [2]=>
    string(115) "e7d6609de9c16c8dad731be07b1618a7.jpeg"
    [3]=>
    string(115) "165af655953a19d15a8197c245170a85.jpeg"
  }
  [1]=>
  array(4) {
    [0]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/e/c/4/ec486d534e2a8939b0fe6366ecb87271.jpeg"
    [1]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/f/3/8/f3830846316898fbb8739a249d3990d1.jpeg"
    [2]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/e/7/d/e7d6609de9c16c8dad731be07b1618a7.jpeg"
    [3]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/1/6/5/165af655953a19d15a8197c245170a85.jpeg"
  }
  [2]=>
  array(4) {
    [0]=>
    string(37) "ec486d534e2a8939b0fe6366ecb87271.jpeg"
    [1]=>
    string(37) "f3830846316898fbb8739a249d3990d1.jpeg"
    [2]=>
    string(37) "e7d6609de9c16c8dad731be07b1618a7.jpeg"
    [3]=>
    string(37) "165af655953a19d15a8197c245170a85.jpeg"
  }
}

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище.

По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

Записные книжки летчика

А через пять лет, когда гениального лётчика уже не стало в живых, вдова его, Мария Кузьминична, открыла личный архив Александра Покрышкина. Это его дневники, письма, а главное – записные книжки, сохранившиеся с военного времени, где с уставной точностью скрупулёзно записано всё о сбитых самолётах – тип, место и все обстоятельства, при которых это произошло. Причём записывалось только то, что подтверждали официально наземные войска. А Покрышкин же воевал не только как истребитель, но и выполнял функции разведчика. Он нередко встречал противника в одиночку над Черным морем, следовательно, задокументировать гибель врага никто не мог. Кроме того, Александр Покрышкин понимал волнение молодых летчиков за исход боевых вылетов, их переживания по поводу отсутствия опыта, из-за чего они не попадают по неприятельским машинам, поэтому часто убеждал ребят, что сбитый фашистский самолет — на их счету.

Весь 1941-й и почти весь 1942 годы, когда наша армия отступала, причём поначалу в абсолютном беспорядке, какие могли быть подтверждения? Не до них. Был даже случай, когда часть, выходя из окружения с боями, не смогла сберечь штабные документы, сгорела их полная машина – и лётные книжки в том числе, где у Покрышкина были записаны пятнадцать самолётов, сбитых им лично.

И вот они числятся только в записной книжке, которую мы увидели после смерти маршала авиации. Сам Покрышкин не только не настаивал на “авторстве”, но и вообще не упоминал об этом случае – что сгорело, то сгорело. И он никогда не вёл разговоров о себе лично и о собственных заслугах. Однако уже после смерти Александра Ивановича исследователи доказали: их было минимум 116.

Кирилл Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

2. Участие в Великой отечественной войне

Все свои силы и знания Покрышкин отдавал совершенствованию боевой и летной майтерности. Например, учитывая то, что в основном летчики старались избегать правых разворотов, он упорно тренировал именно резкие маневры в правую сторону. Резкое маневрирование было визитной Александра Ивановича. Для того, чтобы выдерживать перегрузки в полете, он усиленно занимался спортом. В общем, все усматривалось ему важным в бою: Покрышкин даже рассчитал, сколько времени необходимо на изменение положения истребителя с момента действия летчика на рычаг управления.

Свой первый самолет Покрышкин сбил ошибочно 22 июня 1941 Это был советский бомбардировщик СУ-2. Это стоило Покрышкина лишь словесной выговоры – так хаос первого дня войны спас будущего аса. Уже на следующий день ему удалось сбить немецкий Me-109 в районе г. Прут, но и сам был подбит и еле добрался аэродрома. В свой полк Покрышкин вернулся через несколько дней, когда его считали пропавшим без вести, а машину записали в графу боевых потерь.

