Сюжет
Людмила Калугина — акула бизнеса, хозяйка рейтингового агентства. Анатолий Новосельцев — финансовый аналитик, фанатичный байкер и отец двоих детей. Коллега и приятельница Новосельцева, Ольга Петровна Рыжова, пытается подтолкнуть его к тому, что он достоин должности начальника отдела. Сама же она в институтские годы встречалась с новым заместителем директора — Юрием Самохваловым. Эта троица — Новосельцев, Самохвалов и Ольга — учились в одной группе в институте. Встретив своего старого друга, Самохвалов пытается продвинуть его в начальники отдела, пользуясь своей должностью и влиянием на Калугину. Все попытки оказать влияние на неё заканчиваются ничем. Сотрудники называют её за глаза «мымрой». В Новосельцеве она видит вялого и безынициативного сотрудника. Самохвалов предлагает тому слегка «приударить» за суровой бизнесвумен, чтобы продвинуться по службе, и приглашает обоих героев поехать в Турцию на корпоратив, где пытается их свести. Обидевшись, что Калугина игнорирует его ухаживания, захмелевший Анатолий Ефремович устраивает скандал и в присутствии гостей называет её «чёрствой» и «бессердечной», а затем роняет в бассейн.
На следующий день Новосельцев и Калугина оказываются в одном вагончике канатной дороги, который по стечению обстоятельств застревает. В разговоре за ожиданием починки фуникулёра мужчина пытается извиниться, однако делает это настолько неуклюже, что доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Он пытается успокоить её, и та рассказывает ему о своём одиночестве. В этот момент герои, ещё недавно испытывавшие взаимную неприязнь, делают первый шаг навстречу друг другу. Анатолий Ефремович продолжает ухаживать за начальницей — сначала из импульса получить должность, а затем исходя уже из развивающихся истинных чувств. А у Рыжовой возникают старые чувства к Самохвалову, которые скоро становятся достоянием окружающих, на почве чего и возникает конфликт между последним и Новосельцевым. Они с Калугиной ссорятся. Самохвалова увольняют за скандальную видеозапись, на которой он занимается любовью в кабинете бизнесвумен с похожей на ту женщиной (ею оказывается Рыжова в парике). А сам он — подосланный агент конкурирующей фирмы, которому поставлена задача подорвать репутацию агентства.
В решающий момент Самохвалов с помощью Рыжовой подменяет флешку с презентацией, оставленную Новосельцевым, на флешку с той самой видеозаписью. Узнав обо всём, тот мчится на место презентации на мотоцикле, но теряет висевший на шее носитель. В результате ему приходится импровизировать и буквально на пальцах, с привлечением присутствовавших гостей изображать диаграммы и графики из презентации, которую он сам и составлял. После презентации Анатолий Ефремович делает Калугиной предложение с использованием экономических терминов, она ему отвечает запиской на планшете, изображение с которого выводится на большой, видный всем экран.
В эпилоге пара едет на мотоцикле по Москве. На титрах демонстрируются неудачные дубли.
Олег Басилашвили (Юрий Самохвалов)
“Служебный роман” актеры и роли – Олег Басилашвили в роли Юрия Самохвалова
Обаятельный, элегантный, циничный, расчетливый и «свой» – в таком образе в «Служебном романе» предстал актер Олег Басилашвили, сыгравший роль Юрия Григорьевича Самохвалова, бывшего однокурсника Новосельцева. Он появился в стенах статистического учреждения, где работал Анатолий Ефремович, как успешный карьерист, постоянно бывающий заграницей. Здесь он получил должность заместителя начальника, который в «судьбе» Новосельцева и Калугиной сыграл ключевую роль, решив помочь другу получить должность начальника отдела легкой промышленности.
В настоящее время Олег Басилашвили продолжает сниматься в кино. На его счету более сотни ролей в кино и театре, за которые он получил множество почетных наград. С 1990 года актер также ведет активную общественную деятельность.
Актерский состав выбирали недолго
Актеров для этой кинокомедии нашли очень быстро. Рязанов оставил ценные “резервы” из кинопроб в его предыдущих картинах. К примеру: Светлана Немоляева, Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих снимались в пробах в фильме “Ирония судьбы”. Из “Иронии…” в “Служебный роман” перекочевали также Андрей Мягков и Лия Ахеджакова.
