«ЭХ, ВАСЯ, ВАСЯ!»
Многие фразы, ставшие после выхода фильма крылатыми, звучали уже в пьесе. «Ешкин кот», «Я твоим голубям бошки-то поотрываю» принадлежат Владимиру Гуркину. Как и обращение Надежды к дочери: «Людк, а Людк!» Однако то, как выразительно произносит его Нина Дорошина, дорогого стоит.
В одной из сцен Гурченко решила это повторить: когда ее героиня, выбегая из дома Василия, в сердцах кричит: «Людк, а Людк… Тьфу, деревня!» Сибирский говорок, свойственный Кузякиным, давался актерам легко. На съемках присутствовал драматург, а у него, коренного сибиряка, был сильный говор. Артисты быстро это подхватывали.
Хотя характеры пьесы «Любовь и голуби» были уже изначально прописаны яркими, во время репетиций и съемок фильма актеры и режиссер привносили много своего. Сцены, когда дядя Митя приходит к Василию, листает календарь в поисках повода выпить и грустно замечает, что День взятия Бастилии прошел впустую, вообще не было. Ее написал Владимир Меньшов: «Многое придумывалось прямо на съемках.
Я знал, про что будет сцена, но не знал, как ее снять. И только когда отступать было некуда, оставалось 30 минут до команды «Мотор!», садился за сценарий. В фильме много и актерских импровизаций. Больше всех над выдумками хохотал я, хотя это считается плохой приметой. Суеверные кинематографисты считают: если снимаешь комедию и сам смеешься, значит, зрителю будет неинтересно. Но я ничего не мог поделать: надрывался до колик в животе, даже на 10-м дубле…»
До последнего режиссер не знал, как снять сцену драки Надежды и Раисы Захаровны. Сначала все должно было происходить в кадре, но после репетиций Владимир Валентинович понял: выходит не слишком красиво. Тогда и решил спрятать дерущихся женщин за занавесочку.
Простых деревенских женщин сыграли Янина Лисовская, Нина Дорошина и Наталья Тенякова
Фото: ЕВГЕНИЙ КОЧЕТКОВ
А спрятав, тут же придумал следующий ход: когда «занавес» открывается, в руках у героини Дорошиной оказывается красный помпон от несуразной беретки разлучницы.
А еще Меньшов хотел, чтобы в фильме были танцы: «Мечтал выстроить параллельную танцевальную линию. И так всем этим надоел, что, когда на три дня уехал из экспедиции в Москву, группа соорудила в Медвежьегорске танцевальную площадку». Актеры учились танцевать, вызвали самодеятельный ансамбль из Карелии, хореографа из Москвы. Но тот так усложнял па, что в конце концов Меньшов сам взялся за хореографию и поставил «ручеек» в исполнении Дорошиной, Теняковой, Юрского и Лисовской.
В последний момент режиссер придумал, что во время сцены любви Надежды и Василия на берегу реки распустится сухое дерево.
Нашли фокусников, те накрутили на дерево «волшебные трости», дергали их за веревочки, и те расцветали пышными цветами… Не давала покоя Меньшову и квартира, в которой живет Раиса Захаровна. Уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно. «Я когда-то увидел подобное в одной квартире: большая дубовая дверь, в ней окошко, через которое подаются блюда. В хрущевке нашей героини это выглядело забавно». Добавила красок и Людмила Гурченко. Для начала привлекла к съемкам собственную собачку. А потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит… кактусы. За эту деталь Меньшов тут же ухватился, и жилплощадь разлучницы уставили растениями, о которые постоянно кололся неверный Василий.
Сюжет
Василий Кузякин, работник леспромхоза, увлекающийся разведением голубей, живёт в сельской местности с женой Надеждой и тремя детьми: старшей — Людой, уехавшей в город, но вернувшейся после расставания с мужем обратно, средним — Лёнькой, весёлым парнем, любителем техники, и младшей — Олей, любимицей отца. Надежда считает мужа шалопаем и баламутом из-за того, что он тратит семейные деньги на покупку дорогих голубей. По соседству с Кузякиными живут баба Шура и дядя Митя, в чьей семье тоже постоянно происходят конфликты. Дядя Митя любит выпить, но жена пытается держать его в ежовых рукавицах, поэтому он использует любые возможности, чтобы выпить тайком от строгой жены, например, пытается устроить импровизированные поминки по ней, хотя она не умерла.
