Игорь Грабарь
В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу. Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма. Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.
Березовая аллея, 1940
Зимний пейзаж, 1954
Иней, 1905
Груши на синей скатерти, 1915
Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901
Константин Коровин
История русского импрессионизма началась с картины «Портрет хористки» Константина Коровина, а также с непонимания и осуждения публики. Впервые увидев это произведение, И. Е. Репин не сразу поверил в то, что работа исполнена русским живописцем: «Испанец! Это видно. Смело, сочно пишет. Прекрасно. Но только это живопись для живописи. Испанец, правда, с темпераментом…». Сам Константин Алексеевич начал писать свои полотна в импрессионистической манере еще в студенческие годы, будучи не знакомым с картинами Сезанна, Моне и Ренуара, за долго до своего путешествия во Францию. Только благодаря опытному глазу Поленова Коровин узнал, что использует технику французов того времени, к которой пришел интуитивно. В то же время русского художника выдают сюжеты, которые он использует для своих картин, – признанный шедевр «Северная Идиллия», написанная в 1892 году и хранящаяся в Третьяковской галерее, демонстрирует нам любовь Коровина к русским традициям и фольклору. Эту любовь художнику привил «мамонтовский кружок» – сообщество творческой интеллигенции, в которое входили Репин, Поленов, Васнецов, Врубель и многие другие друзья известного мецената Саввы Мамонтова. В Абрамцево, где располагалась усадьба Мамонтова и где собирались члены художественного кружка, Коровину посчастливилось познакомиться и работать с Валентином Серовым. Благодаря этому знакомству творчество уже состоявшегося художника Серова приобрело черты легкого, светлого и стремительного импрессионизма, которые мы видим в одной из его ранних работ – «Открытое окно. Сирень».
Портрет хористки, 1883
Северная идиллия, 1886
Черемуха, 1912
Гурзуф 2, 1915
Пристань в Гурзуфе, 1914
Париж, 1933
Альфред Сислей: «Лужайки весной»
«Лужайки весной» – это одна из самых поздних картин пейзажиста Альфреда Сислея, написанная в 1880-1881 гг. На ней зритель видит лесную дорожку вдоль берега Сены с деревушкой на противоположном берегу. На переднем плане девушка – дочь художника Жанна Сислей.
Пейзажи художника передают подлинную атмосферу исторической области Иль-де-Франс и хранят в себе особую мягкость и прозрачность природных явлений, характерных для конкретных времен года. Художник никогда не был сторонником необычных эффектов и придерживался простой композиции и ограниченной палитры красок. Ныне картина хранится в Национальной галерее Лондона.
Мы перечислили самые известные картины импрессионистов (с названиями и описанием). Это шедевры мировой живописи. Зародившийся во Франции уникальный стиль живописи поначалу был воспринят с насмешкой и иронией, критиками подчеркивалась откровенная небрежность художников в написании полотен. Сейчас же вряд ли кто осмелится оспорить их гениальность. Картины импрессионистов выставлены в самых престижных музеях мира и являются желанным экспонатом для любой частной коллекции.
Стиль не канул в Лету и имеет много последователей. Наш соотечественник Андрей Кох, французский живописец Лоран Парселье, американки Диана Леонард и Карен Тарлтон – это известные современные импрессионисты. Картины их выполнены в лучших традициях жанра, наполнены яркими красками, смелыми мазками и жизнью. На фото выше – работа Лорана Парселье «В лучах солнца».
История возникновения
Первоначальной датой возникновения истории импрессионизма считается 1874 год, когда проходила выставка инновационных работ. Название происходит от картины одного из основоположников импрессионизма — Клода Моне. Изображение эпохи основателя объединяет всю особенность понятия, то есть желание увековечить мимолётный момент. Это фиксация на холсте единственного в своём роде случая, затрагивающего чувства, который не может ускользать.
Работы импрессионистов находятся в явном противоречии с последней волной произведений создателей реалистического направления. Напротив, они не затрагивают социальных тем, не имеют дела с метафизическими проблемами, не показывают обычную повседневную жизнь. Они также отходят от классической картины. Отрезаны они и от краткой темы исторического, библейского, религиозного характера. Одним из первых вышел на улицу и нарисовал красоту Моне
Художники использовали масло в портретах и пейзажах и только следующие семь цветов радуги и смешивали их только на холсте:
- красный;
- оранжевый;
- жёлтый;
- зелёный;
- синий;
- индиго;
- фиолетовый.