Со слов Рязанова, к образу Новосельцева (этакого безынициативного недотепы) Мягкову намеренно добавили усики, и надели очки в “ужасной” оправе, чтобы он больше соответствовал своему теперешнему образу. Это было необходимо сделать, так как пару лет назад актер Андрей Мягков в роли Жени Лукашина в фильме “Ирония судьбы” был весьма романтичным. А режиссер очень хотел, чтобы Новосельцев был вовсе на него не похожим.
В роли Калугиной режиссер видел только Алису Фрейндлих. Удивительно, это один из редких случаев в советском кино, когда Рязанову позволили снимать тех, кого выбрал он лично. Не было никаких кинопроб и волокиты с худсоветом.
Чтобы образ директорши-мымры был завершён, режиссёру с актрисой пришлось долго искать подходящий наряд и аксессуары. И, как обычно, совершенно случайно, на съёмочной площадке появились очки. И в этих очках Алиса Фрейндлих сразу стала вылитой “мымрой”.
Олег Басилашвили в этом фильме хотел сыграть Новосельцева и как только мог, убеждал Рязанова дать ему эту роль. Отрицательный герой Самохвалов актеру был не симпатичен, но Рязанов был прав, распределив роли: Басилашвили отлично сыграл свою роль.
Другие интересные факты о “Служебном романе”
В пьесе “Сослуживцы” секретарша Верочка имела мужа (в фильме его должен был сыграть Александр Фатюшин), с которым она всё время скандалила. Были сняты несколько сцен, но Фатюшин вдруг заболел. Но Верочке это не помешало: она ругалась со своим мужем по телефону. Фатюшин даже не озвучивал себя, голос за кадром звучал Олега Басилашвили.
По пьесе Вера выглядела совершенно иначе — это была молоденькая стройная красотка. Но Рязанов и Брагинский для фильма роль Верочки “переписали” под Ахеджакову. Единственное, что осталось от секретарши из пьесы — это то что она была модницей и обучала “мымру” “походке от бедра” и основам макияжа. И та, и другая сыграли эту сцену великолепно!
Если бы весь отснятый материал со множеством экспромтов актёров вошёл в фильм, то серий было бы три, а не две.
Кстати, сцена “романтического ужина” Новосельцева и Калугиной у неё дома придумана не Рязановым — это экспромт двух актеров, который был сыгран удивительно душевно.
Очень смешная сцена, когда Новосельцев с подачи Самохвалова обращается к Калугиной с “рационализаторским предложением” — тоже актерский изыск.
Актрисе Людмиле Ивановой даже не пришлось вживаться в роль активистки Шурочки, так как она сама в то время занимала подобный пост в театре “Современник”.
Практически все события в фильме разворачиваются в помещениях, поэтому Эльдар Рязанов “разбавил” картину многолюдными улицами и красивыми пейзажами Москвы.
Чтобы подчеркнуть социальное положение героев фильма, они жили в разных местах: директор Калугина — проживала в “крутом” доме на Б. Никитской, Самохвалов — в центре Москвы на ул. Горького, в доме рядом с Центральным телеграфом. Простые сотрудники обитали в спальных районах: Новосельцев — в переулке Чернышевского, секретарша Верочка — на Чертановской улице, а Рыжова — под Москвой.
Ещё один интересный “персонаж” фильма — это бронзовый конь, с которым носился Новосельцев. Когда-то его уже снимали в “Бриллиантовой руке” и “Семнадцати мгновениях весны”.
После долгих поисков подходящих стихов или песни для музыкальной заставки Рязанов сам написал слова теперь знаменитой песни “У природы нет плохой погоды”. В 1978 году эта песня получила приз на фестивале “Песня года”.
Поистине — настоящее искусство способно творить чудеса. И не одно поколение учится у героев “Служебного романа” — и благородству души, и порядочности. Да, после просмотра этого фильма человек становится добрее и чище душой!
Возможно, вам также будет интересно узнать, какой известный советский фильм чуть не поставил точку в карьере Людмилы Гурченко.
Примечания
- ↑ (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- . www.russiandvd.com. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- ↑ документальный фильм «Рождение легенды. Служебный роман» (телекомпания «Останкино»)
- . Meteoweb.ru | Архивы погоды. Дата обращения: 26 ноября 2019.
