Известные портретисты
В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.
Великолепные образцы жанра созданы:
- Леонардом да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci);
- Рафаэлем Санти (Raffaello Santi);
- (Tiziano Vecellio);
- Рембрандтом (Rembrandt Harmenszoon van Rijn);
- Питером Паулем Рубенсом (Pieter Paul Rubens);
- Диего Веласкесом (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания);
- Карлом Павловичем Брюлловым;
- Ильёй Репиным;
- Валентином Александровичем Серовым (1865—1911, Россия);
- Винсентом ван Гогом (Vincent Willem van Gogh).
Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.
Некоторых художников прославили именно портреты — например, загадочная «Неизвестная» Ивана Николаевича Крамского или скандальная «Мадам X» Джона Сингера Сарджента (John Singer Sargent).
Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:
- нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
- французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
- англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
- русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).
Пабло Пикассо
Имя испанского живописца Пабло Пикассо (Pablo Picasso) знают люди даже далекие от искусства. Пикассо оставил после себя большое наследие. За некоторые полотна коллекционеры готовы платить десятки миллионов долларов. Искусствоведы подразделяют его творчество на несколько отрезков. Наиболее известные — «голубой», «розовый», аналитический кубизм, неоклассика, сюрреализм.
Каждый из этих периодов интересен
Но наибольшее внимание привлекают работы Пикассо, относящиеся к кубизму. Этим направлением художник увлекся после посещения выставок Поля Сезанна
Самая известная картина, написанная в стиле кубизма, называется «Авиньонские девицы».
Интересный факт: над этим полотном Пикассо работал более 9 лет. По изначальной задумке на картине должны были присутствовать и обнаженные мужчины, но в дальнейшем художник от этой идеи отказался. Картина названа так в память о времени, когда Пикассо жил в Барселоне неподалеку от квартала «красных фонарей».
Самая дорогая картина Пикассо — «Обнаженная, зеленые листья и бюст». Написана в 1932 году. На аукционе Кристи в 2010 году она была продана за 106,5 млн долларов.
«Девочка с персиками», 1887
«Девочка с персиками», Валентин Александрович Серов, 1887
Художник
Валентин Серов родился вСанкт-Петербурге винтеллигентной семье композиторов. Сюного возраста проявлял талант крисованию. Первым учителем Серова был Илья Репин, который отмечал вученике большую страсть кживописи.
Серов, искусный портретист, писал Николая Римского-Корсакова, Илью Репина, Николая Лескова, императора Александра III ссемьей иНиколая II. Допоследних лет жизни Серов преподавал вМосковской школе живописи, ваяния изодчества ибыл членом совета Третьяковской галереи.
История
Серов нарисовал Девочку сперсиками вусадьбе Мамонтовых, где ончасто гостил: впервые его отвезла туда мама в10 лет. Многие годы художник регулярно останавливался там ибыл близким другом семьи. Картина была написана с одиннадцатилетний Веры Мамонтовой, дочери хозяина. Втот день все гости пообедали ивышли из столовой, оставив Веру иСерова одних. Вера возбужденно что-то рассказывала художнику, скоторым они были хорошимидрузьями. Валентин, будучи чутким живописцем, уловил детскую непосредственность Веры ипопросил ее позировать десять сеансов.
Врезультате Серов писал работу более месяца. Все, чего ядобивался,— это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь внатуре иневидишь вкартинах. Писал ябольше месяца иизмучил ее, бедную, досмерти, ужочень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности— вот как устарых мастеров— говорил позже художник отом периоде.
Стиль
Портреты Серова относят крусскому импрессионизму. Этот стиль навеян процветающим втот период французским импрессионизмом, отличающимся динамичностью инезавершенностью рисунка, как будтобы сделанного налету.
Однако русский импрессионизм отражал национальные черты: размеренность иосмысленность — наша деревня уступала европейскомутемпу жизни. Вера Мамонтова напортрете расслабленно сидит застолом— лишь румянец нащеках напоминает орезвости девочки.