Со времён импрессионистов определение изображения стало отличаться и имело всё меньшее значение
Было важно, в какой форме это было сделано. Вопреки распространённому мнению, источником вдохновения для художников стало развитие технологий
Важную роль здесь сыграло изобретение фотографии, цель которой была такой же, как импрессионизм. Страсть к природе света как результат прогресса в области оптики.
Первоначально представлены были художники движения искусства, которые сформировали плотную группу. Этот расцвет переживает новое направление в период с 1874 по 1886 год. Предшественники импрессионизма самостоятельно организовывали выставки, которые рекламировали их работы
Название направления было совершенно случайно назначено и принято группой. Один из художников Клод Моне на первой знаменитой выставке 1874 года представил свою картину. Организатор выставки, Эдмонд Ренуар, брат одного из знаменитых импрессионистов, занимался каталогованием работ экспозиции, сменявшихся постоянно повторяющимися именами.
Работа «Впечатление. Восход» вместе с другими картинами экспонировалась и, к сожалению, не понравилась по вкусу французской критике. Луи Леруа высмеивал произведения молодых новых художников. Он написал статью для сатиры журнала «Чаривари», в которой использовал изменённое название картины Моне, чтобы высмеивать художников. Критики постоянно атаковали работы импрессионистов, но, несмотря на эту тенденцию, художники становятся всё более популярными. Их имя вскоре перестало ассоциироваться с чем-то негативным.
Важным местом для импрессионизма был район Монмартр в Париже. Там в каком-то смысле всё началось. Это была область, где жили многие художники в 60-х гг. В местном кафе Guerbois группа художников встретилась, чтобы поговорить о новом искусстве. Дискуссии вёл в основном Моне. Его неоднозначные взгляды на искусство понравились другим посетителям кафе. Там можно было встретить Фантена-Латура, Дега или Василия (друга семьи Моне). Базиль подружился с молодыми художниками из студии Glayre-Monet, Renoire и Sisley. Вскоре к нему присоединились Писсарро и Сезанн.
К сожалению, бурные разговоры о живописи сломали бурные времена. Война началась с Пруссии в 1870 году. Группа будущих импрессионистов распалась. Национальная гвардия взяла Моне и Дега. Затем Моне, Писсарро и Сислей нашли убежище в Англии. Ренуар вступил в войну, но подальше от фронта. Их друг Василий погиб в бою в 29 лет.
Главная характеристика импрессионизма
Чистый импрессионизм, за который выступал Моне, были картины на открытом воздухе, характеризовавшейся быстрыми, спонтанными и свободными мазками кисти: высшими примерами были его серии картин Руанского собора, моста Ватерлоо, вокзала Сен-Лазар, стогов сена и кувшинок. Его руководящим принципом было реалистическое изображение света; художники-импрессионисты стремились запечатлеть мимолетные моменты, и если в эти моменты объект казался оранжевым – из-за падающего света или его отражения – тогда художник окрашивал объект в оранжевый цвет. Или если солнце окрашивало поверхность пруда в розовый цвет, значит, так оно и было. Натуралистические цветовые схемы, разработанные в теории или, по крайней мере, в студии, не допускали этого. Свободная работа кистью вкупе с ненатуралистическим использованием цвета придавала движению революционную окраску и открывала путь для таких движений, как экспрессионизм и фовизм.
Главные приоритеты импрессионистов включали:
1) немедленное и оптически точное изображение мгновенной сцены;
2) выполнение всей работы под открытым небом (не было подготовительных эскизов и тщательного завершения в студии);
3) использование чистого цвета на холсте, а не смешивания на палитре;
4) Использование небольших штрихов и мазков ярко окрашенной краски;
5) использование света и цвета для объединения картины, а также для того, чтобы сделать ее более яркой. Вместо традиционного метода постепенно выстраивается картина по контуру и моделированию со светом и тенью.
Корни импрессионизма лежали в натурализме Камиля Коро (1796-1875) и методах пленэрной живописи начала 19-го века Барбизонской школы во главе с Теодором Руссо (1812-67). Импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например: балерины Дега и обнаженные фигуры Ренуара). Портретное искусство было еще одним популярным жанром среди художников – импрессионистов – в конце концов, это был один из их немногих постоянных источников дохода.
Франция
В апреле 1874 года несколько молодых дарований пошли вразрез с официальной школой живописи Сорбонны. Идея была одна – перестать следовать старым форматам написания картин, и перестать считать, что весь мир можно смотреть только под одним углом. Нужно было изначально поменять свое мировоззрение, дабы после показать людям, что именно можно достичь, если заниматься только их проблемами.
