История создания
В основу фильма лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве и занял на этом конкурсе 3-е место.
Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария, но всё же он его привлёк. Сначала интересным поворотом показался момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет. Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они так же, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву, как приезжие провинциалы и лимитчики. Бюджет фильма был достаточно скромен, составив 550 тысяч рублей.
Актёрский состав кинокартины сложился не сразу. Первоначально на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Отчаявшись, он взял на эту роль свою жену, хотя самой Алентовой сценарий тоже не понравился. Галина Польских отказалась от роли Тоси, Инна Макарова и Клара Лучко — от роли матери Рудольфа Рачкова.
Производственные сцены фильма снимались в цехах ПО «Химволокно» в Клину, на время съёмок предприятие не останавливалось. Премьера фильма, которую посетили Владимир Меньшов и Вера Алентова, также состоялась в Клину, в заводском клубе посёлка Майданово.
После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
Владимир Меньшов и команда создателей не приехали на церемонию вручения «Оскара». По версии самого Меньшова, в то время он был «невыездным» и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе. О том, что он получил премию Американской академии киноискусств и наук, Меньшов узнал из программы «Время». Причём новость прозвучала в эфире 1 апреля 1981 года (церемония проходила 31 марта), и Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США.
Примечательно, что фильм Меньшова опередил и фильм-лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «Тень воина», снятый японским режиссёром Акирой Куросавой, который ранее получал «Оскар» в этой номинации за советский фильм «Дерсу Узала». Довольно долго статуэтка хранилась в Госкино СССР.
Только в 1988 году Владимир Меньшов на первой церемонии вручения наград премии «Ника» получил своего «Оскара». Причём ему хотели только дать подержать статуэтку и потом забрать, но Меньшов подержал, не вернул и больше уже с ней не расстался.
Фильм «Москва слезам не верит» посмотрело около 90 миллионов зрителей; по результатам годового проката он занимает второе место среди всех советских фильмов после картины «Пираты XX века».
Сюжет
Москва, конец 1950-х годов. В столичном общежитии живут три 18-летние подруги, приехавшие из провинции. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек. Целеустремлённая и сдержанная Катерина, не добрав баллов при поступлении в институт, работает на заводе. Стеснительная и простая Антонина трудится маляром на стройке и замуж выходит за москвича-рабочего. Самоуверенной и весёлой Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть своё особенное счастье: выйти замуж за состоятельного столичного жителя. Она знакомится с симпатичным парнем — восходящей хоккейной звездой. Катерина, которая пошла на поводу у Людмилы и вместе с ней выдала себя за профессорскую дочь, горько расплачивается за свою авантюру. Она полюбила красавца-телеоператора Рудольфа, забеременела от него, а он, узнав, что она — простая работница на заводе, оставляет Катерину наедине с её личными проблемами.
Прошло 20 лет. Антонина по-прежнему маляр на стройке, любит мужа и любима им, у них растут три сына. Людмила развелась с мужем, который, не выдержав бремени славы (а отчасти и под влиянием её скверного характера), стал алкоголиком. Катерина в одиночку вырастила дочь Александру, окончила институт и стала директором крупного предприятия, депутатом Моссовета. Её профессиональная карьера в полном порядке, однако личная жизнь так и не сложилась. Однажды в электричке она знакомится с неким слесарем Георгием, который совсем не похож на простого человека рабочей специальности: он интеллигентен, обаятелен, отличается широтой и оригинальностью жизненных взглядов. Катерина быстро влюбляется в него. Однако возлюбленный, несмотря на невысокий социальный статус, — сильная личность и привык быть лидером, и у героини возникает острая проблема: как сообщить ему о своей высокой должности? К тому же на жизненном горизонте неожиданно для Катерины появляется отец уже взрослой дочери Александры и умудряется одной некстати брошенной фразой поссорить влюблённых.
Любовь на стороне
Фильм «День и вся жизнь» о женщине, в одиночку воспитывающей сына, стал для Рязановой пророческим. Но такое предсказание она не увидела бы и в самом страшном сне. В тот момент актриса оканчивала институт, была замужем за однокурсником Юрой Перовым, с которым растила сына. С малышом и пошла сниматься — на площадке Данилка сделал первые шаги.
Однако на съемках случилось непредвиденное. Раиса влюбилась в режиссера Юрия Григорьева. И ничего не смогла с собой поделать. Высокий интересный мужчина, на 12 лет старше — он вмиг завладел сердцем актрисы. Вернувшись домой, тут же повинилась перед мужем.
Сработала генетическая память. У мамы Раи была, конечно, другая история. И в другое время. Деревенская женщина Мелания Григорьевна подобрала на улице замерзающего шофера, она выходила его, отмыла, накормила… Родила Раю. А потом узнала, что у шофера дома жена и шестеро детей. И отпустила с богом.
