Прототипы картины
Версия Николая Варенцова
Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника, молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Согласно версии вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».
Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак» | Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор | Андрей Александрович Карзинкин. Фотография конца XIX века. | Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева. 1860-е годы |
Версия Грибкова и Мудрогеля
По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Согласно этой версии, прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.
На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером изображён друг Пукирева, художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».
Голова старика. Этюд для картины «Неравный брак». На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова». | Портрет А. М. Полторацкого работы Пукирева. 1861 год | Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890) | Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне» |
Анализ картины «Неравный брак»
Многие приписывали картине Пукирева «Неравный брак» магические свойства. Якобы все посмотревшие на неё пожилые женихи отказывались от свадьбы. Но на деле никакой магии не было. Просто сюжет картины трогал до глубины души и заставлял задуматься, а не обрекает ли старик свою молодую невесту на страдания?
За написание полотна «Неравный брак» Василий Владимирович Пукирев получил звание профессора. Но мало кто знал, какая трагическая история скрывалась за созданием этого полотна.
Загадочная фигура шафера
Безусловно, центральное место на полотне «Неравный брак» занимают жених и невеста. Взгляд сразу упирается в недовольно-пренебрежительный взгляд старика, глядящего на плачущую девушку. Она, в свою очередь, полна покорности судьбе и отчаяния. Но не меньший интерес вызывает и фигура шафера, стоящего сразу за девушкой. Он пристально и с затаённой обидой глядит на то, как священник надевает кольцо на пальчик невесты. Есть две версии того, кем на самом деле является этот мужчина.
Некоторые искусствоведы, проведя анализ картины «Неравный брак», говорят, что шафера художник Василий Владимирович писал с самого себя. И правда, на сохранившихся портретах автора есть общие черты с шафером, изображённым на картине. Однако сомнения вносит эскиз полотна, хранящийся в Третьяковке. На ней позади невесты стоит совершенно другой человек. И ничего общего с Пукиревым он не имеет. Но кто же этот юноша?
Главная тайна картины
Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был.
Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.
Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом.
Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.
Интересные детали «Неравного брака»
Образы жениха и невесты на картине Пукирева явно являются собирательными. Так, в пожилом генерале угадываются черты внешности и князя Цицианова, и дворянина Полторацкого, и главного повара, работавшего у Варенцовых. Но есть на картине и изображения людей, существовавших в реальной жизни.
Например, мужчина, находящийся возле шафера и смотрящий на зрителя, списан с художника-карикатуриста Петра Шмелькова. Он был близким другом Пукирева и, возможно, подсказал ему идею картины. А сбоку полотна виднеется голова мужчины. Он оказался нарисован не случайно. Художник нарисовал мастера Гребенского, который пообещал выполнить для него самую лучшую раму. А если присмотреться, можно заметить ещё одну интересную деталь.
Возле священника Василий Пукирев изобразил старуху, украшение на голове которой подозрительно похоже на невестину фату. Но зачем её фигура, будто бы подёрнутая туманом, нужна на полотне? Может, это бывшая жена немолодого жениха? Или художник хотел показать, что старик-жених уже свёл одну жену в могилу и теперь примется за вторую? Вероятнее всего последний вариант, ведь бывшей жене нечего было делать на свадьбе бывшего мужа.
Интересная картина “Шоколадница” Ж. Лиотара.
Биография художника Василия Пукирева
Художник Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в бедной крестьянской семье. В юные годы стал учеником иконописца в Могилёвской губернии и только благодаря счастливому стечению обстоятельств был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище талантливого юношу заметил и взял под своё покровительство профессор С.К. Зарянко.
В 1850 году за представленные руководству училища рисунки, Василий Пукирев был удостоен звания учителя рисования в гимназиях. Ещё через пять лет, в 1855 году, за портреты дочерей Геркена молодой человек получил звание неклассного художника. В 1858 году Пукирев окончил училище со званием «свободный художник».
А через два года после окончания училища за представленный на выставку академии портретный этюд «Девушка» свободному художнику Пукиреву было присвоено звание академика исторической и портретной живописи Императорской Академии живописи. После получения звания Василий Владимирович получил казённую квартиру и должность преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
За счёт средств Московского общества любителей живописи Пукирев дважды выезжал за границу «для обозрения галерей и художественных произведений».