В основном художники даже изменили финальный стиль. Раньше работы были обрисованы, действовало немое правило «Ста двадцати касательных мазков». Теперь использовались совершенно иные формы, и совершенно другие критерии. Акцент делался на скорости написания, а не на его качестве.
Неаккуратные линии, отсутствие обработки картинки стали козырем ранней школы импрессионистов. Авторы старались передать биение жизни, и по их логике, жизнь не может существовать в отдельных структурах. Она либо есть на холсте, либо ее нет.
Стоит выделить следующие имена, известные и по сей день. Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсарро. Эти мастодонты новой художественной школы теперь продаются по всему миру. И многие действительно не понимают, почему.
Клод Моне рисовал только короткие наброски. Художник старался показать миг жизни, поймать его в свой объектив
Для него было важно узреть корень проблемы, а уже потом рассказать о ней всему миру. Из ключевых работ стоит отметить – «Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда», «Фестиваль в Париже»
Прибытие поезда имеет минимальную прорисовку. Образы неясные, размытые. Картина писалась всего за месяц, что по старым меркам – крайне маленький срок. Первая выставленная на большой рынок работа, которая тут же снискала всемирную славу. Правда, критики до последнего старались опустить творца, так как импрессионизм не нравился никому из их брата.
Пьер Ренуар написал такие работы, как – «Завтрак Гребцов», «Зонтики», «Ложа». Его цель была изобразить людей, которые и представляют, по его мнению, миг как данность факторов. Работы обрисованы, каждая занимала на стадии прорисовки около двух месяцев. Использовалась боковая кисточка, и глянцевые подборки, которые позволяли обводить одну сторону картины, не пачкая противоположную.
Камиль Писсаро написал такие работы, как – «Бульвар Карла Бринелли», «Проспект Сент Жерман». Автор старался показать жизнь сверху, и на создание работ у него уходило около полу года. Именно по этой причине юноша и был исключен из кружка.
Картина Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда
Do Not Miss
Realism
Realism is an approach to art that stresses the naturalistic representation of things, the look of objects and figures in ordinary life. It emerged as a distinct movement in the mid-nineteenth century, in opposition to the idealistic, sometimes mythical subjects that were then popular, but it can be traced back to sixteenth-century Dutch art and forward into twentieth-century styles such as Social Realism.
The Barbizon School
Named after the village of Barbizon, France where the artists gathered, the group of outdoor, Naturalist painters included Jean-Baptiste Camille Corot, Theodore Rousseau, and Jean-Francois Millet.
Post-Impressionism
Post-Impressionism refers to a number of styles that emerged in reaction to Impressionism in the 1880s. The movement encompassed Symbolism and Neo-Impressionism before ceding to Fauvism around 1905. Its artists turned away from effects of light and atmosphere to explore new avenues such as color theory and personal feeling, often using colors and forms in intense and expressive ways.
Импрессионисты и Париж
В 60-е годы XIX века вместе с импрессионизмом рождался иной Париж. Его облик кардинально менялся и преображался, разрушая привычные городские пейзажи, менялся ритм жизни. Романтический средневековый Париж исчезал, появлялся Париж современный – одновременно прекрасный и строгий, бурный и напряженный. С новой, но непривычной красотой, вызывающей споры и возмущения, но имеющей большое значение.
Импрессионисты не стали бы создателями нового течения, если бы не были свидетелями рождения нового Парижа. Этот важный исторический момент стал определяющей основой для революции видения, совершенной импрессионистами в живописи.
Можно сказать, что импрессионизм – парижанин, ведь все будущие импрессионисты или родились, или росли, или учились именно в Париже. Здесь родились Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Гюстав Кайботт и даже англичанин Альфред Сислей, взрослели Огюст Ренуар и Берта Моризо, учился и жил Камиль Писсарро. Столицу Франции «впечатленцы» писали с увлечением и восторгом, запечатлевая контраст величественного нового и миниатюрного старого.
Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже» 1898
К середине 1860-х годов почти все будущие импрессионисты в большей или меньшей степени знали друг друга. Самым старшим из них был Камиль Писсаро. Главными местами в Париже, где пересеклись судьбы художников, были: Академия Шарля Сюисса, мастерская Шарля Глейера, дом Ипполита Лежона, кафе «Гербуа».
