Первая страшилка называется: Страшилка о страшилках в детском лагере.
В один детский летний лагерь, приехал очень весёлый мальчик.
Нет, там тоже были весёлые дети, но этот мальчик был веселее их всех.
Весь день он бегал и прыгал, как будто его током ударило, или проглотил кучу батареек.
А поздно вечером, когда стало темно, и страшно на улице.
Когда за забором стали выть волки, и прочие незнакомцы ( с которыми не надо на улице разговаривать ).
Этот мальчик, всё равно не хотел засыпать, видимо, батарейки ещё не кончились.
Поэтому, он придумал рассказывать страшные истории.
Про чёрную пречёрную руку, про белое пребелое приведение, про дверь в подземелье, гроб на колёсиках, и вурдалаков всех в волосиках.
Рассказал мальчик это всё ребятам и уснул, спокойным сном.
Спит он себе спит, и вдруг!
Чёрная рука!
Вскочил мальчик с кровати! Смотрит!
А из под кровати, к нему и вправду, чёрная рука тянется!
Ногти длинные, грязные и не подстриженные!!!
Мальчик хотел убежать, но тут же споткнулся и упал.
Потому что, из под другой кровати, торчала чёрная нога!
Поднялся, а перед ним, приведение очкастое!
Прыгает приведение, всё белое белое, и страшное страшное! Что делать?
Перескочил мальчик через две кровати, выскочил в дверь, и бегом из корпуса!
Да пусть его лучше волки съедят, или прочие незнакомцы ( с которыми нельзя на улице разговаривать ).
Бежит он по улице, а там его фарами светит, какой-то гроб, на колёсиках!
Мальчик кинулся бегом по аллее, а гроб на колёсиках за ним. Мальчик очень испугался, бежит и кричит, а из гроба ещё сильнее кричат.
-Стой! Куда! Почему не в постели!!!
В общем, не смог убежать мальчик.
Прижали его к стенке у столовки. Фары в глаза бьют, ничего из-за них не видно.
А из гроба на колёсиках, вурдалак выходит! Здоровый жуть!!!
Ну всё, сейчас мою кровушку всю попьёт-подумал беглец.
Но кровушку пить ни кто не стал, а вурдалак, голосом начальника лагеря сказал.
-Что же это ты вытворяешь! Ты зачем всех детей, своими страшными сказками напугал?
Посмотри, что теперь творится вокруг!
Вон Черноруков, под кровать залез.
Приведенский, под простыню с головой забрался! Черноногов, в туалете заперся и до сих пор там сидит, выходить боится!
А я, весь бензин искотал, пока за тобой гонялся!
Ну и как тебе не стыдно!!! Столько дел понатворил!
Начальник покачал головой.
Стыдно. Стыдно стало мальчику за своё поведение, конечно, он извинился, перед ребятами и начальником.
Начальник лагеря, утром позвонил родителям мальчика, и конечно нажаловался.
Он им рассказал эту страшную историю, и про руку, и про приведения, и про гроб на колёсиках.
Вот только, испугалась почему то, только мама, а папа совсем не испугался, а пообещал принять меры.
Красные перчатки
Одна девочка пошла в магазин за перчатками. Мама сказала, чтобы она купила любые, но только не красные. Но девочка, увидев в магазине красные перчатки, не смогла пройти мимо, так они ей понравились. Когда она подошла к своему дому, то обнаружила, что тот горит. Приехали пожарные. Но никак не могли погасить пожар. Вдруг из-за дерева появилась женщина с красным лицом. Все, кто ее увидел, испугались и убежали. Девочка осталась одна. Женщина сказала, что сможет потушить дом, если девочка потом выполнит ее просьбу. Девочка согласилась. Пожар был потушен. Женщина сказала девочке, чтобы та ночью пришла на кладбище и положила на могилу в центре кладбища свои перчатки. Девочка испугалась, но еще больше она боялась не выполнить приказ. Поэтому она сделала все, что от нее требовалось. Вдруг одна могила раскрылась, с гроба съехала крышка, и из него выскочила краснолицая женщина. Она хотела схватить девочку за руку, но та убежала.
Тогда женщина закричала: «Ты просто так от меня не отделаешься! У тебя умрет бабушка!»