Однажды Василий получает производственную травму, а затем, в качестве компенсации за причинённый ущерб, — путёвку на море. На курорте Василий знакомится с Раисой Захаровной, сотрудницей отдела кадров леспромхоза, в котором работает Василий. Раиса Захаровна, городская жительница, дама взбалмошная и экзальтированная, завораживает Василия своими удивительными рассказами и увлечениями, у них начинается роман.
В итоге Василий возвращается с курорта к своей новой возлюбленной, о чём они вместе рассказывают его жене и детям в письме. Тем же грозовым вечером, когда Кузякины, прочитав полученное письмо, узнали о нелёгком решении Василия, к ним наносит визит сама Раиса Захаровна, думая найти общий язык и уладить всё миром. Раиса Захаровна говорит Надежде, что она работница отдела кадров, и поначалу не сообщает подробностей. Взвинченная Надежда заговаривает с ней о неверном муже, но, выяснив, кто она такая, учиняет скандал и кидается на неё с кулаками. Потрёпанная Раиса Захаровна уходит ни с чем.
После этого Надежда погружается в состояние депрессии и собирается умирать, дети тоже обижены на отца, особенно Лёнька. Совместная жизнь Раисы и Василия после её поездки в деревню не складывается, и Василий от нее уходит. Домашние его не принимают, а Лёнька говорит матери, что убьёт отца, как только увидит. Василий вынужден жить в шалаше на берегу реки. Через некоторое время Надежда прощает его. Опасаясь негативной реакции Лёньки и жителей деревни, они встречаются тайком, но через два месяца, узнав, что Надежда беременна, Василий возвращается домой. Возвращение «блудного отца» происходит на фоне предстоящего ухода в армию его сына.
Съёмки
- В основе пьесы и фильма — реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора сценария фильма Владимира Гуркина — в городе Черемхово (Иркутская область). В 2011 году в Черемхове был установлен памятник героям фильма «Любовь и голуби» (скульптор — Карим Мухамадеев).
- Александр Михайлов сначала отказывался от роли. На роль Василия Кузякина также пробовались Борис Сморчков, Виктор Борцов и Сергей Юрский, которого потом утвердили на роль дяди Мити.
- На роль Нади неудачно пробовалась Любовь Полищук, а пробу Натальи Кустинской забраковал худсовет.
- Роль Раисы Захаровны сначала была предложена Татьяне Дорониной (отказалась), затем Ольге Яковлевой, пробовалась и Вера Алентова.
- При съёмках эпизода с «расцветающим деревом» было использовано оборудование для демонстрации фокусов — трость, из которой выскакивают цветы. Приглашённый на съёмки фокусник прикрепил к обычному дереву десять таких тростей, и хотя одновременно сработали только семь из них, кадр был снят с первого дубля.
- Съёмки фильма велись летом в Карелии — в городе Медвежьегорске на берегу реки Кумсы. Частного дома под номером № 12 по улице Нижней на окраине города, где снимались основные сцены фильма, больше не существует — он был снесён после пожара в 2011 году, и теперь на его месте находится новый коттедж.
- Съёмки эпизода купания Раисы Захаровны и Василия велись в ноябре в Батуми (Грузия). Температура воды составляла 14 градусов.
- Во время съёмок эпизода, когда Василий выпадает из дверей своего дома в море, Александр Михайлов чуть не погиб. Актёр падал с пирса, под водой его раздевали водолазы, и он выныривал рядом с Гурченко уже в одних трусах. На самом деле эту сцену снимали не в море, а в открытом бассейне. Во время съёмок под водой водолаз долго не мог снять галстук; Михайлов чуть не утонул, галстук пришлось разрезать.
- По сценарию Надежда — женщина средних лет, а баба Шура — старуха-пенсионерка. На самом деле актриса Нина Дорошина, исполнительница роли Надежды, была на 10 лет старше Натальи Теняковой, сыгравшей бабу Шуру (на момент съёмок Дорошиной было 50 лет, а Теняковой — 40, как и Александру Михайлову, исполнявшему роль Василия, мужа Надежды).
- Сергей Юрский и Наталья Тенякова, сыгравшие супругов, — в жизни также муж и жена.
- Эдуард Успенский написал для фильма две песни. Одна из них, «Жгучее южное танго» идёт по куплету за кадром в исполнении Сергея Менахина. Вторую песню, «Возвращайтесь домой, мужики!» (музыка Григория Гладкова), режиссёр в фильм не включил[источник не указан 269 дней].
- В эпизоде, когда Василий тайком заглядывает в окно своего дома, по телевизору идёт фильм «Москва слезам не верит», также снятый Владимиром Меньшовым.
- Эпизод, в котором Раиса Захаровна и Василий занимаются на тренажёрах, был снят в Цандеровском институте механотерапии в Ессентуках.