Подарки и удары судьбы
Даже в 1990-е годы, когда у многих коллег не было ничего, Раиса Рязанова умудрилась сняться в 20 фильмах. И при этом все равно вынуждена была сдавать квартиру возле Дома кино на Васильевской и арендовать попроще — на Дмитровском шоссе. Снималась в рекламе стирального порошка, который сама не могла купить. И подрабатывала извозом. Стыдливо пряча глаза, когда пассажиры узнавали в ней актрису…
Только в 49 лет Рязанова получила звание заслуженной. И лишь в 60 стала народной. Тогда-то и началась ее жизнь. Не в 40, как у ее подружки Катерины в «Москве…». А в 60, когда Александр Мохов, с которым она не была знакома, вдруг пригласил в свой спектакль «Кукла для невесты». В «Табакерке»! Это ее-то! Актрису, которая никогда не служила в профессиональном театре…
В ролях
- Вера Алентова — Екатерина (Катя, Катерина) Александровна Тихомирова, мать Саши, возлюбленная Гоши, бывшая возлюбленная Родиона, подруга Люды, Тони и Коли, директор комбината
- Ирина Муравьёва — Людмила (Люда) Свиридова, бывшая жена Сережи, подруга Кати, Тони и Коли, прачка
- Раиса Рязанова — Антонина (Тоня, Тося) Буянова, жена Коли, мать Гены и близнецов, подруга Кати и Люды, маляр
- Борис Сморчков — Николай (Коля) Михайлович, муж Тони, отец Гены и близнецов, электрик
- Александр Фатюшин — Сергей (Сережа) Гурин, бывший муж Люды, хоккеист
- Алексей Баталов — Георгий (Гоша, Гога, Жора, Юрий, Василий) Иванович, возлюбленный Кати, слесарь из НИИ
- Юрий Васильев — Родион (Рудольф, Рудик) Петрович Рачков, старший брат Вити, отец Саши, бывший возлюбленный Кати, телеоператор из «Останкино»
- Наталья Вавилова — Александра (Саша, Маруся) Тихомирова, дочь Кати и Родиона, возлюбленная Никиты, студентка
- Валентина Ушакова — Анна Никитична, жена Михаила Ивановича, мать Коли, бабушка Гены и близнецов
- Виктор Уральский — Михаил Иванович, муж Анны Никитичны, отец Коли, дедушка Гены и близнецов
- Зоя Фёдорова — тётя Паша, вахтёрша в общежитии
- Евгения Ханаева — мать Родиона и Вити, бабушка Саши, вдова
- Олег Табаков — Владимир (Володя), бывший женатый любовник Кати
- Владимир Басов — Антон Круглов, зам.начальника Главка
- Юрий Перов — Перов, кандидат технических наук
- Эдуард Озерянский — Эдуард Васильевич Озерянский, инженер-испытатель
- Виктор Незнанов — поэт
- Михаил Зимин — профессор Алексей Тихомиров, дядя Кати, троюродный брат мамы Кати
- Иветта Киселёва — Маргарита Тихомирова, жена профессора Тихомирова, тётя Кати
- Александр Жильцов — Никита, возлюбленный Саши, студент
- Юрий Коблов — Геннадий (Гена) Николаевич, старший сын Тони и Коли, старший брат близнецов, возлюбленный Марины, студент
- Нина Савищева — Марина, возлюбленная Гены, студентка
- Слава Матвеев — Виктор (Витя) Петрович Рачков в детстве, младший брат Родиона, дядя Саши, школьник-пионер
- Владлен Паулус — Леднёв (Михалыч), начальник цеха, мастер
- Наталья Санько — сослуживица Кати с завода
- Геннадий Ялович — друг Гоши на пикнике с собакой, доктор наук
- Альфред Солянов — друг Гоши на пикнике, бородатый гитарист
- Александр Бородянский — друг Гоши на пикнике
- Лариса Барабанова — работница хлебозавода, коллега Люды
- Галина Добровольская — работница хлебозавода, коллега Люды
- Елена Вольская — вахтёрша в высотке
- Инна Выходцева — режиссёр телевидения
- Людмила Стоянова — Людмила, корреспондент телевидения
- Гарри Бардин — главный инженер химкомбината
- Лия Ахеджакова — Ольга Павловна, директор клуба
- Михаил Бочаров — Борис Александрович, молодящийся мужчина в клубе
- Таисия Шутова — “невеста” в клубе “за 30”
- Лариса Данилина — “невеста” в клубе “за 30”
- Анатолий Чеботарев — Анатолий Григорьевич, жених в клубе’
- Владимир Гусев — генерал, клиент химчистки
- Муза Крепкогорская — жена генерала
- Александра Данилова — соседка Гоши
- Александра Денисова — соседка Гоши
- Ирина Кораблёва — Ирина (Ирочка), секретарша Кати (в титрах И.Березина)
- Николай Кузнецов — Николай Васильевич, начальник цеха
- Татьяна Жукова-Киртбая — Полина, сотрудница химчистки, коллега Люды (в титрах Т. Жукова)
- Любовь Калюжная — нянечка в роддоме