История развития экспрессионизма
Экспрессионизм возник в начале XX века в Германии накануне Первой Мировой войны, в период бурного индустриального развития Европы, массового роста революционных настроений в обществе. Многие люди были растеряны, стремительно уничтожались старые моральные ценности. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили уродливость и противоречивость окружающего мира.
Экспрессионистские мотивы в искусстве можно разглядеть задолго до появления нового направления. Экспрессивные искажения художественных образов присутствуют на некоторых работах Эль Греко (El Greco), а картинам Маттиаса Грюневальда (Matthias Grünewald) присуща предельная эмоциональность. Экспрессионисты признали сильное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.
В произведениях многих постимпрессионистов также можно заметить созвучные экспрессионистам принципы упрощения перспективы и сильного выражения чувств. Этим славятся картины Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Поля Гогена (Paul Gauguin). Представители нового художественного течения умело использовали опыт этих мастеров, но значительно увеличили объемы экспрессии в своих полотнах.
Официальной датой рождения экспрессионизма принято считать 7 июня 1905 г. В тот летний день в Дрездене 4 подающих надежды архитектора основали арт-группу «Мост» (Die Brücke). Их звали:
- Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) — инициатор создания группы;
- Карл Шмидт-Ротлуф (Karl Schmidt-Rottluff) — придумал название «Мост»;
- Эрик Хекель (Erich Heckel);
- Фритц Блейл (Fritz Bleyl).
Позднее к ним присоединились новые единомышленники:
- Эмил Нолде (Emil Nolde).
- Макс Пекштайн (Max Pechstein).
- Куно Амье (Cuno Amiet).
- Бохумил Кубишта (Bohumil Kubišta) и десятки других молодых людей.
Ко времени роспуска в 1913 г. «Мост» насчитывал более 70 участников.
Молодых художников объединяло неприятие к излишне поверхностному правдоподобию импрессионизма. Они хотели вернуть искусству духовность и глубинный смысл. Участники группы даже разработали собственный эстетический словарь и групповой стиль. Поэтому многие картины были очень похожи по стилю написания и сюжету.
В декабре 1911 года в Мюнхене было образовано еще одно выдающееся арт-объединение экспрессионистов — «Синий всадник». Его активными членами были:
- Василий Кандинский;
- Франц Марк (Franz Marc);
- Марианна Веревкина;
- Алексей Явленский;
- Август Маке (August Macke);
- Альфред Кубин (Alfred Kubin).
Но в творчестве участников этого объединения экспрессионизм выражен менее эмоционально. В картинах наблюдается стремление к поиску гармонии, а внутренний мир авторов не переполнен мрачными мыслями.
Помимо Германии экспрессионизм пережил период бурного роста и в других странах Европы. Известные представители стиля творили:
- во Франции — Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), Жорж Руо (Georges Rouault);
- в Австрии — Эгон Шиле (Egon Schiele);
- в Румынии — Николае Тоница (Nicolae Tonitza);
- в Норвегии — Эдвард Мунк (Edvard Munch);
- в Бельгии — Констант Пермеке (Constant Permeke);
- в Нидерландах — Ян Слёйтерс (Jan Sluijters);
- в США — Клиффорд Стилл (Clyfford Still), Джексон Поллок (Jackson Pollock), Ханс Хоффман (Hans Hofmann);
- в России — Марк Шагал, Павел Филонов, Юрий Пименов.
Угасание интереса к экспрессионизму в Германии, а позже и в остальной Европе началось после стабилизации послевоенной жизни людей. Широкой публике непросто было осмысливать художественные произведения, общество устало от негатива, возникла потребность в более оптимистическом творчестве.
С приходом к власти Гитлера течению был нанесен непоправимый удар. Нацисты резко отрицательно относились к авангардным явлениям в живописи, экспрессионисты подверглись гонениям, их картины были официально объявлены «дегенеративным искусством». Художникам не разрешали проводить выставки, их работы массово уничтожались.
Но уже в 40-х годах XX века в Америке начал формироваться абстрактный экспрессионизм, а в конце 70-х в мировой культуре заявил о себе неоэкспрессионизм.
Чего хотел добиться импрессионизм
Никто никогда не рисовал истинного цвета солнца и тени, и вряд ли кому-то пришло в голову предположить, что плотность воздуха не всегда постоянна, что можно нарисовать, например, пейзаж, видимый сквозь густой туман или туман.