В 1863 году на ежегодную академическую выставку тридцатилетний Пукирев представил картину «Неравный брак». И это полотно стало сенсацией выставки и русской живописи. Автор был удостоен звания профессора, полотно моментально выкупил Третьяков, по России поползли слухи… Говорили, что после появления картины престарелые генералы и равные им по чину господа начали массово отказываться от женитьбы на молодых невестах.
Неравный брак
В частности, историк Костомаров признался своим друзьям¸ что после просмотра «Неравного брака» отказался от венчания с молодой суженой. Полотно было написано настолько сильно, а образ седого «жениха» получился настолько неприглядным и отталкивающим, что историк не пожелал оказаться на месте этого персонажа. Тем более, что публика дала картине своё название – «Кощей с невестой».
Последующие работы художника («Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Письмо Татьяны» и другие) пользовались успехом, тепло принимались публикой, технически были более совершенными, но по своей актуальности и внутренней психологии явно уступали «Неравному браку». Впрочем, нужно признать, что некоторые картины художника действительно были написаны ниже установившегося среднего уровня русской жанровой живописи конца девятнадцатого века.
Письмо Татьяны
Кроме картин художник писал иконы, совместно с А.К. Саврасовым подготовил для академии «Курс рисования», много времени отдавал преподавательской деятельности.
Однако, здоровье художника начало ухудшаться и в 1873 году Пукирев был вынужден отказаться от преподавания в училище. Только через шесть лет коллеги смогли добиться для Василия Владимировича небольшой пенсии, но живописец продолжал сильно нуждаться и в 1890 году умер. В бедности и полном забвении. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Андрей Сомов в приложении к «Вестнику изящных искусств» поместил небольшой некролог:
Среди своих товарищей и учеников он оставил по себе тёплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства – блестящий, хотя и короткий след.
«Неравный брак» описание картины
На картине мы можем увидеть таинство венчания (обряд венчания) или по простому — церковный обряд бракосочетания. Таинство происходящего подчёркивает полумрак церкви и яркий луч солнца, пробивающийся сквозь окно. Свет выхватывает из полумрака престарелого жениха и совсем молодую невесту, а также священника. Остальные персонажи находятся в тени. Характер работы ясно показывает отношение к происходящему самого художника.
Жених всем своим видом вызывает у зрителя отторжение. По всему видно, что это очень властный и циничный человек. Взглядом искоса, в котором прослеживается некое превосходство, он смотрит на невесту. Здесь он является хозяином положения, против воли которого идти не посмеет никто, особенно сама невеста. Его взгляд повелительный, не терпящий возражений. Он наблюдает за побледневшей девушкой, чтобы та выполняла всё, что от неё требуется, беспрекословно. Гордая осанка, строгий и неподвижный вид — всё говорит о том, что этот человек привык смотреть на людей свысока, соответственно своему высокому положению. На его шее и левой груди Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира 2-й степени.
Рядом с женихом находится невеста. Её образ является полной противоположностью жениху. Девушка бледна и совсем потеряна. Против воли её выдают за старика, и она просто не в силах что-либо сделать
Зритель сразу обращает внимание на лицо невесты, искреннее сочувствуя бедной девушке. В белоснежном свадебном наряде она кажется настоящим ангелом, которого сломил жестокий мир, где правят власть, положение в обществе и деньги
У девушки не остаётся сил. Левая рука со свечой безвольно повисла, она уже не может держать её как подобает — на уровне груди, как это делает жених. Левую руку из последних сил она протягивает священнику, который собирается надеть на её палец обручальное кольцо. Художник изобразил мгновение, когда мир молодой девушки окончательно рушится.
Сгорбленный священник также не может противостоять неравному браку. Несмотря на то, что брак должен осуществляться между любящими друг другу сердцами, он вынужден надеть кольцо на палец девушке, благословить мужа и жену на «счастливую» совместную жизнь.
Необходимо обратить внимание на фигуры людей на заднем плане. Они различны по своему характеру точно так же, как жених и невеста
В левой части картины находится группа жениха. Они вполне довольны происходящим, с любопытством следят за происходящим на таинстве. Первый — военный — с откровенным и нескромным любопытством разглядывает невесту. Рядом с женихом стоит низенькая старая женщина, по всей видимости в этом образе художник изобразил сваху, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему.