- . AdMe — Творчество. Свобода. Жизнь. (12 октября 2019). Дата обращения: 26 ноября 2019.
- В фильме «Рождение легенды. Служебный роман» утверждается, что дом, который использовался в общих планах как дом Калугиной, находится по соседству с похожим домом, в котором на то время проживал Андрей Миронов.
- В одном из первых кадров фильма, где Ольга едет на работу и бежит к электричке, диктор на станции зачитывает пропускаемые электричкой остановки «Маленковская» и «Москва III», а прибывает электричка на Ярославский вокзал — чётко видно его современное здание.
- . Культура МК (25 марта 2011). Дата обращения: 26 ноября 2019.
В ролях
- Светлана Ходченкова — Людмила Прокофьевна Калугина
- Владимир Зеленский — Анатолий Ефремович Новосельцев
- Марат Башаров — Юрий Самохвалов
- Анастасия Заворотнюк — Ольга Рыжова
- Павел Воля — Вадик, секретарь Калугиной
- Софья Хилькова — Катя Новосельцева, старшая дочь Анатолия Новосельцева
- Вероника Вакулинская — Маша Новосельцева, младшая дочь Анатолия Новосельцева
Роли второго плана
- Никита Салопин — инвестор
- Евгений Кошевой — Степан, системный администратор
- Сергей Померанцев — Валерий Волков, сотрудник
- Екатерина Михайлова — продавщица в магазине
- Денис Оншин — сотрудник офиса
- Ирина Фролова — сотрудница офиса
- Олеся Остапенко — офисный работник
- Анна Азарова — «барсучок»
- Иван Охлобыстин — психолог
- Алика Смехова — женщина на сеансе
- Тимур Родригез — ведущий вечеринки
- Дмитрий Хрусталёв — гость на вечеринке
- Сергей Казанин — ведущий презентации
- Мария Сёмкина — Анна, хозяйка конкурирующего агентства
Алиса Фрейндлих (Людмила Калугина)
Алиса Фрейндлих тогда и сейчас
Главную роль в фильме «Служебный роман» сыграла советская и российская актриса Алиса Фрейндлих. В комедии она предстала перед зрителями строгой и некрасивой начальницей «родного статистического учреждения» Людмилой Прокофьевной Калугиной – женщиной неопределенного возраста со старомодными очками в грубой оправе, которая «вся скрючится и скукожится, как старый рваный башмак, и чешет на работу».
Для воплощения в образ Фрейндлих совершила поистине героический поступок, согласившись изуродовать себя до неузнаваемости. Ей это удалось сполна – за роль Калугиной Алисе Бруновне присвоили звание «Лучшей актрисы года».
После «Служебного романа» Алиса Фрейндлих продолжила свою актерскую карьеру. Она снялась в нескольких десятках фильмов, которые вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа, а также стала ведущей актрисой Большого драмтеатра им. Товстоганова.
«Гараж»
99 процентов действия картины «Гаража» происходит в одном помещении. Как вспоминал Эльдар Александрович, это было самым сложным моментом в работе над фильмом: показывать одних и тех же людей в одних и тех же декорациях и не потерять зрительского внимания — задача не из легких.
Тем не менее Москва в фильм все-таки попала, хотя и немного странным образом. НИИ охраны окружающей среды, где заседают ученые-зоологи и пайщики гаражного кооператива по совместительству, снимали в двух городах, соединив фасад одного здания с интерьером другого, как в «Служебном романе». Помните момент, когда героиня Лии Ахеджаковой вбегает в институт? Снаружи — это классический дом-усадьба Воронцовых-Раевских, который находится на Петровке (дом 14), в Москве, а внутри это… ленинградский Зоологический музей РАН.
Показывают нам и сцену субботника — в самом начале, когда идут титры. Ее снимали неподалеку от «Мосфильма», во 2-м Мосфильмовском переулке. Там тогда активно строились гаражи, и натура получилась самая что ни на есть подходящая.
Музыка
Песни и инструментальная музыка из кинофильма «Служебный роман» | |
---|---|
саундтрек | |
Дата выпуска | |
Записан | 1977 |
Жанр | саундтрек |
Длительность | 35:10 |
Страна | СССР |
Лейбл | |
Мелодия | С 60-09545-6 |
Вся музыка написана Андреем Петровым.