Впоследствии Покрышкина все чаще посылать в разведку. Несмотря на многочисленные замечания, Александр Иванович постоянно решал бой, потому что считал для себя позором возвращаться с полным боекомплектом. Покрышкин хорошо знал – как маневрируй, если не умеешь точно вести огонь, никогда не станешь победителем. Удивительно, во время учебы в Покрышкина очень плохо получалась стрельба “по конусу”. Тогда он начал тренироваться на земле, засел за математические расчеты и в конце научился точно определять расстояние открытия огня, нашел оптимальное исходное положение для ведения огня с максимально короткой дистанции. Летом 1941 года в боях на Южном фронте Александр Иванович сбил еще несколько самолетов, и из-за потери полковых документов, их не был засчитан.

После тяжелых боев в начале г. 55-й полк переведен в Закавказья, впоследствии переименован в 16-й гвардейский истребительный авиаполк. Вместе с другими летчиками Покрышкин освоил новый тип американского истребителя Белл P-39 Аэрокобра, даже перегонял самолеты с Ирана. Пополнена новыми машинами, часть полка снова отправилась на фронт весной 1943 г. Особенно отличился в боях при Кубани 12 апреля 1943 г вблизи ст. Крымская. На глазах командующего 4-й воздушной армией генерала Вершинина Константина Андреевича сбил 7 самолетов противника, среди которых два JU-88 и четыре ME-109. Именно здесь родилась его известная формула:

Высота, скорость, маневр, огонь.

По официальным данным, всего на Кубани Покрышкин сбил 16 самолетов, и фактически их количество было больше.

Звание Героя Советского Союза и “Золотую медаль” за № 993 Александр Иванович впервые получил 24 мая 1943 вместе с орденом Ленина за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 13 лично и 6 в группе сбитых самолета противника. Вторую “Золотую звезду” командир того же полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Покрышкин, гвардии майор, получил 24 августа 1943 за 455 боевых вылетов, 30 лично сбитых вражеских самолета.

В конце 1943-1944 гг Покрышкин участвовал в боях над Черным морем и Днепром. Соревнуясь с Люфтваффе на юге Украины, Александр Иванович уничтожил еще 18 “юнкерсов”, в том числе два высотных разведчики. В мае 1944 г. Покрышкина назначен командиром 9-й гвардейской авиадивизии. Несмотря на назначение, он продолжал совершать боевые вылеты, получил до конца года еще 7 побед.

Свою боевую деятельность Покрышкин завершил в Берлине. Всего за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боя, сбил 59 самолетов лично и 6 – в группе. После войны осваивал реактивную технику. Первым начал летать на МиГ-9. 1948 закончил Военную академию им.Фрунзе. 1968-1971 гг был заместителем главнокомандующего Войск противовоздушной обороны СССР. С 1972 г. – Маршал авиации. В 1972-1981 гг председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. был членом Группы генеральной инспекции Министерства обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 9 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг

В июле 1976 принимал участие в открытии в Киеве на аэродроме ДОСААФ “Чайка” VIII чемпионата мира по высшему пилотажу на спортивных самолетах как председатель ЦК ДОСААФ СССР.

Умер Александр Иванович 13 ноября 1985 в Москве. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Путь в небо

В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.

Также по теме


«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.

В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.

Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.

  • Александр Покрышкин

Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.

Кубань

На Кубани шли бои ожесточённые, лётчики не успевали высыпаться. Командарм – легендарный Константин Андреевич Вершинин – увидел лётчика Покрышкина в деле: прямо на его глазах воздушный ас сбил одного за другим четыре самолёта. Вершинин немедленно вручил Александру Покрышкину орден Красного Знамени и велел представить к званию Героя. В мае 1943 года состоялось совещание командиров авиации Южного фронта, куда командарм вызвал и Покрышкина. Александр Иванович отмалчиваться и стесняться там не собирался. Он сам попросил слова и резко сказал о том, что все старые наставления лётчикам и все инструкции уже не полезны, а вредны, они требуют замены хотя бы потому, что наши лётчики из-за них слишком часто погибают.

Но тут же сказал, что новая методика есть, и вкратце изложил выработанную и неоднократно опробованную собственную тактику. Сидящие в зале генералы и полковники изумились: не то небывалой самоуверенности, не то исключительной храбрости где-то набрался Покрышкин. Наверное, если бы бомба разорвалась в этом помещении, было бы не так удивительно. Следом слово взял и подвёл итоги сам Вершинин. Сначала он признал, что неудач и недостатков в нашей организации боя действительно много, и Покрышкин сто раз прав. Затем от него для всех присутствующих поступил приказ: опыт Покрышки немедленно перенять, а штаб армии должен незамедлительно приготовить директиву во все войска, в генштаб в том числе, что действующие инструкции должны быть изменены. Вот это был у Покрышкина звёздный час! Новая тактика боя действительно доказала свою результативность в военных действиях на Кубани. А практику наработали достаточно быстро.