Так и случилось. Бабушка умерла. Когда ее хоронили, девочка опять встретила на кладбище ту женщину. И она велела ей снова прийти на кладбище. Девочка пришла, и женщина с красным лицом и в красных перчатках сказала, что этой ночью та умрет. Девочка пришла домой, легла спать и умерла. Ее похоронили. Она лежит и вдруг понимает, что находится под землей. Она увидела там своих маму и бабушку и побежала к ним. А потом вдруг заметила, что у них красные лица. И у нее тоже было красное лицо. Потом они сами стали приходить к людям, которые покупали красные перчатки.
Гроб
Есть у моей подруги бабка. Живет одна с недавнего момента, когда умер её муж — обычный дед, который никогда не увлекался сатанизмом или прочей ерундой. Но на какой-то знаковый день после смерти (то ли на 9-й, то ли на 40-й, то ли после какого-то из этих дней) бабка проводила дома уборку и обнаружила на столике под телефоном в одной стопке с телефонным справочником пачку фотографий. Фотографий было штук пять, и все довольно старые. На всех был изображён снятый под разными углами гроб. В гробу лежал труп старой бабки. Стоит описать обстановку: дощатый пол, освещенный так, чтобы весь гроб, стоящий на двух деревянных табуретках, был тоже освещен. За пределами этой светлой зоны — темнота, то есть не разобрать, что это за помещение. Гроб грубо сколоченный, из необработанных деревянных досок — вполне можно назвать его ящиком. Крыша сдвинута вниз, мертвеца видно по пояс.
Теперь о мертвеце. Как уже написано выше, в гробу лежала бабка. С гримасой, полной ужаса и отчаяния, с широко раскрытым ртом, с выпученными глазами. Изо рта текла пена. Тем не менее, по позе тела и остекленевшим глазам было явно видно, что она мёртвая. Нет, это была не та самая бабка моей подруги, которая нашла эти фотографии. Нашедшая не на шутку испугалась и тайком показала своим родственникам, включая мою подругу, но никто ничего не смог сказать про них, кроме того, что из родных эти фотографии ранее ни одна душа не видела. В итоге решили их сжечь…
Кстати, дед никогда не увлекался фотографированием. Как эти снимки попали к нему, и что за чертовщина на них происходит — загадка.
Черная Рука
Фото:
Один мужчина жил в небольшом доме на старой стрелке недалеко от кладбища. Каждый раз после того, как ночью проходил московский поезд, появлялась Чёрная Рука и забирала у мужчины то ухо, то глаз, то левую почку. И вот осталась у него одна нога. Доковылял он кое-как до стрелки, проводил московский поезд, потом вернулся домой, лёг, посинел весь и ждёт. Тут опять залетела в форточку Чёрная Рука и забрала у мужчины последнюю ногу. Следом за московским поездом приближался киевский. Но мужчина не смог выйти и перевести стрелку! Ведь у него ни рук, ни ног нет! Чёрная Рука забрала! Одно туловище осталось. Так киевский поезд сошёл с рельс и разбился. Сразу же милиция приехала. А мужчина лежит синий, почти фиолетовый, ничего поделать не может. Тогда милиция устроила в доме засаду. И вот в полночь на кладбище завыли волки, и в комнату влетела Чёрная Рука. Милиция начала стрелять по ней из пистолетов, хотела на нее надеть наручники, но она растопырила пальцы, показала фигу милиции, забрала у мужчины сердце и вылетела в форточку. А мужчина умер, его похоронили на кладбище, которое как раз было рядом.
В гробу
Знаете какая самая страшная смерть на свете? Оказаться живым в гробу и понимать, что тебе конец. Всё. Не выберешься..Над тобой тонна земли, щедро утрамбованная, чтобы ты не вылез. И кроме того, что дышать тебе нечем, и ты задыхаешься, становится невероятно жарко, от чего муки увеличиваются многократно и нестерпимо. Отчаянный крик всё снова и снова вырывается из груди, но кто его услышит? Может другие мертвецы по соседству? Скоро ты успокоишься и уснёшь так же, как они. Тебе приходит мысль в голову, что может кто-то засомневается, не поверит в твою смерть, потребует эксгумацию. Как за спасательную соломинку, ты цепляешься за это. Мозг не хочет умирать, тело ещё проживёт очень долго, только дайте ему простора и свет, но солнце где-то в другом конце вселенной и первый раз ты начинаешь понимать, как оно ценно для тебя. Пробейся через толщу земли!!! Я не хочу темноту! Но темнота, липкая и страшная, не хочет уходить. Как осязаемая и живая, она поглотит тебя и будет с тобой вечно.