Интересные факты
- Скатерть, которой накрыт стол на картине, позднее также станет известной: все посетители усадьбы Мамонтовых расписывались на ней мелом, а Вера позже вышивала по этим следам. Скатерть стала уникальной коллекцией автографов художественного кружка Мамонтовых.
- Художник Михаил Нестеров очень любил Девочку сперсиками Серова иназывал портреты Репина иВаснецова безжизненными всравнении сним. Онсчитал, что вПариже картина сделает Серова известным, ноунас пока подобное явление немыслимо: примут запомешанного иуберут свыставки,— настолько это ново иоригинально— так онвысказывается всвоих письмах сестре.
Иван Айвазовский
Ивана Айвазовского возвели в ранг самого известного художника-мариниста 19 века. Любимая героиня, присутствующая на большинстве полотен, — морская стихия. В своих работах часто применял технику лессировки. Из-за этого «волна Айвазовского» становится нарицательным термином в искусстве. Интересно то, что Айвазовский почти никогда не писал морские пейзажи с натуры. Он был уверен в том, что стихия крайне изменчива. Художник писал легко и быстро, его наследие впечатляет — потомкам оставил более 6 000 живописных работ. Сейчас его полотна на аукционах оцениваются очень дорого.
Самые известные картины Айвазовского: «Лунная ночь на Босфоре», «Девятый вал», «Черное море».
Ранние мастера портретной живописи
В начале 14-го века техника рисунка маслом несколько улучшилась за счет появления тонкотертых красок.
Русские художники-портретисты более позднего времени:
- Дионисий (1440-1502), фаворит царя Ивана III. Монарх имел обыкновение поручать художнику роспись какого-нибудь храма, а потом периодически навещал иконописца и наблюдал за работой.
- Зубов Алексей (1682-1750) – крупнейший мастер русского граверного искусства эпохи Петра Первого. Работал совместно с отцом, выдающимся иконописцем Федором Зубовым. Вместе они расписывали Оружейную палату Московского Кремля.
- Никитин Иван (1680-1742) – русский художник, один из первых российских мастеров портретной живописи, получивший образование в Европе. Находился в особом расположении у Петра Первого. Наиболее известные работы художника – это портреты польского короля Августа II и герцога Мекленбургского.
«Постоянство памяти», 1931
«Постоянство памяти», 1934, Сальвадор Дали. Находится в Нью-Йоркском музее современного искусства
Художник
Полотно написал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали
Он сдетства был эксцентричным и притягивающим ксебе всеобщее внимание. За85 лет онсоздал около 1500 произведений, включая сюрреалистические картины, иллюстрации, скульптуры
Сальвадор Дали был известен при жизни. Он стал автором нескольких автобиографических книг, сценариев, разработал логотип Chupa-Chups, работал сУолтом Диснеем над мультфильмом Destino, участвовал всоздании фильмов Луиса Бунюэля иАльфреда Хичкока. Также Дали создал всвоем доме вПорт Лигат 44 бронзовые статуи. Художник вдохновлялся восновном своими сновидениями, самоанализом итеориями Фрейда.
История
Постоянство памяти— небольшое полотно, которое Сальвадор Дали создал всего запару часов, пока его жена Гала была сдрузьями вкино. Сам художник непошел, сославшись намигрень. Изначально Дали писал мыс Креус, новтот день онвзглянул накартину ипонял, что полотну нехватает какой-то идеи, смысла. Онуснул иперед ним предстал образ мягких часов, стекающих светви высохшей оливы. Сам Дали говорит, что наобразы текучих часов его навел мягкий сыр камамбер, которым они ужинали накануне.
Небольшая картина была очень личной для художника. Позже Дали вспоминал, как показал её Гале: Янаблюдал затем, как она разглядывает картину икак отражается наеелице очаровательное удивление. Так яубедился, что изображение производит эффект, ибо Гала никогда неошибается.