Подвиги

 22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.

Легендарный советский Су-2

На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.

Мнение эксперта
Петр Васильевич Лановой
Научный сотрудник, доцент кафедры археологии “Одесской археологической школы”, доктор исторических наук СССР, профессор.

  Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.

Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года

Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза. К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза. Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.

19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.

 Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!

 Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.

Знаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .

По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!

Мирная жизнь

 После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.

 Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.

Капитан советской авиации Покрышкин

 Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь. В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.

Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.

 13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы.  Супруга маршала, пережила его на 15 лет.

 Каждого человека ведет по жизни мечта

Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин

Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!

Личные качества

Во время войны больше никто не стал трижды героем, и только семь наших лётчиков сумели сбить почти столько же, сколько самолетов сбил Покрышкин. И Кожедуб, и Жуков стали трижды героями после Победы. В 1944 году президент США назвал Александра Покрышкина самым лучшим воздушным асом. Но не только из-за результативности. Результаты появлялись не сами по себе. Покрышкин придумал и разработал совершенно другую тактику ведения воздушного боя. Более того, он её опробовал и внедрил, рискуя не только собственной жизнью, но даже и добрым именем

О том, как внедрял свою теорию в боевую практику Покрышкин Александр Иванович, сколько сбил самолетов демонстративно – напоказ, чтобы поверили ему, поняли важность новой теории, будет отдельный рассказ

Человеком Покрышкин был не просто целеустремлённым, всегда стремящимся к поставленной цели. Он был очень гибок, умел доказывать свою правоту, подходя не с одной стороны к проблеме, так с другой и с третьей. Кроме того, чувство справедливости в нём было обострено настолько, что он ради неё всё остальное легко ставил на карту. Был такой случай, описанный в воспоминаниях Василия Севастьянова, сослуживца Покрышкина. Тревожный тридцать седьмой год, волнами проходят аресты врагов народа. Мимо авиагородка, где Покрышкин трудился авиатехником, репрессии тоже не прошли. Увидев, как жену арестованного лётчика выселяют с детишками прямо на улицу под проливной дождь, Покрышкин остановился, в то время как остальные, опустив глаза, пробегали мимо. Узнав, в чём дело, он попросил Василия приютить его, а свою комнату отдал этой семье. Даже после предупреждения о последствиях помощи родственникам врага народа, решения своего не изменил, сказал, что ничего не боится, кроме плачущих от горя детишек. Это был жизненный принцип, и следовал Покрышкин ему всегда, до конца своей жизни. У него были и свои дети. С женой Марией они познакомились в 1942 году – на фронте. Сыну Александру и дочери Светлане было на кого равняться.

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.

Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.

Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.

В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.

Также по теме


«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение… Да, это презрение к смерти».

В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи. 

Звёздным часом Покрышкина стали воздушные бои над Кубанью в 1943 году. Александр завёл специальную тетрадь, в которой анализировал различные тактические приёмы воздушного боя, искал оптимальные решения той или иной боевой ситуации.

В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.

  • Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план операции на лётном поле в станице Пашковская на Кубани. 1943

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе)  Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым

Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»)

В начале 1944 года лётчика вызвали в Москву и предложили занять должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. Но уходить с фронта Александр категорически отказался. В марте его назначили командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, а в июне — 9-й Гвардейской авиадивизии.

Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).

По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.

Лётчик!