- Фраза дяди Мити «80 лет со дня рождения… Ух ты! А ей уж 80?» возможно, относится к актрисе Татьяне Пельтцер, которая на момент съёмок праздновала своё 80-летие.
- Фильм был снят как двухсерийный, но госкомиссия потребовала сократить продолжительность, после чего фильм был перемонтирован. Не вошедшие в прокатную версию эпизоды не сохранились, так как были «смыты» с плёнки[источник не указан 269 дней].
ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Все-таки полезно кинорежиссерам посещать театры. По крайней мере, для Владимира Меньшова поход в «Современник» оказался судьбоносным. После дебютной картины «Розыгрыш» и суперуспешной мелодрамы «Москва слезам не верит» режиссер безрезультатно искал материал для третьего фильма. Читал много сценариев, пытался писать сам, брался за художественную литературу. Ничто не трогало, ничто не цепляло. А ответственность перед новой работой была громадная: если бы она провалилась, все тут же радостно заговорили бы о том, что «Оскар» за «Москва слезам не верит» киноакадемики дали Меньшову случайно.
Но мы-то знаем, что ничего случайного не бывает.
Оказался же режиссер в театре на спектакле «Любовь и голуби» по пьесе сибирского автора Владимира Гуркина с Ниной Дорошиной в главной роли. И сразу понял: нашел! Материал захватил Меньшова: «Спектакль я смотрел в ноябре, а уже на следующий год приступил к съемкам…» Три месяца длился подготовительный период — пробы, выбор натуры, три месяца шли съемки, столько же ушло на выпуск — монтаж, озвучание, перезапись. Конечно, пьесу драматурга надо было приблизить к кинематографическим законам. «Сложно было понять, как снимать кино, — вспоминает режиссер. — Но в какой-то момент я решил, что не стану «окинематографичивать» пьесу, переписывать ее. Наоборот, буду театрализовывать кино». Поэтому в картине появились своеобразные театральные подмостки — если помните, во дворе, где живет семья Кузякиных, — деревянный настил.
На нем-то и разыгрываются драмы и комедии сибирского семейства. Появился и ведущий, объявляющий смены сцен: «Фигура первая. Рабочая», «Фигура вторая. Печальная», «Фигура третья. Разлучная». Да и некоторые приемы, такие как выход Василия из родного дома и тут же его падение в море, — ход театральный. Впрочем, дорабатывать некоторые сцены режиссеру пришлось.
В пьесе Гуркина совершенно не был прописан образ Раисы Захаровны, которая уводит Василия из дома. «Я долго выпытывал у драматурга: какая она, как выглядит, как говорит? — рассказывает Меньшов. — Но понял, что сам Володя не имел о ней четкого представления. Тогда я стал самостоятельно придумывать, поскольку хорошо себе представляю этот тип женщин».
На роль Раисы Захаровны Меньшов долго искал актрису, зато с Александром Михайловым — Василием Кузякиным — определился сразу
Фото: ЕВГЕНИЙ КОЧЕТКОВ
Летающие тарелки, общение с космосом, телепатия, чудеса, ясновидение, знахарки, о которых безостановочно рассказывает Василию эта дама, — выдумка режиссера. В то время подобные разговоры были популярны. «В итоге Людмиле Гурченко было что играть, — комментирует Меньшов. — Ее героиня не просто разлучница, она — интеллектуалка, точнее псевдоинтеллектуалка. Раиса взяла Василия не своими женскими чарами, а познаниями. Он признается, что за всю жизнь столько не узнал, сколько от нее».
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Александр Михайлов | работник леспромхоза Вася (Василий Егорович Кузякин) муж Нади, отец Людки, Лёньки и Оли |
Нина Дорошина | Надя (Надежда Кузякина) жена Васи, мать Людки, Лёньки и Оли |
Людмила Гурченко | сотрудник отдела кадров леспромхоза Раиса Захаровна разлучница Кузякиных |
Сергей Юрский | сосед Кузякиных дядя Митя муж бабы Шуры |
Наталья Тенякова | соседка Кузякиных баба Шура жена дяди Мити |
Янина Лисовская | Людка (Людмила Васильевна Кузякина) старшая дочь Кузякиных |
Игорь Лях | Лёнька (Леонид Васильевич Кузякин) сын Кузякиных |
Лада Сизоненко | Оля (Ольга Васильевна Кузякина) младшая дочь Кузякиных |
Актёр
Роль
Владимир Меньшов
ведущий кадрили
Константин Михайлов
Василий Кузякин в детстве
Михаил Колесников
любитель пива