- Виктор Лазарев — старик в лифте
- Дмитрий Попов — Гена, друг Гоши на пикнике (нет в титрах)
- Владимир Меньшов — друг Гоши на пикнике в кожаном пальто и шляпе (нет в титрах)
- Роман Копейкин — хулиган на улице (нет в титрах)
- Николай Стыров — хулиган на улице (нет в титрах)
- Владимир Фирсов — стиляга на улице (нет в титрах)
- Иван Турченков — мужик, носивший пиво в пивной (нет в титрах)
- Александр Петров — профорг на хлебзаводе (нет в титрах)
- Владислав Сердюк — посетитель пивной (нет в титрах)
- Алексей Шубин — брат-близнец, младший сын Тони и Коли, младший брат Гены (нет в титрах)
- Михаил Шубин — брат-близнец, младший сын Тони и Коли, младший брат Гены (нет в титрах)
- Александр Пятков — баянист на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Юрий Заев — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Михаил Калинкин — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Игорь Суровцев — гость на свадьбе Тони и Коли (нет в титрах)
- Александр Новиков — рабочий маляр, делающий ремонт в доме Гоши (нет в титрах)
- Юрий Потёмкин — ухажер в общежитии (нет в титрах)
- Алексей Дроздов — мужчина в парке, играющий в домино (нет в титрах)
- Борис Андреев — мужчина в парке, играющий в домино (нет в титрах)
- Камео:
- Андрей Вознесенский
- Татьяна Конюхова
- Иннокентий Смоктуновский
- Георгий Юматов
- Леонид Харитонов
- Павел Рудаков
- Вениамин Нечаев
Жанры
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Конец романа
Рая выросла без отца и своего Данилу поднимала сама, хотя бывший муж не бросил их. Помогал. Даже когда создал новую семью. Поначалу он еще верил, что Рая одумается и вернется к нему. Но роман актрисы с режиссером затянулся на 10 лет.
…Закончился роман так же внезапно, как и начался. Режиссер всю жизнь был женат на одной женщине. Рязанова же не просила больше того, что имела. А когда отношения сошли на нет, Владимир Меньшов неожиданно предложил Рязановой роль Тони, от которой отказалась Галина Польских.
Раиса Ивановна всегда снималась много. Глупо бросаться работой, когда живешь вдвоем с сыном и рассчитываешь только на себя. Не стала привередничать и в этот раз. Даром что судьба Тони не была ей близка. И себе такой она не пожелала бы.
Гоша и Екатерина
Остановимся немного подробнее на главных героях нашего любимого фильма.
Согласно авторитетной рекомендации руководства киностудии “Мосфильм”, на роль Екатерины должны были претендовать исключительно такие звезды советского кино, как Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко и даже Валентина Теличкина. Однако ни одну из перечисленных знаменитостей сценарий нового фильма режиссера Меньшова совершенно не заинтересовал.
Известная актриса Маргарита Терехова уже было хотела дать согласие на съемки, однако в этот же период ей была предложена роль в многосерийном фильме “Д’Артаньян и три мушкетера”, и актриса предпочла Миледи Екатерине.
В конечном итоге роль досталась супруге Меньшова Вере Алентовой. Обеспокоенный тем, что многие могли подумать, что его жена попала в картину по блату, Меньшов постоянно срывался на ней, переходя в крик, считая ее плохой актрисой и добиваясь от нее максимальной отдачи. Так, пройдя через суровые испытания, Вера Алентова стала той самой Катей, которую мы все полюбили.
С Гошей все вышло тоже очень непросто. Исполнить его роль могли такие известные актеры, как Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов и Олег Ефремов. Но все они не подходили под тот образ, который себе представил Владимир Меньшов, от отчаяния уже собиравшийся взять роль Гоши на себя. Но в этот прекрасный момент он увидел на экране телевизора знаменитого актера Алексея Баталова и тут же понял, что перед ним – Гоша собственной персоной.
Удивительно, но самому Баталову представленный сценарий тоже не понравился, поскольку он совершенно не представлял себя в образе интеллигентного слесаря.
Пройдя через все описанные тернии, именно Вере Алентовой и Алексею Баталову было суждено стать одной из самых любимых зрителями романтических пар советского кинематографа.