В сентябре 1938 года Александр Покрышкин взял очередной отпуск, но отдыхать не поехал. Он пришёл в Краснодарский аэроклуб и сдал за семнадцать дней всю двухгодовую программу на отлично. И тогда написал сороковой рапорт, к которому приложил аттестат об окончании. Начальству пришлось сдаться, и уже в ноябре следующего года он с отличием окончил Качинскую военную авиационную школу. Теперь он стал лётчиком, и уже скоро можно будет посчитать, сколько вражеских самолетов сбил Покрышкин. В начале зимы 1939 года он уже был лётчиком Пятьдесят пятого истребительного авиационного полка в Одессе. За два месяца до начала войны в рамках перевооружения Покрышкин одним из первых освоил МиГ-3, пересев на него с биплана И-15. В 1941 году он уже старший лейтенант и заместитель командира эскадрильи. Конечно же, на фронт попал с первых часов войны. Вплоть до осени 1942 года он летал на самолетах Як-1, И-16, МиГ-3, а в 1943 году попробовал полетать на американской “Аэрокобре” (Р-39) и весьма отличился в боях на Кубани.

К этому времени уже можно было сказать, сколько самолетов сбил Покрышкин. К маю 1943 года у него было 354 боевых вылета, 54 воздушных боя, 19 сбитых вражеских машин, за что и присвоено было ему звание Героя, вручены орден Ленина и Золотая Звезда. А в августе этого же года он заслужил вторую Зототую Звезду. Сколько самолетов сбил Покрышкин за такое короткое время? Тридцать! Лично! И это ещё не всё. Этот 1943-й военный тяжелейший год принёс ему и третью такую же награду. Пятьсот пятьдесят вылетов, сто тридцать семь воздушных боёв, пятьдесят сбитых врагов! Много славных героев родилось на нашей многострадальной земле, но Александр Покрышкин – герой трижды! И самым первым! С мая 1944 года он командовал Девятой гвардейской истребительной авиационной дивизией до самого конца войны, которую закончил в звании полковника. На параде Победы в июне 1945 года летчик Покрышкин нёс знамя фронта.

Александр Покрышкин – краткая биография

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку

Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.

В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.

Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.

Тактика

В первые же дни войны после нескольких боёв Александр Покрышкин понял, что наша авиация отстаёт не только в техническом отношении, но и в тактическом. Лётчик это был гениальный, а потому пришел к выводу, что нужны новые приёмы ведения боя, которые помогут преодолеть этот дисбаланс. И немедленно начал придумывать новые лётные приёмы, завёл тетрадь, в которой и разрабатывал новую тактику истребителя в бою. Она быстро заполнялась графиками, схемами, заметками. Причём свои задумки, прежде чем законспектировать, обязательно на себе проверял Покрышкин Александр, кратко описывал поиски решений, обозначал ошибки, подчёркивал удачи. Всё это очень часто расходилось с инструкциями, которые были выработаны для применения военно-воздушных сил.

Результативность боя начальство никак убедить не могла. Поэтому за первые пару десятков поверженных врагов Покрышкин получал не похвалу, а нахлобучку за ведение боя не по уставу. Но отступить от своих изысканий лётчик не мог. Странное дело: чем больше появлялось на фюзеляже звёздочек за сбитые вражеские машины, тем напряжённее становились отношения с командованием. И, наконец, в 1942 году лучшего воздушного аса исключили из партии, посадили на гауптвахту и собрались отдать под трибунал за нарушение инструкций ведения боя. Повезло – приехало гораздо более высоко стоящее начальство и попросило показать новую тактику в бою. Покрышкина освободили, чтобы показать собственный полётный почерк. И самолет Покрышкина показал всё, что умеет. Начальство было в восторге. Однако попросили инструкций больше не нарушать. Как же такое возможно для настоящего гения? Настоящий гений никогда от своего не отступает.

Личная жизнь

Сердце Александра Покрышкина занимали две страсти — авиация и Мария Кузьминична, медсестра. Знакомство с последней состоялось в 1942 году на берегу Каспийского моря. Молодые люди влюбились без памяти, слали с разных линий фронта друг другу письма, часть из которых оставалась без ответа: не успевала найти адресанта.

Александр Покрышкин и его жена Мария

Личную жизнь молодые люди узаконили 1 апреля 1944 года в Черниговке, ныне это село Приморского края. Тогда Мария Кузьминична уже носила под сердцем первенца — дочку Светлану. Она прожила 52 года, скончавшись от рака. Наследник Покрышкина, тоже Александр, родился в 1947 году.

Летчик с женой успели понянчить внуков — Александра, Павла и Екатерину.

Комментировать
0