№ | Название | Слова | Вокал | Длительность |
---|---|---|---|---|
1. | «Увертюра» | Алиса Фрейндлих | 4:05 | |
2. | «Танец воспоминаний» | инструментальная | 3:37 | |
3. | «В моей душе покоя нет» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Алиса Фрейндлих | 2:17 |
4. | «Обрываются речи влюблённых» | Николай Заболоцкий | Алиса Фрейндлих | 1:47 |
5. | «Осень» | инструментальная | 2:04 | |
6. | «Облетают последние маки» | Николай Заболоцкий | Андрей Мягков | 3:33 |
7. | «В моей душе покоя нет (реприза)» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Андрей Мягков | 3:07 |
8. | «Утро» | инструментальная | 2:38 | |
9. | «Нас в набитых трамваях болтает» | Евгений Евтушенко | Андрей Мягков | 2:05 |
10. | «Песенка о погоде» | Эльдар Рязанов | Алиса Фрейндлих | 2:54 |
11. | «Модный танец» | инструментальная | 2:21 | |
12. | «Дождь» | инструментальная | 2:50 | |
13. | «Финал» | Роберт Бёрнс, перевод Самуила Маршака | Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих | 1:45 |
35:10 |
- Музыка исполнена Оркестром Госкино СССР под управлением Эмина Хачатуряна.
- Пародийные куплеты на мотив вальса «На сопках Маньчжурии» (вариант до 1945 г.): «Тихо вокруг, только не спит барсук…» (музыка И. А. Шатрова, слова народные, исполняет Андрей Мягков).
- В 2002 году саундтрек к фильму был переиздан на CD фирмой Bomba Music.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Пожалуй, самый известный рязановский адрес Москвы находится на юго-западе. Это проспект Вернадского, 125 — дом, где жил со своей мамой скромный любитель предновогодних походов в баню Женя Лукашин, которого сыграл Андрей Мягков. Этот дом не пропустишь — на нем есть даже мемориальная доска. Любопытно, что ленинградская квартира героини Барбары Брыльской Нади снималась не в Ленинграде, а практически тут же, на проспекте Вернадского, в доме 113.
В «Иронии судьбы» вообще отлично показан юго-запад, в 1970-е годы активно застраивавшийся и обживавшийся, — улица Новаторов, церковь в Тропареве.
Есть забавный момент, который замечают все, кто хорошо знает Москву и Санкт-Петербург. Помните, как Надя запирает спящего Лукашина у себя в ленинградской квартире и идет покупать ему билет до Москвы? В ее прогулке до вокзала удивительным образом смешались ленинградские и московские ландшафты. Сначала она идет по стрелке Васильевского острова, потом вдруг оказывается в Лефортове, а потом снова возвращается в Ленинград.
Одна из главных загадок «Иронии судьбы» — та самая баня, в которой герой Андрея Мягкова в начале фильма входит в измененное состояние сознания вместе со своими друзьями. Говорят, эти банные сцены снимались в Сандунах, но так ли это в действительности — неизвестно, и утверждать это со стопроцентной уверенностью мы не беремся.
«Берегись автомобиля»
Начнем с героя Андрея Миронова — молодого работника Димы Семицветова, который продает из-под прилавка дефицитные приемники и прочую аппаратуру. Он живет на Смоленской набережной, в доме 2а. На кадрах хорошо виден метромост — рядом с ним как раз находится гараж, в котором Дима держит свой автомобиль, — а также набережная Тараса Шевченко.
Комиссионка, в которой работает Дима, — это трехэтажный квадратный домик на Сретенке (дом 1). Правда, комиссионного магазина там не было — здесь работал магазин «Цветы». Там же, в начале Рождественского бульвара, стоит церковь, возле которой была припаркована «Волга», ставшая капканом для благородного угонщика Юрия Деточкина (Иннокентий Смоктуновский). Церковь на момент съемок не функционировала, там в 1960-е годы был Музей морского флота. Если присмотреться, в фильме у входа в церковь-музей видна фигура моряка со штурвалом.