Насекомые и личинки уже приготовились пировать. Горбатая муха уже спешит через толщу земли, и скоро настойчиво начнёт искать щели в твоём гробу. Слышишь? Здесь ты не один. Враньё, что на кладбище всегда тихо. Это для глухих. Стоит прислушаться и ты услышишь звуки пира глубоко под землёй.
Как несправедливо устроен мир, что нужно умирать именно так. Ведь есть же другая смерть, более милосердная и не такая мучительная!
А зачем ты притворился мёртвым, а? Но это не ты виноват! Врач не захотел тебя смотреть, справка легла на стол быстро и без проблем, и даже в морге ты не пробыл и дня.
Всё это история твоей последней жизни. Никчёмной. А ты думал, что в ней есть смысл. Как смешно! Да тебя просто кинули в землю, как бродячего пса, и скули теперь на здоровье. Скули и вой на луну. Плач мёртвого, одетого в дорогой с галстуком костюм.
А может это всё затянувшийся сон? Ну бывает же так: долго и мучительно ты стремишься вырваться из его липких объятий, наконец открываешь глаза, и на смену ужасу приходит внезапное облегчение, это только приснилось, а реальность другая: нет никакого гроба, мёртвых по соседству и голодной горбатой мухи, ползущей через толщу земли.
Конечно, хотелось бы так. Но почемуто ни в этот раз. Сон затянулся и никак не проходит, и он удивительно реален. Никто не толкает тебя и не будит, и не спрашивает тревожно: «Что тебе снилось?» Ничего этого нет. Но всё-таки ты надеешься, хотя понимаешь: сны такими не бывают.
Ты думаешь о тех кто закончил так же. Ты вспоминаешь жертв землетрясений, придавленных бетонной плитой. Но там можно ждать спасателей и их проворных собак — здесь ждать некого. Всё. Наверху наверно стоит деревянный крест, водружённый на холме земли. Скоро его уберут и поставят памятник. Может из мрамора. Ты будешь смотреть с фотографии и улыбаться. Смотрите, вот какой покойный был, когда был жив и полон сил. Не правда-а-а!!! Там лицо должно быть искаженно мукой и страданием — это больше похоже на правду!
А может помолиться Богу? Но вот незадача: Ты не знаешь ни одной молитвы. Да и помогут ли они? Ты что думаешь, произойдёт чудо и с неба спустится ангел, и разверзнется земля?
Но должен же ведь кто-то услышать! Всегда есть надежда! Так говорят в любом отчаянье. И что-то делают. Но что можно сделать, чтобы разбить крепкие доски, придавленные сверху?
Мёртвых так запирают, словно опасаются, что они вновь заявятся домой. Надёжно, чтобы не выбрались. Но бывают же могилы не глубоко? Надейся, надейся. Может, тебя и вовсе не закапывали, а закрыли крышкой и ты стоишь где-нибудь в тихой комнате, а думаешь, что под землёй. Сейчас ты услышишь шаги, гулкие голоса, надо будет только закричать, стукнуть вверх и темнота отпустит, сменится светом — добро пожаловать обратно в мир живых.. Но никого нет. Они ушли, оставив тебя одного. Сходить с ума и орать до хрипоты, смешивая пот со слезами, изорвать дурацкий галстук и рубашку в клочья и разбить все руки в кровь. Боли нет, хотя возможно все суставы уже выбиты. Жаль, что нельзя вцепиться в доски зубами, искрошить их, лишь бы вернуться назад. Кто сильней: темница или ты? Твои руки и воля или прочная дверь и надёжный замок? Вот теперь это и есть борьба. Самая настоящая. Возможно, если бы ты всегда так отчаянно боролся в жизни, ты стал бы королём мира и желать тебе было бы уже нечего!
Победить смерть. Вырвать у неё из жадного рта свою жизнь, из её гнилых зубов. Старухи с косой.