Стиль
Постоянство памяти относится к сюрреализму. Мягкие часы выражают основную мысль, озарившую Дали— идею оботносительности времени и его нелинейности. Часы текут вразные стороны, демонстрируя то, как легко вернуться впрошлое или повлиять набудущее. Художник осознавал хрупкость иискусственность привычного понимания времени, очем говорят изображенные накартине твердые часы, поедаемые муравьями, которые символизируют конечность, смертность, разложение.
Однако понятие времени неразрушается полностью— это подтверждают образы яйца, лежащего на берегу, атакже зеркало, будто объединяющее море инебо. В глазах художника время противоречиво иотносительно, нопри этом все равно может существовать исоздавать полотно мира.
Интересные факты
- Сам Сальвадор Дали дал лишь два комментария ккартине: отом, что намягкость часов его навели мысли о камамбере, иотом, что при написании ондумал одревнегреческом философе Гераклите иего высказывании Все меняется, все течет.
- Через несколько дней после написания работы еекупил американец Джулиан Леви, уверяя Дали, что Постоянство памяти непринесет коммерческого успеха ибудет просто висеть унего дома.
Почитайте другие материалы об искусстве на . Например, нашу подборку о сюрреализме в живописи, или о самом дорогом художнике современности .
Изобразительное искусство
Великие портретисты прошлого
Живописный портрет — это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности тот времени, когда жил и творил художник.
Художники итальянского Возрождения стремились к изображению возвышенного и прекрасного. Совершенства в создании идеальных образов достигли Рафаэль и Леонардо да Винчи. Непревзойденным шедевром Леонардо да Винчи стала «Джоконда».
Все последующие художники восхищались их мастерством. Однако это не поколебало у художников севера Европы убеждения, что их дело передавать зрителю красоту живой, невыдуманной действительности, писать богатство проявлений окружающего мх мира.
Леонардо да Винчи. Джоконда. Масло. Италия. XVI в.
Величайший фламандский художник XVII в. П.-П. Рубенс обладал совершенным мастерством. Его полотна великолепно вписывались в пышное убранство дворцов. Источником его представлений о красоте был народный идеал изобилия и здоровья.
П.-П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. Масло. Фландрия. XVI! в.
Рубенс в своих портретных образах передавал полноту жизненной силы, а Рембрандт — прежде всего теплоту и духовную глубину. Рембрандт так показывает нам героев своих произведений, что мы явственно чувствуем пережитые ими великие печали и великие радости. Его мир добрый и мудрый, где пет осуждения, но есть сострадание и понимание бесценной значимости жизни каждого. Тепло его работ, их простота и сердечность возвышают душу человека.
Рембрандт. Портрет старушки. Масло. Голландия. XVII в.
В России новый подъем искусства портрета с середины XIX в. связан с возникновением елиной среды писателей. музыкантов, художников, объединенных идеей создания правдивой картины жизни страны. Они стремились создать образ России, поставив во главу творчества судьбу народа
Внимание к людям всех слоев общества, утверждение самоценности каждого стало основной задачей произведений
И.Е. Репин. Портрет Л.Н Толстого. Масло. Россия. XIX в. | В.И. Суриков. Смеющаяся девушка. Масло. Россия. XIX в. |
Художниками была выдвинута целая программа создания галереи портретов Выдающихся деятелей культуры — лучших людей, ставших совестью России. Для этих портретов, создаваемых такими мастерами живописи, как Перов, Крамской. Репин, Ярошенко, характерно сдержанное цветовое решение, отказ от внешней нарядности и красиности. что ныражало дух времени
Но композиция остро раскрывает характер, все внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности его образа
Н.А. Ярошенко, кочегар Фрагмент. Масло. Россия. XIX в.
Задание
Твоя задача — создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.
И.Н. Крамской. Неизвестная. Масло. Россия. XIX в.