Конечно, важное место — Садовое кольцо, на котором снимали сцену погони за Деточкиным на такси: Каретный Ряд, Самотёчная площадь. Ну и незабываемый финал, в котором Деточкин произносит сакраментальную фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся!», обращаясь к своей невесте, героине Ольги Аросевой, — это узнаваемая эстакада возле Парка Горького, которая тогда только-только открылась
Преимущества, которые дает служебный роман
Служебные романы, субъектам решившимся на них, дают немало преимуществ:
- возможность проводить больше времени вместе (например, за обедом, перекуром, кофе-паузой);
- если вы встречаетесь со своим непосредственным руководителем, то это может дать определенные поблажки в работе, снисхождение к вашим ошибкам и недоработкам, продвижение по служебной лестнице и повышение оплаты труда;
- встречаясь с коллегой по работе, у вас появляется больше общих тем для разговоров, касающихся рабочих моментов;
- у вас сразу же будет общий круг знакомых, включающий других членов вашего трудового коллектива;
- работая в одной организации, вы можете помогать друг другу, заменять друг друга при необходимости;
- работая на одном участке, вы получаете возможность бывать в совместных командировках;
- конце концов, ваш служебный роман может увенчаться созданием семьи и дальнейшими бонусами в виде совместного проезда на работу и с работы, большим взаимопониманием по поводу сверхурочной работы и вынужденных командировок.
Возможные негативные последствия служебного романа
Несмотря на целый ряд преимуществ, служебные романы чаще воспринимаются с негативной окраской и с определенной опаской.
Даже, если ваши отношения с коллегой сложатся наилучшим образом, находится вместе и дома, и на работе, бывает психологически тяжело. Пара может быстро устать друг от друга. Кроме того, будучи под прицелом пристально внимания вашего партнера в рабочее время, вы автоматически лишаетесь права на невинный и такой приятный порой флирт с другими коллегами противоположного пола.
К несчастью далеко не все близкие отношения с сослуживцем противоположного пола имеют счастливый конец, а расставание с коллегой-любовником иногда бывает мучительным и неприятным. В этом случае положение усугубляется еще тем, что вам придется видеть предмет своих страданий каждый день. Иногда это настолько неприятно и невыносимо, что попросту оказываешься вынужденной уволиться и искать новое место работы или подавать прошение о переводе на другой участок, на котором бы меньше соприкасалась с неприятным тебе объектом недавнего вожделения.
Бывший любовник-сослуживец не всегда оказывается благородным человеком, и после расставания может обливать вас грязью в глазах других ваших коллег. Подробности ваших интимных отношений могут стать достоянием всего трудового коллектива и вызвать пренебрежительное отношение или насмешки в вашу сторону.
Еще сложнее, если экс-любовник – ваш непосредственный руководитель. Если ваше расставание пройдет не совсем гладко, то вы можете подвергнуться шквалу придирок и замечаний к вам по работе, далеко не всегда справедливым. В отместку шеф может понизить вас в должности, снизить оплату, засыпать штрафами за малейшие проступки, уволить, в конце концов.
Как бы там ни было, любые отношения между двумя влюбленными людьми чреваты неприятным разрывом
Но это вовсе не повод не обращать внимание на понравившегося вам коллегу по работе. Возможно, именно он станет мужчиной всей вашей жизни, наполнит ее смыслом и сделает вас самой счастливой женщиной на свете
А ради этого стоит рискнуть завести служебный роман.
Сюжет
Действие фильма разворачивается в Москве осенью 1976 года.
Главные герои — Анатолий Ефремович Новосельцев и Людмила Прокофьевна Калугина.
Анатолий Ефремович Новосельцев — сорокалетний мужчина, работающий старшим статистиком в большом статистическом учреждении, без видимых перспектив карьерного роста. Давно развёлся и в одиночку воспитывает двоих сыновей, которых отсудил у бывшей жены, ушедшей от него к другому мужчине. Застенчив и не уверен в себе.
Людмила Прокофьевна Калугина — директор этого учреждения. У неё служебная «Волга» с личным шофёром и хорошая квартира в центре Москвы, но она одинока и несчастна в личной жизни. Дело в том, что она рассталась с подругами, одна из которых увела её любимого мужчину. Поэтому Людмила Прокофьевна приходит на работу раньше всех и уходит позже всех. Сугубо деловая женщина, погружённостью в работу подавила в себе женское начало. Все сотрудники за глаза называют Калугину «наша мымра», хотя, как оказалось, ей всего лишь 36 лет.