Никто не думает о том, что сегодня возможно он умрёт. Его последний час пробил и развязка близка. Тело, полное жизни и сил, внезапно погаснет, как свеча при резком порыве ветра: был свет и внезапно его не стало.Те, кого ты любил, исчезли в этой темноте. Их плач и слёзы ты не услышишь. Холодный и безчувственный будешь лежать, и нет никого, кто бы мог тебя разбудить и сказать твоим родным: он вернулся к жизни…
Как страшные истории влияют на детей
В 2014 году две 13-летние девочки из штата Висконсин совершили попытку ритуального убийства своей одноклассницы: они хотели принести ее в жертву Слендермену. Подростки опасались, что если они этого не сделают, то убийца придет за ними, так как основная его функция в текстах страшных историй – кража и убийство детей.
В ответ на это появился новый виток интернет-нарративов на соответствующих криписайтах. В них рассказывали истории о людях, совершающих похожие ритуальные убийства с самыми различными мотивировками: получить силу Слендермена, стать похожим на Слендермена, подружиться с ним и другое.
Эта ситуация — крайний случай того, как страшные истории влияют на детей. В действительности всё не так страшно, но тема широко обсуждается до сих пор: споров о пользе и вреде самих текстов страшных историй и практик, при которых они рассказываются, очень много.
Одни исследователи говорят, что страшные истории могут негативно воздействовать на неокрепшую психику ребенка. Другие же — их, по-видимому, большинство — утверждают обратное. В защиту пользы страшных текстов приводят терапевтическую функцию: вербализуя свои страхи, ребенок тем самым от них избавляется.
Способ попугать родителей
– Но Хеллоуин – это праздник. Вряд ли дети хотят в нем участвовать ради прикосновения к страху.
– В России это еще и протест. Дергание тигра за усы. Родители – против, Церковь – против, много кто – против. Это подогревает интерес подростков, которым становится особенно приятно, что им удается встревожить окружающих. В этом подросток видит свою власть.
Тема власти для молодых людей вообще очень важная. Их логика: «Я – тот, кто заставляет взрослых выходить из равновесия. У меня есть веревочки, дергая которые, я заставляю их беспокоиться, осуждать, орать. Главное, я заставляю их отвлекаться от своей жизни и в большей мере интересоваться моей».
Быть властелином взрослых душ, иметь возможность ощущать себя значимым и большим – это то, что приятно и важно подростку. – А как к этому относиться близким?
– А как к этому относиться близким?
– Если это единственный способ для подростка почувствовать свою значимость, на это нужно обратить пристальное внимание. – Как и что делать?
– Как и что делать?
– Нужно предоставлять детям и другие способы ощущать значимость, предлагать пространство для творческой и социальной реализации.
Чаще всего это является способом возбудить взрослых. Вот мы, подростки, и мы думаем про смерть. Хеллоуин – это про смерть, про мир мертвых, которые к нам приходят, но, главным образом, это способ попугать всем этим родителей.
– Это способ попугать родителей и он характерен для России?
– Для России особенно. У нас сразу вспыхивает дискурс «мы-они», «черное–белое», «традиционные ценности – предатели этих ценностей, продавшиеся Западу». Это вообще свойство нашей российской культуры – любой чих возводить до битвы Бога с сатаной.
Но даже такие чихи, которые не имеют под собой почвы, скоро превращаются в настоящую битву, которая не может не нравиться подросткам. Подростки вообще любят яркие эмоции, им сложно жить в полутонах.
– Хотите сказать, что у подростков есть неочевидные цели участия в Хеллоуине?
– Да. Эта тема может использоваться, чтобы объединиться против родительского сообщества. Противопоставить себя и сказать: «Есть мы – есть вы. Мы не похожи». Подростки все время щупают, на какие кнопки давить, какие импульсы родительское сообщество больше будоражат.
Ответное родительское возбуждение подогревает их интерес. Представьте, что подростки увлекутся двусторонним обматыванием скотча. Если родители отреагируют на это не улыбкой, а злостью и тревогой, то подростки тут же начнут с двойной силой уматываться этим скотчем. Но достаточно сказать: «Весьма экстравагантно – весь в скотче! Ну ладно, ходи так». И тогда подросткам будет уже не так интересно.
Фото: Ariel Lustre / Unsplash
Чем страшные истории пугают и почему не всегда вызывают страх
Идеального рецепта создания действительно страшной «страшной истории» нет. Я уже не говорю о том, что существуют большие сомнения в том, что тексты подобных детских историй действительно имеют отношение к такой эмоции, как страх. На деле здесь замешан гораздо больший спектр эмоций и их оттенков: это может быть волнение, тревога, интерес, возбуждение, любопытство, удивление и даже смех.