Подумай о цветовом решении образа, об освещении и силе тональных контрастов в твоей работе. Ведь тебе понятно, что слабый контраст придаст изображению мягкое н спокойное настроение, а сильный кончает внесет активность, а может быть, и драматизм в решение образа. Расположи изображение на листе, продумав формат. Он будет вертикальным, горизонтальным или квадратным? Не делай подробного подготовительного рисунка, можно только наметить основные пропорции нюбражения, а дальше цветовое пятно будет само подсказывать тебе характер проработки формы
Обрати внимание на фактуру — след, оставляемый кистью. Фактура должна быть разнообразной: лицо, одежда и фон потребуют разных движении кистью
Успеха тебе в работе!
Да Винчи. Туринский автопортрет
Единственный автопортрет да Винчи, дошедший до нас — рисунок, выполненный мастером после 1512 года. Портрет, сделанный сангиной, стилем весьма напоминает другие наброски автора: штрихи слева направо, тонкие линии — именно так рисовал да Винчи.
На рисунке (к слову, сейчас он не экспонируется из-за ветхости) изображен старец весьма преклонных лет, хотя на тот момент мастеру было около 60-и. Возможно, да Винчи нарочно прибавил себе возраст, а может, набросок — подделка, как утверждают некоторые искусствоведы.
Кстати, любители исторических загадок и творчества Дэна Брауна склонны считать и знаменитую «Джоконду» своего рода автопортретом гения. В доказательство гипотезы принято приводить некоторые общие детали туринского рисунка и изображения богатой флорентийки. Разумеется, эта теория не выдерживает критики.
Яеи Кусама — самая знаменитая художница мира из ныне живущих
Речь о японской женщине-художнице, которая покорила мир своими работами. Бешеная популярность пришла к ней в 2014 году. Ее работы выставляются в Музее Хиршхорна и саду скульптур Смитсоновского института. Что любит изображать японка? Ее картины и инсталляции — это пестрые тыквы, свисающие глобусы, узоры в горошек.
На сегодняшний день популярность художника в мировом масштаба определяется исключительно по количеству людей, которые покупают билеты на выставки, – именно так считает британское издание The Art Newspaper. В 2014 году ретроспективу художницы, которой уже 86 лет, посетили в Бразилии два миллиона людей. Выставка имеет название «Бесконечная одержимость».
В экспозиции были невероятных размеров инсталляции, декорированные зеркалами и рисунком в горох. Работы самой знаменитой художницы-японки выставляются периодически по всему миру. Что самое интересно, автор уже 10 лет добровольно проживает в психиатрической лечебнице. Там она и работает над своими необычными экспонатами.
Японка творит в жанрах:
- живопись;
- коллаж;
- скульптура;
- перформанс;
- инсталляция;
- хеппенинг.
Стили, которые она использует в своих работах:
- арт-брют;
- поп-арт.
Она занимается живописью, делает невероятные коллажи, создает инсталляции и мягкие скульптуры. Одна из ее работ была продана за 5 100 000 $ и побила все рекорды в цене на произведения современного искусства.
Эрик Лаффорг
Эрик Лаффорг сделал тысячи снимков в разных частях света. Каждый кадр, это не просто картинка, автор «приправляет» его небольшой историей человека, который был сфотографирован. Рассказы фотографа о жизни в Курдистане или Намибии необычайно увлекательны, но наибольшую популярность получили его снимки, сделанные в Северной Корее.
Лаффорг несколько раз был в этой стране, самом закрытым государстве мира. После последнего визита в 2012 году, въезд туда был навсегда запрещён для фотографа. Посещая экскурсии и выставки вместе с сопровождающим, которого ему предоставило государство, Лаффорг сделал серию снимков. Просмотрев фотографии автора, сопровождающий его гид настоял на удалении большинства кадров. Однако Эрику удалось спрятать эти фотографии, которые позже он разместил в интернете для общей доступности.