Ольга Петровна Рыжова — коллега и приятельница Новосельцева, подаёт ему идею — попросить у Калугиной повышение и должность начальника отдела лёгкой промышленности, чтобы не просить у сослуживцев «двадцатку до получки», тем более, что эта должность вакантна. Тем временем в учреждении появляется новый сотрудник — Юрий Григорьевич Самохвалов, назначенный заместителем Калугиной. Новосельцев и Рыжова хорошо знакомы с ним: они учились в одной группе в институте, и у Рыжовой в институтские годы был роман с Самохваловым.
Пользуясь своим служебным положением, Самохвалов пытается продвинуть своего старого друга в начальники отдела, но попытка заканчивается ничем. Калугина считает Новосельцева посредственным и безынициативным работником, хотя на самом деле он просто засиделся на мелкой работе и перерос свою должность.
Самохвалов предлагает Новосельцеву «приударить» за директоршей, чтобы получить заветное повышение. Поначалу Новосельцев наотрез отказывается — он боится Калугиной и совершенно не воспринимает её как женщину, но в конце концов соглашается.
По случаю вступления в должность Самохвалов приглашает сослуживцев к себе на вечеринку, чтобы «свести» Новосельцева с Калугиной. Но последняя и посреди всеобщего веселья сохраняет официально-деловой тон и игнорирует неловкие попытки ухаживания со стороны Новосельцева. Изрядно выпивший старший статистик пытается очаровать начальницу своими талантами, но, поскольку его способности в чтении стихов, пении и танцах не получают признания, в присутствии гостей он называет Людмилу Прокофьевну «сухарём», «чёрствой» и «бессердечной».
На следующий день, по совету Самохвалова, он приходит в кабинет к Калугиной, чтобы извиниться, однако делает это неуклюже и даже доводит Людмилу Прокофьевну до слёз. Анатолий Ефремович пытается успокоить Калугину, и она рассказывает ему печальную историю своего одиночества. Так Новосельцев обнаруживает, что глубоко заблуждался относительно бессердечности и жестокости своей начальницы, и влюбляется в неё.
Уже из искренних чувств к Калугиной Новосельцев начинает ухаживать за ней. В Людмиле Прокофьевне просыпается женщина, и она постепенно влюбляется в своего подчинённого. В один из вечеров Калугина приглашает Новосельцева к себе домой, где его встречает очаровательная женщина, не имеющая ничего общего с «нашей мымрой».
На следующее утро Калугина производит фурор и в учреждении: она появляется чудесно преобразившаяся, впервые в жизни опоздав на работу. Новосельцев тоже меняется: к нему возвращаются мужской кураж и уверенность в себе. В то же время всё ещё любящая Самохвалова Рыжова начинает забрасывать того письмами через секретаршу Калугиной, Верочку, которая делает эти письма предметом сплетен и пересудов, стабильной «темой дня» в учреждении.
Самохвалов жалуется активистке месткома, Шуре, на преследования со стороны Рыжовой и просит повлиять на неё. О поступке товарища от Шурочки узнаёт Новосельцев и на глазах у Калугиной даёт ему пощёчину. В отместку Самохвалов рассказывает Людмиле Прокофьевне, как Новосельцев решил «приударить» за ней с целью повышения в должности.
Калугина шокирована внезапно открывшейся правдой. Она больше не верит в искренность чувств Новосельцева, и счастье влюблённых оказывается под угрозой, но герои всё-таки мирятся после короткой потасовки в учреждении. Согласно информации из финальных титров картины, «через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика».
Причины возникновения служебного романа
Причины возникновения служебных романов мало чем отличаются от причин зарождения романтических и интимных отношений между мужчиной и женщиной, не связанных работой в пределах одной и той же организации. Алхимия любви весьма многогранна и индивидуальна, зависит от множества факторов. Тем не менее, предпосылкой для зарождения служебного романа может стать трудоголизм или попросту вынужденное проведение большого количества времени на рабочем месте. В результате у потенциальных партнеров просто не остается других возможностей, кроме как заведение романа с сослуживцем, который оказывается в непосредственной близости и доступности.