Тем не менее, существуют попытки понять, какие из этих историй больше, а какие меньше эмоционально воздействуют на участников «страшной» практики. В своей работе я выделяю «лексические маркеры страха», то есть слова, словосочетания, в некоторых случаях полноценные предложения, которые сообщают о реакции человека, чаще всего главного персонажа событий, на эмоциональный раздражитель: «у него душа ушла в пятки», «от страха он не мог сказать ни слова», «ему было так страшно, что волосы встали дыбом» и прочее.
Отрывок из крипипасты про клоунов:
«Я не успел толком рассмотреть его, как увидел на земле записку. Мое сердце сжалось, а душа ушла в пятки. В записке было написано: „БЕГИ!“. Я побежал что есть мочи к этому сараю. А за мной бежали они. Трое людей в масках клоунов. Они бежали и смеялись, размахивая ножами. Я едва успел укрыться в этом сарае, но я знаю, что это ненадолго. Они найдут меня. Они смеются и говорят о том, что сделают с моим телом. Мне страшно. Вот один из них подобрался очень близко к месту моего обитания. Это конец».
Согласно моим наблюдениям, так как эти элементы можно спокойно включать и выключать из текста, их количество в речи рассказчика увеличивается соразмерно степени его включения в ситуацию рассказывания. Чем он больше ориентирован на эмоциональный отклик слушателей, тем вероятнее в его словах будут присутствовать «маркеры страха».
Их выделение, на мой взгляд, могло бы помочь при разграничении текстов, которые, по мнению рассказчика, способны вызвать эмоциональную реакцию, от текстов, которые в рамках конкретно взятой ситуации не выполняют функцию, предусмотренную жанром, то есть пугания.
Тем не менее до тех пор, пока не будет изобретен способ, позволяющий нам мерить эмоциональную реакцию рассказчика или слушателя страшной истории на исполняющийся текст, все рассуждения о лексических маркерах, о «страшном» и «нестрашном», по-видимому, действительно могут звучать голословно. В этом случае даже наблюдение за исполнением практики не совсем релевантно, так как мы имеем дело с игровой формой взаимодействия, при которой слова и действия не всегда соответствуют реальным эмоциями участников.
Голубые занавески
Девочка играла с подружками на улице. К ней подошла женщина и сказала: «Никогда не покупай голубых занавесок. Они приносят горе». Но девочка рассмеялась и убежала.
На следующий день девочка с бабушкой пошли в магазин, бабушке очень понравились голубые занавески. Девочка забыла про запрет, и занавески были куплены. Когда их повесили в спальне, все увидели на них небольшое черное пятно. Бабушка пыталась отстирать его. Ночью раздался крик.
Бабушку нашли мертвой, а на шее у нее были отпечатки черных пальцев. Девочка вызвала милицию. В квартире устроили засаду. Наступила ночь. Девочка, дрожа от страха, зашла в бабушкину спальню. Из пятна высунулась черная рука и потянулась к ее горлу. Милиционер выстрелил в пятно, и оно стало красным. Это были заколдованные занавески той женщины, которая предупреждала девочку об опасности.
Пугалки
Отдай мой палец!
У одного мужчины умерла жена. На пальце у нее осталось кольцо, которое никак не могли снять. Тогда муж отрезал перед похоронами ей палец. По ночам к нему стал приходить призрак. В первую ночь муж спрятался под одеяло. На второй день произошло то же самое. На третью ночь она тихо подошла к нему и заорала: “Отдай мой палец!”.
Черное-черное….
Однажды черной-черной ночью на черном-черном кладбище открылась черная-черная могила. Из нее вышел черный-черный покойник и пошел в черный-черный дом на черной-черной улице черного-черного города. Зашел в черный-черный подъезд, открыл черную дверь и вошел в комнату, в которой спала маленькая девочка. Он подошел к ней и сказал: “Отдай мое сердце!”