В правой части находится группа невесты. Выражения их лиц демонстрируют недовольство происходящим. Они отворачивают глаза и хмурятся, высказывая тем самым безмолвный протест неравным бракам.
Особое внимание стоит уделить самой крайней фигуре справа. Мужчина в профиль — сам Василий Пукирев
Художник запечатлел здесь свой автопортрет, тем самым указав и на своё личное отношение к несправедливости властных и богатых.
“За” и “против”
Известный художественный критик, историк искусств, Владимир Васильевич Стасов, увидев полотно Пукирева, сказал: “Наконец-то появилось произведение на злобу дня, взятое из самой глубины современной жизни”.
Однако его мнение разделяли далеко не все. У художника нашлось немало врагов, которые принялись упрекать его в недостаточно глубокой проработке темы. В прессе поднялась волна полемики, о творчестве Пукирева заспорили. В конце концов признали, что он создал картину, обреченную на успех. Обличительный сюжет никого не оставлял равнодушным. Виртуозная живопись, композиционность рисунка, отточенные психологические характеристики каждого персонажа – все это поднимало художественную ценность картины на небывалую высоту. В России появился новый талантливый художник – Василий Пукирев (“Неравный брак”). Описание картины, ее анализ, мнение критиков позволяли сделать вывод о своевременности появления шедевра. Российское общество было готово осудить браки по расчету за их аморальность.
Неравный брак! Горе и страдания, гибель для неокрепшей девичьей души. Сколько народных песен сложено о судьбе бесприданниц, о горькой доле простых русских женщин. Трагичность темы воплотилась и в других произведениях живописи и литературы, таких как пьеса А. Н. Островского “Бедная невеста”, картина Ф. Журавлева “Перед венцом”, полотно В. Маковского “К венцу”. “Неравный брак”, картина Пукирева, доминировала в этом списке. Таким образом, мотив бракосочетания по расчету вошел в изобразительное и театральное искусства.
Вариант №2
Картина, прославившая художника, была написана им в 1862 году, сразу после окончания училища живописи, ваяния, зодчества г. Москвы. Герои картины имеют своих прототипов. Друг художника потерял возлюбленную — юную деву выдали за богатого господина гораздо старше её. Заключение таких браков считалось обычным явлением, позволяло решать финансовые проблемы, «пристроить» дочь-бесприданницу.
На первом плане изображена молоденькая девушка в дорогом, кружевном, свадебном платье, в богатых украшениях, смирившаяся со своей судьбой. Рядом с ней старик-жених, «купивший» её, который после венчания будет иметь все права на это милое, нежное создание. Какой контраст! Художник освятил этот процесс ярким солнечным светом, проникающим сквозь окно, особенно невесту, которая приносит себя в жертву, в угоду родительской воле.
Надменный, кичливый господин смотрит на неё без эмоций, как на собственность, на красивую «куклу», которой можно похваляться в обществе, использовать, как заблагорассудится. Желтоватый, нездоровый цвет лица с нарумяненными щеками, лысеющий череп говорят о возрасте, о том, что здоровье подорвано, и совсем скоро жена превратится в сиделку: будет вытирать слюну, кормить с ложечки, катать на каталке. Для него это выгодное приобретение во всех отношениях.
У девушки покрасневшие глаза и припухший носик, свет ей не мил, головка покорно опущена, почти детское выражение лица подсказывает её возраст, она совсем ещё ребёнок. Дева прощается с детством, юностью, которой даже не успела насладиться, со свободой, со всем, что ей так мило. Золотая клетка, брюзга-старик — вот что её ждёт.
Она не в силах ослушаться родителей, как во сне протягивает изящную ручку, на которую священник вот-вот наденет кольцо — символ власти мужа.
Страдание оставило свой отпечаток на безучастном лице, она сломлена, обессилена.
Характерна поза священника, склонившегося подобострастно в поклоне не перед ней, перед богатством. Этим показано всё лицемерие церковнослужителей, за деньги благословляющих любые деяния сильных мира сего.
На втором плане не менее колоритные фигуры, подчёркивающие весь драматизм происходящего. Символично стоящие со стороны жениха равнодушные лица с пустыми глазами и душами, они одобряют “сделку”, не видя ничего предосудительного. Среди них неприятное лицо пожилой женщины, контуры которой расплывчаты, неясны, она как призрак. В её глазах алчность. Не мать ли это невесты, вырастившая скромную красавицу как дорогой цветок, и благополучно продавшая её за хорошую цену.