Людмила Прокофьевна Фрейндлих
Как уже было оговорено раньше, фильм «Служебный роман» был снят только благодаря тому, что главную роль исполняла Алиса Фрейндлих. Эльдар Рязанов давно был уверен, что Алиса Бруновна – талантливейшая театральная актриса, и он очень хотел снимать ее в своих фильмах. Первой такой «пробой» была «Гусарская баллада», однако на образ девушки-подростка она, к сожалению, не подошла. Ничего не получилось и с «Зигзагом удачи», но только из-за того, что Фрейндлих ждала ребенка, а потому вынуждена была отказаться.
И вот, наконец, в «Служебном романе» их творческий «роман» состоялся. Интересно, что это был, пожалуй, первый фильм в советском кино, когда Рязанову разрешили снимать именно тех артистов, кого он хотел. Как потом рассказывал режиссер, он поражался тому, как она не боялась себя «уродовать» этими безликими костюмами, ужасной прической, очками в роговой оправе (к слову, эти очки оператор позаимствовал у своего деда). И после всего она смогла безупречно сыграть «превращение» из мымры в женственную, красивую, влюбленную женщину…
Все эти «мытарства» не прошли даром. На свой гонорар от съемок Алиса Фрейндлих купила первую в своей жизни машину, а Эльдар Рязанов стал большим пропуском для актрисы в мир кино. И еще хорошим другом в жизни.
Интересные факты о фильме «Служебный роман»
Вы наверняка не знали, что:
- Рабочее название картины – «Сказка о руководящей Золушке».
- Весь творческий коллектив был удостоен государственной премии (1978 г.), кроме Алисы Фрейндлих, потому что актриса уже была награждена за театральную роль, а в то время нельзя было получать награду дважды.
- В здании, где снимали фильм «Служебный роман», расположены были организации с такими названиями, как «Главкость», «Управление внешних сношений», «Главспецшерсть», «НИИ Чего» и проч.
- Стихи «У природы нет плохой погоды» были написаны Рязановым, однако он это скрыл. И отправил Андрею Петрову, сказав, что автор – Уильям Блейк. А чтоб тот вдруг не стал проверять, Эльдар Александрович сказал, что это новый перевод.
- Перед тем как отправить свои стихи композитору, Рязанов показал их Мягкову, но когда тот стихотворение не оценил, Рязанов дал ему в своем следующем фильме «Гараж» роль немого.
- Сцены поездки Ольги Рыжовой в транспорте снимали «на натуре», без привлечения массовки.
- Дом, где снимали «Служебный роман», а точнее, крыша, где Калугина поливает цветы, – это крыша дома Нирнзее.
- Конь из бронзы, которого носил Новосельцев, также является «звездой» фильмов «Бриллиантовая рука», «Формула любви», «Старый Новый год», «Семнадцать мгновений весны» и «Ширли-мырли».
- Все участники настолько увлеклись съемочным процессом, что наснимали на три серии, и режиссеру потом пришлось вырезать целые сюжетные линии. Больше всех пострадал персонаж Людмилы Ивановой (общественница Шура).
- В первой версии сценария мужа секретарши Верочки сыграл Александр Фатюшин, но в финальной версии фильма с ним остался только эпизод.
- Голос, с которым Верочка выясняет отношения, – это голос Олега Басилашвли.
- Сцена романтического ужина Новосельцева и Калугиной – полностью импровизация актеров.
- «Служебный роман» включен в учебную программу в Китае для студентов, изучающих русский язык.
- Все диалоговые сцены снимались с помощью трех камер, и актеры не знали, какая именно камера снимает их в данный момент.
- В современной адаптации пьесы «Сослуживцы» главные роли сыграли Светлана Ходченкова, Владимир Зеленский, Марат Башаров и Анастасия Заворотнюк.
- Помещение, где снимали «Служебный роман. Наше время», – это турецкий отель «Адам и Ева».
- «Осовременивание» любимого фильма было холодно воспринято не только зрителями, но и самим Рязановым, который сказал, что «не собирается смотреть пародию на себя». Позднее он сам жалел, что продал права на экранизацию своих фильмов (то же касается и «Иронии судьбы 2»).