Для нас в этих фотографиях нет ничего необычного, автору удалось уйти от образа винтиков системы, с которыми часто ассоциируют население Северной Кореи. На снимках множество жизненных историй, которые не понравились руководству страны с её нелепыми запретами. К примеру, там запрещено фотографировать людей, если они ходят в поношенной одежде или нельзя делать снимки отдыхающих военных (военных фотографировать нельзя вообще). Некоторые районы страны были так бедны, что у Лаффорга попросту забирали фотоаппарат. Его серия снимков позволяет нам лучше понять тяготы современной жизни в Северной Корее, разительно отличающейся от представленных нам парадных фотографий.
10 безобидных вещей, которые когда-то были под запретом.
6
Известные художники-портретисты России
На Руси во все времена были великие художники. Портретное искусство зародилось в 14-м веке нашей эры, когда появились талантливые живописцы, такие как Андрей Рублев и Их творчество не в полной мере соотносилось с жанром портрета, поскольку эти художники писали иконы, однако общие принципы создания изображений совпадали.
В тот же период творил известный художник Дионисий (1440-1502), ставленник Ивана III, царя Московского. Монарх поручал художнику роспись собора или церкви, а затем наблюдал, как тот создает свои шедевры. Царю нравилось участвовать в таком богоугодном деле.
Одним из первых мастеров русского портретного искусства был Иван Никитин (1680-1742), прошедший обучение в Европе. Он пользовался благоволением императора Петра Первого. Наиболее известными работами Никитина являются портреты Августа Второго, короля польского и герцога Мекленбургского.
Зубов Алексей (1682-1750), выдающийся мастер портретного искусства. Он был фаворитом Совместно с отцом, известным художником-иконописцем Федором Зубовым, участвовал в оформлении Оружейной палаты Московского Кремля.
Великие портретисты 18 века в России, как правило, писали на заказ.
Василий Тропинин (1776-1857), известный русский художник, по-настоящему прославился в 1827 году. Он создал поясной Александра Сергеевича, ярчайшего представителя русской поэзии. Заказ был сделан самим поэтом. А предназначалась картина для друга Александра Сергеевича, Соболевского. Портрет стал самым известным творением из всех, на которых когда-либо изображался Пушкин. Картина “Александр Пушкин” Тропинина навсегда стала классикой жанра.
Орест Кипренский (1782-1836) начал писать в 22 года. Первый портрет был создан Кипренским в стиле Рембрандта, на полотне изображался А. К. Вальбе. Наиболее известной работой художника считается “Портрет Е. В. Давыдова”, написанный в 1809 году. Несколько картин Ореста Кипренского находятся в Третьяковской галерее.
Алексей Венецианов (1780-1847) – русский художник, который считается основоположником сюжетного стиля в портретном искусстве. Он был учеником маститого живописца Владимира Боровиковского. Молодой приобрел широкую известность благодаря картине “Портрет матери”, созданной в 1801 году.
Боровиковский Владимир (1757-1825), уроженец Миргорода, стал известным и знаменитым после встречи с Екатериной Второй, путешествующей в рамках своего турне 1787 года. Живописец создал серию художественных росписей во дворце, который находился на пути императрицы. Екатерина была восхищена работой Боровиковского и наградила его крупной суммой денег.
Список “Великие портретисты России 19 века” возглавляет Иван Николаевич Крамской (1837-1887), выдающийся живописец, мастер настенных росписей религиозного характера. Портретное искусство Крамского позволило ему создать целый ряд изображений известных людей, среди которых П. М. Третьяков, С. П. Боткин, И. И. Шишкин, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой и другие.
Рафаэль Санти
Рафаэль
– итальянский график, живописец и . В его картинах отражались идеалы Возрождения.
Мир стал более чистым и добрым, когда на него стали смотреть глаза изображенных Рафаэлем мадонн: Пасадинской, Сикстинской, Орлеанской, Конестабиле.