Но оба этих визуальных открытия были, по сути, подзаголовками более крупного открытия. Импрессионисты, сами того не подозревая, осознали феномен преходящего. Художник, который выносит свое полотно на свежий воздух и пытается написать каждый нюанс того, что видит его глаз, находится в совершенно ином настроении, чем художник, который строит свою картину в своей студии из серии подготовительных эскизов или исследований. Его глаз не может быть более ищущим, но он начинает осознавать другой набор визуальных данных. Он все меньше и меньше заботится о природе объекта-фигуры или пейзажа.
Для Моне, работавшего над картиной Руанского собора, то что он увидел, было не готическим сооружением, а воздушной оболочкой определенной плотности, сквозь которую можно было видеть собор и которая изменяла его вид с каждым движением света. Таким образом, для него сам предмет исследования менял свою природу в каждый час дня. Поскольку акцент в каждой картине импрессионистов делается на моменте времени, естественно, что импрессионисты должны сознательно искать сиюминутные эффекты. На картине Моне, изображающей вход на вокзал Сен-Лазар, наиболее привлекательными чертами являются не железный мост и здание за ним, а пар, который дрейфует под мостом и локомотивом, намеренно помещенный на крайнем левом углу, чтобы создать впечатление, что он находится на пути к выходу из картины.
Вокзал Сен-Лазар (1877) Музей Орсе, Париж. Клод Моне.
О творчестве некоторых художников-импрессионистов
Клод Моне (1840-1926)
Клод Моне, фотография 1899 г.Французский живописец, один из основателей импрессионизма. Родился в Париже. Рисованием увлекался с детства, в 15 лет проявил себя талантливым карикатуристом. К пейзажной живописи его приобщил Эжен Буден – французский художник, предшественник импрессионизма. Позже Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался и покинул его, поступив в студию живописи Шарля Глейра. В студии он познакомился с художниками Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье»). Камилла в 1870 г. года стала женой художника.
К. Моне «Камилла» («Дама в зеленом») (1866). Кунстхалле, Бремен
К. Моне «Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном (Женщина с зонтиком)» (1875). Национальная галерея искусства, ВашингтонВ 1912 г. врачи поставили К. Моне диагноз двойной катаракты, ему пришлось перенести две операции. Лишившись хрусталика на левом глазу, Моне вновь обрел зрение, но стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые цвета. Например, рисуя знаменитые «Водяные лилии», Моне видел лилии голубоватыми в ультрафиолетовом диапазоне, для других людей они были просто белыми.
К. Моне «Водяные лилии»Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.
Камиль Писсарро (1830-1903)
К. Писсарро «Автопортрет» (1873)
Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.Родился на острове Сент-Томас (Вест-Индия), в буржуазной семье еврея-сефарда и уроженки Доминиканской республики. До 12 лет жил в Вест-Индии, в возрасте 25 лет вместе со всей семьёй переехал в Париж. Здесь учился в Школе изящных искусств и в Академии Сюиса. Его учителями были Камиль Коро, Гюстав Курбе и Шарль-Франсуа Добиньи. Начинал с сельских пейзажей и видов Парижа. Писсарро оказал сильное влияние на импрессионистов, самостоятельно выработав многие принципы, легшие в основу их стиля живописи. Он дружил с художниками Дега, Сезанном и Гогеном. Писарро был единственным участником всех 8 выставок импрессионистов.Скончался в 1903 г. в Париже
Похоронен на кладбище Пер-Лашез.Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещенных предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро
К. Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» (1897)в 1890 г. Писарро увлёкся техникой пуантилизма (раздельного наложения мазков). Но через некоторое время вернулся к своей обычной манере.В последние годы жизни у Камиля Писсарpо заметно испортилось зрение. Но он продолжал работу и создал серию видов Парижа, наполненных художественными эмоциями.
К. Писсарро «Улица в Руане»Необычный ракурс некоторых его полотен объясняется тем, что художник писал их из гостиничных номеров. Эта серия стала одним из высших достижений импрессионизма в передаче света и атмосферных эффектов.Писсарро писал также акварелью и создал серию офортов и литографий.Вот несколько его интересных высказываний об искусстве импрессионизма: «Импрессионисты на верном пути, их искусство здоровое, оно основано на ощущениях и оно честное».«Счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят!»
К. Писсарро «Первый мороз» (1873)
Основные представители неоимпрессионизма
Главным идейным вдохновителем неоимпрессионизма стал Жорж Сёра. Его монументальная работа «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» стала самым важным событием Восьмой выставки импрессионистов и продемонстрировала оригинальную технику. На полотне изображен остров, где в то время любили отдыхать парижане. Сёра отказывается от импрессионистской спонтанности в пользу уравновешенной и статической композиции, создающей ощущение покоя. Обведенные четким контуром фигуры заполнены мелкими разноцветными точками.
