Стиль, стиль, стиль
У любой культовой франшизы или фильма есть свои символы, которые будут актуальны и узнаваемы даже очень много лет спустя. У «Звездных войн» – R2D2, у «Властелина колец» – собственно, кольцо, у какого-нибудь «Рокки» – знаменитая музыкальная тема. В «Назад в будущее» таких вот штук, которые ассоциируются с серией, выше крыши – от легендарного «ДеЛориана» и самозавязывающихся кроссовок до причёски Дока и цифры 88.
Можно снять фильм про путешествия во времени – и это будет крутая сюжетно, но довольно безликая и незапоминающаяся визуально история (привет, «Дежавю» Тони Скотта). Можно наполнить фильм обалденными визуальными решениями, но превратить его в скучную нуднятину (см. «Люди в чёрном 3»). В «Назад в будущее» отличный сценарий, что так и тянет стянуть для своего фильма, и богатая на детали вселенная, которая становится благодатной почвой для фанфиков, формируют кино, каждый раз дарящее возвращение в детство.
Поэтому даже не думайте задаваться вопросом, смотреть или не смотреть снова легендарную ленту Земекиса – особенно если вы рискнули сходить на кошмарных «Ведьм» (дядьке срочно нужно реабилитироваться в ваших глазах!). Если не боитесь коронавирусных паразитов – конечно же идти. Но пересмотреть «Назад в будущее» под Новый Год – в любом формате – никогда не будет плохим решением.
Сюжет[править]
Действие происходит в калифорнийском городке Хилл-Вэлли в 1885, 1955, 1985 и 2015 годах.
В первой части фильма, в 1985 году доктор Эммет Браун (он же просто Док) встраивает машину времени в легендарный автомобиль ДеЛореан. Во время демонстрации изобретения своему другу, подростку Марти МакФлаю, Док погибает от пуль ливийских террористов, у которых украл плутоний для зарядки машины времени необходимой энергией. Марти же случайно отправляется в прошлое на 30 лет назад, в 1955 год. Чтобы вернуться домой, ему необходимо огромное количество энергии, которую в 1955-м может сгенерировать только молния. К счастью, ему известно, что через неделю будет гроза, и молния ударит прямо в городские часы на ратуше. Слегка ошеломленный Док Браун из прошлого соглашается помочь Марти, но оказывается, что тот создал временной парадокс, помешав своим родителям познакомиться. Тогда же МакФлай впервые встречается с школьным хулиганом – молодым Бифом Танненом, которого он знает по 1985 году как начальника своего отца. За полчаса до грозы, которая отправит его назад в будущее, Марти удается исправить положение. Перед отбытием он также оставляет Доку письмо, в котором предупреждает о ливийцах. Вернувшись домой, Марти обнаруживает, что полностью избежать парадокса не удалось: Док, сперва не желавший ничего знать о своей будущей судьбе и разорвавший письмо, впоследствии передумал и прочитал обрывки, поэтому встретил террористов в бронежилете. Кроме того, вдохновленный сыном Джордж МакФлай из растяпы и труса, каким его помнит Марти, превратился в успешного человека и популярного писателя, что сказалось положительно на самооценке других членов семьи. Биф Таннен, напротив, из наглого босса сделался скромным автомехаником. Пока Марти переваривает последствия, Док успевает заглянуть в будущее и вернуться. Он настаивает, чтобы Марти и его подружка Дженнифер отправились с ним, потому что дело касается их детей.
В третьей части фильма, в 1885 году Марти находит Дока, который стал местным чудо-кузнецом, щеголяющим разнообразными гаджетами. Марти случайно встречает семью своего предка, которого затем спасает от местной банды, управляемой Баффордом Танненом, предком Бифа. Марти и Доку известно, что через несколько дней Док будет убит, но они не могут вернуться домой, потому что для этого ДеЛореан нужно разогнать до 88 миль в час. Кроме того, все осложняется тем, что Док влюбился в школьную учительницу Клару Клэйтон, которую спас от падения в ущелье, тем самым в свою очередь изменив ход истории. Между тем Док, поссорившись с предком Биффа, попадает в незавидную ситуацию: этот бандит, как знал Марти, должен был его убить на дуэли. Но Марти смотрел «Долларовую Трилогию» с Клинтом Иствудом и знал, что делать. Разобравшись с бандитом, в конце концов друзья находят выход из незавидного положения в прошлом: с помощью паровоза и химического топлива разгоняют ДеЛореан, однако взять с собой Клару не выходит, и Док остаётся с ней — а Марти прыгает в своё время. ДеЛореан разбивается о тепловоз, и герой возвращается домой, понимая, что поскольку машина времени разбилась, Дока вернуть не получится.
В последней сцене Марти встречается с Доком — тот является к нему на паровозе, который сложным образом модернизирован хитроумным изобретателем посредством реверсивного инжениринга и ретрофутуристических конструкций. Браун приехал познакомить Мартина со своими детьми — Жюлем и Верном — и попрощаться, ведь он отправляется назад в будущее. Паровоз взлетает и исчезает.
Самая достоверная фантастика
Разумеется, у вас вряд ли получится создать такой же «ДеЛориан», как был у Дока, хотя наверняка попытки были, и неоднократно (не визуально, конечно, а повторяя принцип действия). И при желании можно докопаться хоть до фонарного столба и найти в «Назад в будущее» сто и одну сценарную прореху. Но давайте по-честному: со времён фильма Земекиса не было ещё ни одного фильма, который так удачно осмыслял идею путешествия во времени (Кристофер Нолан, уйди, пожалуйста – твои доводы не конают).
В финале все хроникальные сцепки, события и персонажи связываются воедино – и вопросов ни у кого возникнуть не должно, кроме самых вредных кинокритиков. Спорной считают концовку, с очень уж настырным, как может показаться, заделом на продолжение – однако Земекис в своё время признался, что придумал её с Бобом Гейлом чисто как приколюху, не подразумевая сиквел. Шах и мат, скептики!
Роман взросления
Идея фильма родилась у Гейла и Земекиса, когда они разглядывали школьные альбомы своих родителей, и один из друзей предположил, что мама другого, которая вроде как даже ни разу не целовалась в школе, запросто могла бы оказаться школьной потаскухой (да-да, шутки про мамку помогли «Назад в будущее» увидеть свет). Главная идея фильма – не в путешествиях во времени. Они лишь средство, чтобы рассказать историю взросления выходящего из отрочества Марти, 17-летнего оболтуса с характером неугомонной мультяшки (кстати, связка «озорник и умный взрослый мужчина» будет позже и в «Кто подставил кролика Роджера?» Земекиса).
Столкнувшись со своим отцом в прошлом, таким же дуралеем, и мамой, той ещё знойной цыпочкой, которая упивается своей привлекательностью, он обнаруживает, что фраза «я в твои времена» – такая же чушь, как и то, что в СССР секс можно было увидеть только через замочную скважину. Главное, что, став взрослым, Марти МакФлай должен стать лучше – это и есть главная тема фильма.