Он мастерски воплощал в картинах самые разные эмоциональные оттенки. Рафаэль считался одним из самых «сбалансированных» художников. Мастер умер очень рано, в возрасте 37 лет, но оставил после себя колоссальное художественное наследие.
Известные портреты: «Донна Велата», «Портрет Кастильоне», «Портрет Юлия II», «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами»
.
Симон Ушаков
Симон Ушаков — один из наиболее прославленных художников XVII века. Он был выходцем из дворянского рода, с детства обучался рисованию и уже в 22-летнем возрасте получил почетную должность «жалованного иконописца» при дворе. Обычно такой чести удостаивались лишь опытные мастера. Молодой художник работал в Серебряной и Золотой палатах, а набравшись опыта, принимал участие в росписи Кремлевского дворца и написал парсуну царя Алексея Михайловича. Затем Симон Ушаков перешел работать в Оружейную палату, которая в то время была средоточием художественной жизни в России. Он быстро стал самым уважаемым мастером и сформировал свою школу иконописцев.
Исследователи называют Симона Ушакова посредником между старым и новым искусством. Он развивал старорусские традиции иконописи, но реформировал этот жанр, придавая ликам святых объем и реалистичность. Художник призывал учеников делать иконы зеркалом реального мира и написал для них трактат, ставший одним из самых первых трудов по теории живописи в России.
Одна из лучших работ Симона Ушакова — икона «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», также известная как «Древо Государства Российского». На ней изображен образ Богоматери Владимирской и двадцать московских святых. Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» интересна тем, что на ней, предположительно, художник изобразил самого себя в образе маленького человека слева от ангела. Всего известно около 50 икон Ушакова.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ РОССИИ
Гении, новаторы, скандалисты, первопроходцы, оказавшие невероятное влияние на мировую культуру. Величайшие русские художники – кто они?
Топ 7 русских художников
В числе самых выдающихся и влиятельных русских художников:
1. Казимир Малевич (1879-1935) – автор самого спорного произведения за всю историю мировой живописи, «Черного квадрата». Впрочем, наследие Малевича велико и включает, в частности, не только «Черный», но и «Красный» и «Белый» квадраты. Самый скандальный и самый дорогой из русских художников. Его шедевр «Супрематическая композиция» был продан на аукционе «Сотбис» за 60 млн долларов.
«Супрематическая композиция»
2. Иван Айвазовский (1817-1900) – величайший русский художник-маринист, автор бессмертного «Девятого Вала». Самый плодовитый художник – написал более 6 тысяч картин. Ввиду огромного наследия, одновременно является одним из самых подделываемых художников в мире. Широко известен на Западе, работы регулярно продаются на аукционах, включая «Сотбис».
Девятый вал
3. Виктор Васнецов (1848-1936) – пожалуй, самый русский из всех русских художников. Известен работами, воспевающими фольклор, сказки, былины. Не только автор «Трех богатырей», но и один из разработчиков советской будёновки.
4. Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) – самый революционный художник. Картина «Купание красного коня» пророчески предсказала страшные потрясения в России. Хотя его часто критиковали за эротизм (смело изображал не только обнаженных женщин, но и мужчин), в целом его можно считать предтечей соцреализма. На зарубежных аукционах огромным успехом пользуются не столько его революционные работы, сколько натюрморты.
«Купание красного коня»
5. Василий Верещагин (1842–1904) – художник-баталист, прославившийся документальными отображениями ужасов войны. Наиболее известная работа – «Апофеоз войны», изображающая груду черепов, выбеленных палящим солнцем. За пацифистскую позицию десятилетиями подвергался травле со стороны царского правительства. При этом пользовался неимоверной популярностью как в России, так и на Западе. Его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. (за 28 дней). Такая слава не снилась многим поп-звездам современности.