Характерна внешняя схожесть этих персонажей с женихом, надменное выражение их лиц свидетельствует о принадлежности к одному сословию.
Со стороны девушки выделяются чётко изображённые силуэту двух молодых людей. Один из них с осуждением, негодованием взирает на данное событие. Кажется, что он от бессилия и ярости сжимает кулаки. Художник высветил выразительное лицо, глаза, спрятав контуры тела. Рядом с ним изображён интересный брюнет, весь его вид выражает неприятие данной ситуации. Скрещённые на груди руки подчёркивают это, символизируя изоляцию от данного общества. Он осуждает даже не этот неравный брак, который есть следствие нравов того времени, а всё общество, где женщина есть товар, не имеющая прав на выбор, на счастье. Считается, что персонаж изображает самого художника, невольно ставшего свидетелем такого рода венчания.
Эта картина стала единственной знаменитой работой В.В. Пукирева. Художник-жанрист талантливо передал дух эпохи, по лицам героев можно как по книге “читать”, без слов понимая всё, что изображено. Каждая деталь продумана, доведена до совершенства: позы персонажей, выражения лиц, глаз, цветовые выделения и затемнения делают картину живой, насыщенной, порождающей бурю эмоций и переживаний.
Художник без страха, во всей красе показал проблему общества, обличил её прогнившую суть, где подобная сделка не считается преступлением. Человек поставлен в состояние полной финансовой зависимости от других, не имея возможности самому распоряжаться своей судьбой.
Предыстория
В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг-художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.
Описание по картине
Картина В.В. Пукирева «Неравный брак» – это одна из самых популярных картин автора. В ней ему удалось передать эмоции и чувства людей, в точности показать прошлые времена
Идею для написания полотна Пукиреву подкинул его хороший знакомый, которому удосужилось пережить любовную драму на почве насильственного брака: его любимую насильно отдали замуж за важного и состоятельного кавалера. В прошлом это была довольно частая проблема
В своем творение Пукирев изобразил ужасную ситуацию, во время которой человека лишают будущего и счастливой жизни. В центре картины очаровательная, молодая невеста. Можно заметить, что она совсем ребенок: черты ее лица мягкие, очень невинные. Но, несмотря на это в ее глазах видна обреченность и жестокость. Она понимает, что это ее последний счастливый день. Наверняка она всю ночь сильно плакала, поэтому не может даже поднять голову вверх. Ей стыдно. Она убита, все ее мечты и планы были разрешены в один момент, когда ей сказали, что она выходит замуж за нелюбимого человека.
Невеста одета в роскошное, дорогое, белое платье, от своего жениха. Но, несмотря на ее красоту, оно не приносит девушке, никакого удовольствия. В одной руке одна держит свечу, а другую со страхом и беспомощностью протягивает священнику, чтобы он натянул на палец ненавистное кольцо. По ее выражению лица можно понять, что она уже смерилась со своей участью, она понимает, что не сможет избежать брака. Но возможно это спасает ее семью от серьезных проблем, поможет прожить хотя бы месяц в достатке.
Пожилой жених выглядит рядом с невестой блекло и отталкивающе. Он стоит уверенно и гордо. Мужчина понимает, что эта девушка уже его, и она никак не сможет избежать этого брака. Он властно, с искрами величия в глазах смотри на свою невесту. Жених понимает, что она его собственность. В выражении его лица нет ничего хорошего – он чопорный, эгоистичны, властный и бесчувственный человек. Ему все равно на страдания девушки, ему важен только он сам. Также легко понять, что мужчина богат и значим в обществе, благодаря ордену на своей шее и на груди. Возможно, в прошлом он был офицеров или военачальником.
На фоне жениха и невесты, видны приглашенные гости. Не тяжело заметить, что почти все они мужчины. Среди них есть только одна женщина, которая стоит за спиной жениха. Возможно это мать невесты, которая горюет о том, что ее дочь теперь будет всегда несчастна и не сможет выйти замуж за любимого человека. Среди мужчин можно увидеть отчужденные и невеселые лица. Они явно не впервые бывают на таких мероприятиях, поэтому ни горя, ни радости они не испытывают. Но одновременно с этим на лицах гостей видна зависть. Они завидуют жениху, что он смог найти такую красивую девушку. Они явно были бы не против забрать ее себе.