Жорж Сёра прожил недолго и оставил всего семь картин значительного размера, поскольку разработанная им техника была очень сложной и трудоемкой. Каждое полотно отличается от другого за счет экспериментов с разными размерами точек.
Еще один верный приверженец неоимпрессионизма — Поль Синьяк, применявший технику пуантилизма не только в живописи, но и в акварели. Он создал множество пейзажей, преимущественно морских, состоящих из маленьких квадратов и мазков.
Картины в технике пуантилизма писал Камиль Писсарро. Также к течению неоимпрессионизма принадлежал его сын, художник и график Люсьен Писсарро (Lucien Pissarro). Вот еще несколько имен, связанных с этим направлением:
- Шарль Ангран (Charles Angrand), один из основателей «Салона Независимых»;
- Анри Кросс (Henri Cross), применявший вместо мелких точек большие широкие мазки;
- Максимильен Люс (Maximilien Luce), чей пейзаж в 2011 году был продан за $ 4 200 000;
- бельгиец Тео Ван Рейссельберге (Theo van Rysselberghe), один из основателей «Двадцатки».
Отвергнув свойственную импрессионистам спонтанность и индивидуальность сюжета, художники-неоимпрессионисты создавали серьезные и беспристрастные работы, состоящие из статичных точек, обрисованных четким контуром. Это был шаг в сторону абстрактного искусства, которым увлеклось поколение авангарда. Творчество пуантилистов оказало влияние на представителей кубизма, фовизма и футуризма.
Импрессионизм в живописи
Выставка 1874 г
Первое организованное выступление импрессионистов состоялось в 1874 г., когда в знак полемической независимости от очередной выставки официального Салона они устроили в апреле-мае этого года в мастерской фотографа Феликса Надара собственную выставку, где были представлены работы трех десятков художников, в том числе Базиля, Сезанна, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуара, Сислея.
В прессе эта выставка получила наименование Exposition impressioniste, с неологизмом, производным от названия картины Моне (Impression, soleil levant, 1872). Ядро движения сформировалось еще ок. 1860 г. из пересечения творческих интересов трех друзей — Писсарро, Сезанна и Армана Гийомена (1841— 1927). К этой группе вскоре присоединились Моне, Ренуар, Сислей и Базиль.
Этих художников, весьма разных по характеру и манере, объединяла особая восприимчивость к проблемам «видения» и воодушевляло одинаковое желание выбраться из пут академических схем и классических сюжетов, скованных множеством условностей: они же стремились «трактовать сюжет ради тональных качеств, а не ради сюжета как такового: вот что отличает импрессионистов от прочих художников».
Техника импрессионистов
Живописному процессу в мастерской импрессионисты предпочли живопись на открытом воздухе, или пленэре (en plein air): вибрации света в пейзаже, вокруг объекта или человеческой фигуры, характер атмосферы фиксировались в их мгновенной изменяемости, что достигалось посредством быстрого наложения мазков открытого, не смешанного цвета.
Пренебрегая пластическими эффектами рисунка и светотени, импрессионисты добивались визуального слияния объекта, пространства и атмосферы, нацеливаясь на совпадение живописного изображения с мгновенным впечатлением, физиологическим и психическим, самого художника.
Разработанная техника получила теоретическое обоснование в изысканиях оптиков того времени по теме дополнительности цветов, но осуществлялась на уровне индивидуальной восприимчивости, в конкретной практике каждого художника, так что метод не был жестко определенным, в отличие от многих других течений, например дивизионизма, «отпочковавшегося» как раз от импрессионизма.
На какое-то время общий интерес к пленэру наложил на творчество этих художников печать единства, пусть не скрывая различий в манере письма и образном строе работ, однако импрессионизм так никогда и не стал организованным движением, скрепленным общей программой.
Яркие представители импрессионизма: Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Опост Ренуар.
Картины в жанре импрессионизм
Интерьер (Изнасилование) Эдгар Дега (1868-1869)
Баржи на канале Сен-Мартен в Париже — Альфред Сислей (1870)
Удивленая Нимфа — Эдуард Мане
Пьер Опост Ренуар
Пьер Опост Ренуар
Мальчик с вишнями — Эдуард Мане