«Апофеоз войны»
6. Владимир Татлин (1885– 1953) – основоположник конструктивизма, художник, архитектор, график. Его художественные работы, схожие по стилю с ранними творениями Пикассо, выставлены в парижском музее Помпиду и в библиотеке Оксфорда. Его шедевр «Башня Татлина» – один из самых узнаваемых и растиражированных символов авангардизма в мире. Пользовался огромным успехом на Западе («машинное искусство Татлина»), вдохновил целое поколение художников-дадаистов, в том числе, мэтра сюрреализма француза Марселя Дюшана.
«Башня Татлина»
7. Илья Глазунов (род. 1930) – самый монументальный русский художник. Наиболее известно его полотно «Вечная Россия» (размер – 3Х6 м) – живописная летопись русской истории за 988-1988 гг., приуроченная к 1000-летию крещения Руси. Всего создал более 3 тыс. работ (портреты, пейзажи, исторические и политические полотна). Репутация Глазунова небесспорна – кто-то считает его гением, кто-то – конъюнктурщиком. Ясно одно – это фигура титанического масштаба, как и его полотна.
«Вечная Россия»
Хочется верить, что и в будущем в России тоже появятся художники, способные перевернуть представления человечества о прекрасном.
Знаменитые художники портретного жанра
За лет шестьсот, прошедших со времени появления живописного сменилось, искусства не одно поколение художников. Кроме уже, живописцев упомянутых, существовало достаточно много мастеров других.
Кто же они – художники-портретисты Список русские? их представлен далее.
18 век:
- Мусикийский Семенович Григорий, придворный художник-портретист.
- Гзель швейцарский, Георг живописец, долгое время работал в Никитин.
- России Иван Никитич, придворный художник.
- Иван Вишняков Яковлевич, портретист для аристократии.
- Мина Колокольников Лукич, крепостной художник.
- Матвеев Матвеевич Андрей, придворный портретист.
19 век:
- Угрюмов Иванович Григорий, крестьянский художник.
- Иванов Андрей дворянский, Иванович портретист-живописец.
- Орловский Александр художник, Осипович дворянский.
- Соколов Петр Федорович, для портретист аристократии.
Фрида Кало. Автопортрет с терновым ожерельем
В творчестве художницы жанр автопортрета был любимым — этим она похожа на Рембрандта. Через собственные изображения она рассказывала о событиях своей жизни, своих страданиях — судьба Кало не была простой, а здоровье во все годы жизни оставалось хрупким.
Одно из самых известных изображений художницы — «Автопортрет с колибри и терновым ожерельем». Как и на многих других полотнах ее окружают животные и растения, символизирующие жизненные силы, олицетворяющие победу над болью, от которой художница мучилась всю жизнь. Но есть в этом полотне и другие, скрытые смыслы.
Шедевр был написан в 1940-м, после разрыва с двумя наиважнейшими мужчинами в жизни художницы. Вероятно, полотно — результат переосмысления художницей взаимоотношений с этими мужчинами — Фрида была мастером пронзительных и емких образов. Кало изображена в белоснежном платье, на шее — впивающийся шипами в плоть женщины ошейник из тернового куста и мертвая птица на нем.
Илья Ефимович Репин
Илья Ефимович Репин
– русский художник, профессор, педагог, член Императорской Академии Художеств. Один из основных представителей русского реализма.
В молодости художник жил в бедности. Он старался заработать, выставляя на продажу свои картины.
Потом, за хорошую учебу в , Репин получил возможность уехать в Европу, чтобы заняться изучением зарубежного искусства. К тому времени он уже завоевал довольно большую известность и начал получать крупные заказы.
Отличительные черты творчества Репина – частые обращения к эмоциональным пикам, отображение общественных тревог и задач, тонкий психологизм.
Известные портреты: «Портрет Льва Толстого», «Портрет Мусоргского», «Портрет матери», «Портрет Константина Петровича Победоносцева»
.