Что ж, насколько удачны или неудачны экранизации – время покажет. А нам, зрителям, остается только не пропустить очередную трансляцию своего любимого фильма, ведь его еще не раз покажут по телевизору. А потом еще и прогуляться по Москве, вспоминая места, где снимали «Служебный роман» – горячо любимый фильм не одним поколением.
Самохвалов-Басилашвили
Олега Бсилашвили и Эльдара Рязанова связывает давняя дружба, начавшаяся с шутки. Однажды, придя в БДТ, чтобы повидаться с Сергеем Юрским, Рязанов увидел Басилашвили на сцене. Когда спектакль закончился, Эльдар Александрович за кулисами сказал Басилашвили: «Я не понимаю, почему вы не снимаетесь у меня в картинах?» На что получил ответ: «Я тоже этого не понимаю». Рязанов даже написал расписку, в которой пообещал снимать Олега в каждом своем фильме. После этой встречи случай представился буквально сразу – Олег Басилашвили должен был сниматься в «Иронии судьбы». Он был уже утвержден на роль Ипполита, но незадолго до начала съемок у него умер отец, и в итоге роль досталась Юрию Яковлеву.
Как потом признавался сам Рязанов в своей книге, он дал роль Самохвалова интеллигентному Басилашвили, руководствуясь режиссерским расчетом
Ведь было важно показать подлеца, притворяющегося честным, интеллигентным и обаятельным, «своим до мозга костей» человеком. Роль должна быть именно отвратительной (в плане характера), а не смешной
«Девушка без адреса»
Это ранний фильм Рязанова, и с момента съемок в Москве поменялось очень многое. Пожалуй, самое замечательное здесь — вереница адресов, которые перебирает влюбленный строитель Паша в исполнении Николая Рыбникова, разыскивающий главную героиню Катю (Светлана Карпинская), с которой познакомился в поезде, следующем в Москву. Прощаясь с ним, она выкрикнула адрес своего дедушки, к которому приехала в гости, шум заглушил ее голос, и Паша услышал только начало: «Николо…» В столе справок ему сообщают, что улиц и переулков, названия которых начинаются так, в столице очень много — чтобы обойти каждый дом, потребуются годы. Но юноша не сдается и начинает методично обходить все возможные адреса.
Интересно, что Рязанов водит своего героя не только по Большому Николопесковскому переулку или Николоямской улице, но даже по адресам, не начинающимся с заветного «Николо…». Например, в фильме есть смешная сцена, в которой герой Рыбникова попадает в коммуналку, откуда его забирает милиция. Эта квартира находится в знаменитом доме со львами на Молчановке, построенном в 1914 году. Кстати, эти львы мелькают не только в этой комедии, но и в других фильмах — «Двенадцати стульях» Леонида Гайдая и «Офицерах» Владимира Рогового.
Еще в «Девушке без адреса» можно разглядеть Новокузнецкую улицу, Старую и Новую площади. Интересный момент связан с дедушкой Кати, который по сценарию работает в горкоме: для съемок сцены, в которой Паша приходит к дедушке, съемочной группе место искать не пришлось — и горком, и улица, в конце которой виден универмаг, являются декорациями, созданными на «Мосфильме».
Место действия
Еще одним «участником» можно назвать место, а точнее, город, где снимали «Служебный роман». Это Москва, со всеми своими осенними, зимними и архитектурными локациями, со своей кипящей и бурлящей (и не очень) жизнью. Несмотря на то что съемки проходили в еще теплое время года, неожиданно в сентябре выпал густой снег, и, отправившись с оператором снять красивые заснеженные виды, Рязанов принял решение оставить эти кадры в фильме.
Одно из мест съемок, впоследствии ставшее местной достопримечательностью, где снимали «Служебный роман», – улица, на которой расположен дом, где жил Новосельцев со своими детьми. Этот дом по переулку Чернышевского стал настолько популярным, что местные жители уже привыкли к частым (чуть ли не раз в полгода) съемкам. Именно после Рязанова киношники облюбовали это место. На момент создания нашего фильма там, всего в ста метрах от дома, где снимали «Служебный роман», и находился детский сад, в который каждый день перед работой Новосельцев отводил своего младшего шалопая. В настоящее время это здание заброшено.