Старуха на кладбище
Ехал по ночной дороге таксист. Вдруг видит – старуха стоит. Остановил шофер машину и посадил старуху. Она попросила довезти ее до кладбища. Таксист довез ее. Старуха вышла и попросила подождать. Сидит шофер, час ждет, два ждет, три ждет. Нет старухи. Наконец она пришла. Все лицо, руки, одежда у нее были в крови. А сама она облизывалась. У шофера кровь в жилах остыла. Дрожащим голосом он спрашивает: “Ты что, бабушка, кровь сосала у мертвецов?… (выдерживается пауза) “Да!”
Чему учит «гробик на колесиках»
Петр Дмитриевский. Фото: Facebook
– Вы встречали детей, травмированных Хеллоуином?
– Не встречал никогда.
– Почему же детей тянет к страшному?
– Детям и подросткам важно и интересно бояться. Маленький человек очень многого боится в этом мире
Игры, в которых можно пугать – для ребенка это возможность побыть на стороне не того, кто хронически испуган, а на стороне того, кто сам может пугать.
Существование сказок «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», в Европе – «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах», для более позднего возраста – страшилок про «Гробик на Колесиках» и прочих историй о смерти – это игровой способ приучить детскую психику проживать страх и найти собственные способы совладания с ним.
– И как сказки или празднование Хеллоуина помогает?
– Есть две естественные реакции, доставшиеся нам от животного мира: атака на обидчика и бегство. И не стоит пугаться этой формы психической тренировки. Если взрослые не дают этот опыт детям в виде сказок, дети сами организуют его себе в виде страшилок в пионерском лагере.
Даже фильмы ужасов – это возможность взрослому встретиться со своим страхом в моделируемой игровой ситуации. Встречаться с ним в реальной ситуации насилия, землетрясения, аварии куда страшнее.
– То есть это эксперимент?
– Да. Когда вы читаете ребенку сказку, то он может сказать: «Стоп. Мама, закрываем книжку, больше читать сегодня не хочу». Если подросток слышит страшную историю в пионерском лагере, он может сказать: «Ребята, здорово, но мне хватит, я пошел».
Это ситуации, когда дозирование страха находится во власти ребенка. При этом даже рассказы про Кота в сапогах – это область, где подросток овладевает стратегиями поведения в ситуации страха.
– Как это происходит?
– Через персонажей, конечно. Учимся у них. Одни убегают, другие находят способы дать отпор. Например, в случае с людоедом Кот в сапогах применил хитрость, а обычно персонажи убегают от угрозы смерти.
Убегать, давать отпор и звать на помощь – это три стратегии, которым нужно и важно учиться. Любому человеку важно уметь выдерживать страх, а не падать сразу в обморок
Сказки, да и участие в Хеллоуине можно сравнить с игрой тигрят, которые мутузят друг дружку по-игрушечному, но в этой игре научаются реальному поведению в охоте, от которого в будущем будет зависеть их жизнь.
В игровой форме человек получает навык. Когда ситуация наступает в реальной жизни, ребенок, который читал страшные сказки и рассуждал про них, имеет чуть больше вероятности среагировать на угрозу эффективным способом.
Прикасаться к страху смерти – важно для психики детей
– Неэффективный способ реакции – это какой?
– Замирание, когда мы превращаемся в нечувствительную гусеницу, прикинувшуюся палочкой в надежде, что птичка не заинтересуется ею и улетит. Опыт показывает, что реакция замирания чаще всего не является оптимальной.
– Вы с этим сталкивались?
– Я таким образом в самых общих чертах рассказываю про механизм формирования посттравматического стрессового расстройства, когда в момент серьезной угрозы человек склонен выдавать травматичную реакцию замирания, вместо того, чтобы убегать или контратаковать.
Если детям разрешать дозированно прикасаться к страху, будь то страшные сказки или фильмы ужасов, это будет эффективной профилактикой реагирования детей в ситуации реальной угрозы…
– В какой ситуации может помочь подростку, например?
– В ситуации школьной травли, когда старшеклассник пугает или угрожает младшему по возрасту. Если человек имеет способность выбежать из помещения, где происходит эпизод травли, с криком «помогите» – это более конструктивная реакция, чем замереть в оцепенении и ждать, пока агрессор насытит свой кровожадный аппетит.
В ситуации теракта натренированный человек ищет выход, предпринимает усилия ко спасению, стучит в ответ на стуки спасателей. Это все приходит в том числе из опыта знакомства со страшным «в лабораторных условиях».
Прикасаться к страху, к страху смерти – это естественно, нормально и важно для психики детей