Исаак Левитан
Исаак Левитан считается лучшим русским пейзажистом, сумевшим отобразить «душу» нашей природы. Уже в молодом возрасте ученик Саврасова и Поленова продемонстрировал блестящий талант. Он вызвал недовольство многих почтенных живописцев тем, что юноша-еврей пишет исконно русские пейзажи и преуспевает лучше «коренных художников». Исаак Левитан был членом товарищества передвижников и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, имея большое влияние на учеников.
Пейзаж Левитана «Над вечным покоем» называют самой русской из всех картин. В этом философском произведении хрупкая и быстротечная жизнь человека сопоставляется с величием вечной природы, и это сравнение рождает атмосферу высокой грусти. Другие работы художника, ставшие его визитной карточкой, посвящены временам года. Это «Март» и «Золотая осень»
Оба пейзажа родственны импрессионизму, так как написаны с особым вниманием к свету и цвету. Автор стремился передать не столько реальную действительность, сколько впечатление от природы — пробуждающейся или горящей красками перед скорым увяданием
Живописец Крамской
Иван Николаевич Крамской известен как создатель исторических портретов. Первую свою работу он написал в Воронежской губернии, затем переселился в Харьковскую, позже приехал в Санкт-Петербург. Сначала он занимался ретушированием фотографий, а потом создавал образы людей на полотнах.
Его работы неординарны:
- «Христос в пустыне»;
- «Портрет леди»;
- «Неизвестная»;
- «Неутешное горе».
Крамской стремился передавать не просто внешность человека, а его переживания. В большинстве его картин натурщики выполняют какие-то действия, а не только позируют художнику. Некоторые из его полотен сегодня хранятся в Третьяковской галерее. Все работы Крамского передают его демократические взгляды. А также он долго изучал религию и даже создал определенный перелом в морально-философском мышлении. Его портрет «Христос в пустыне» показал все драматические переживания Божьего сына. Он затронул глубоко психологическую интерпретацию его жизни, рассказал об идее героического самопожертвования.
Позже Крамской стал художественным критиком. Об искусстве он судил проницательно, настойчиво исследовал каждую работу, пытался дать объективную оценку живописцам и повлиять на них.
Хорошим временем для развития русской портретной живописи стало восемнадцатое столетие. Жанр занял ведущие позиции, а художники переняли приемы и технику от своих европейских коллег. Но если полотна зарубежных мастеров можно сравнить с сухими официальными докладами, то портреты российских живописцев проникнуты чувствами и переживаниями, словно лирические стихотворения или романы.
Художники хотели не только запечатлеть внешние особенности натурщиков, но и отразить их внутренний мир. К примеру, Аргунов и Антропов сумели преодолеть условности и изображали своих моделей правдиво. А Боровиковский и Левицкий зашли гораздо дальше. Как и следующие после них художники, они научились улавливать настроение человека и придавать его личности одухотворенность. Каждый портретист стремился к идеалу, воспевал внутреннюю и внешнюю красоту натурщиков.
Предыдущая
КультурологияОбразование в Древней Руси – причины создания первых школ
Следующая
КультурологияШкольная форма – кратко об истории развития в России
«Мона Лиза»
Автора портрета Моны Лизы знают даже далекие от искусства люди. Великий Леонардо да Винчи. Работу над шедевром художник закончил 19 сентября 1478 года. Картина считается самым загадочным полотном в истории мировой живописи. Тайны, которые скрывает «Мона Лиза», и в XXI веке не полностью разгаданы. В глазах героини да Винчи оставил потомкам зашифрованный код, который остается засекреченным. При внимательном рассматривании полотна под микроскопом с сильным увеличением можно увидеть в зрачках набор цифр и букв. Ученые предполагают, что так гений эпохи Возрождения увековечил свою подпись и дату написания шедевра. На портрет несколько раз покушались вандалы, его похищал работник музея. Сейчас «Джоконда» (второе известное название этой картины) выставляется в Лувре, для безопасности помещена под пуленепробиваемое стекло.