Но среди них выделается один мужчина, шафер невесты. На его лице видна брезгливость и ненависть к жениху. Он явно хочет уберечь невесту, спасти и увезти ее как можно дальше. Шафер даже не смотрит на бракосочетания, он отвернулся в сторону и опустил голову вниз. Возможно он близкий друг невесты или даже что-то больше.
6 класс
Пукирев – Неравный брак
Сейчас читают:
- Сочинение Наступила зима 4 класс
Когда наступает зима? Я считаю, что не с первого декабря, а тогда, когда выпадает пушистый снег. Недавно блестящий снежок покрыл все вокруг. Уже танцуют в белых шубках деревья,
- Сочинение на тему 23 февраля 3, 4 класс
23 февраля праздник, который любят отмечать все мужчины нашей страны. Не каждый мужчина служил в армии, но каждый мужчина является защитником своей семьи, своих любимых людей.
- Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс
Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.
- Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора
Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.
- Сочинение на тему Осенние каникулы 4 класс
Единственное что с нетерпением ждет каждый школьник в своей жизни, это перемену, каникулы и выпускной. Перемена достаточно короткое удовольствие. А вот каникулы в самый раз. Особенно я люблю осенние каникулы.
- Тема дома в романе Тихий Дон сочинение
Созданное Михаилом Александровичем Шолоховым знаменитое и любимое многими произведение «Тихий Дон» представляет собой правдивую картину жизни самого обыкновенного, простого народа, который был в растерянности от заставших врасплох жестоких событий
Признание
Картина “Неравный брак” была признана шедевром живописи, за нее Василия Пукирева наградили званием профессора живописи. Академия делает профессором человека, написавшего большую картину, но какую? Картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории… Всех взволновала новая, современная тема власти денег и авторская позиция, явно выраженная фигурой молодого человека, стоящего за спиной невесты. Однако об этом немного позже. После этого известность Пукирева стала всероссийской. Художник занялся преподавательской деятельностью, успешно создавал группы из одаренных юношей, старался развить в них природный талант, передавал свои знания и опыт.
Многих интересовало, кого изобразил художник в своей картине, по Москве поползли слухи. Одни считали, что в основу сюжета положена трагедия из жизни самого живописца – его невеста, мол, была выдана за богатого старика. Оснований для подобных предположений не было никаких, но эта версия всем понравилась. А поскольку слухи живучи, то придуманная кем-то история несчастной любви художника довольно долго занимала умы москвичей.
Главная тайна картины
Вполне вероятно, что в качестве шафера Василий Владимирович Пукирев изобразил своего близкого приятеля Сергея Варенцова. Тот был влюблён в юную Софью Рыбникову и даже собирался сделать ей предложение. Но отец девушки выдал её за купца Карзинкина, бывшего на 13 лет старше Софьи. В силу непреодолимых обстоятельств Варенцову пришлось побывать на свадьбе, чему он, конечно, рад не был. Разумеется, Варенцов поделился своим горем с другом-художником, и тот, вдохновившись, использовал историю в качестве сюжета для полотна. Но узнавший об использовании своего образа Варенцов явно не был этим доволен. Он поссорился с Пукиревым и чуть ли не приказал ему изменить картину. Это объясняет то, что на первоначальном эскизе «Неравного брака» у шафера другая внешность. Но фамилия Варенцов фигурирует и в другой версии.
Согласной второй версии, на картине «Неравный брак» всё-таки был изображен сам художник. А девушкой на полотне являлась его несостоявшаяся невеста — Прасковья Варенцова. Её в юном возрасте выдали за пожилого князя, лишив возможности быть с Василием Пукиревым. Весьма вероятно, что эта версия правдива. В 2002 году руководство Третьяковки купило занятный рисунок, датированный 1907 годом. Его автором был художник Сухов. А надпись гласила, что на рисунке изображена Прасковья Варенцова, с которой В. В. Пукирев 44 года тому назад написал свою картину «Неравный брак». Большинство историков и искусствоведов всё-таки склоняются к этой версии. Но точно ясно одно: за написанием полотна стоит настоящая трагическая история девушки, явно не хотевшей провести всю жизнь в браке с противным ей стариком.