Виды флейт
Как правило, народные разновидности флейт были продольными, то есть при игре располагались вертикально. Чаще всего присутствовал и свисток (отсюда название семейства свистковых). Сюда можно включить ирландские вистлы, славянские сопилки, свирели и окарины. Все они имеют свои особенности, однако самой сложной по технике исполнения является блокфлейта. Она отличается большим, по сравнению с остальными, диапазоном, и не привязана к определенной тональности (например, вистлы могут играть только в одной тональности, и музыкантам приходится менять несколько вистлов от песни к песне).
Блокфлейта обладает семью отверстиями с передней стороны и одним с задней. В свою очередь существуют и разновидности блокфлейт, связанные с диапазоном: бас, тенор, альт, сопрано и сопранино. Техника игры в них идентична, разнится только строй и увеличивается размер инструмента с понижением диапазона. Вплоть до 18 века блофклейта использовалась в оркестре, но была вытеснена поперечной флейтой, обладающей громким ярким звуком и большим диапазоном.
Конструкция
Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До».
Флейта с резонаторами
Флейта в разобранном виде
Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку в нижнем и среднем колене с системой клапанов и коническо-параболическое головное колено, закрытое с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, среднее и нижнее колено.
Головка
Губки на головке флейты
Колено флейты (до)
У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.
Корпус флейты
Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.
Колено
На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.
Ми-механика
Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).
Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом
У других народов
Духовые инструменты были распространены повсеместно. В Китае существовала поперечная флейта ди, которая изготавливалась не только из традиционных тростника и бамбука, но иногда даже из камня, в основном нефрита.
Есть поперечная флейта и в Ирландии, она носит соответствующее название – ирландская флейта – и в основном представлена в «простой системе», когда отверстия (всего их шесть) не закрыты клапанами.
В Латинской Америке распространена продольная флейта кена, в большинстве случаев имеющая строй G (соль).
Русские деревянные духовые флейты представлены свирелью, которая может быть одноствольной и двуствольной, сопелью и ее разновидностью из Курской области – пыжаткой.
Более простым инструментом является окарина. Она изготавливалась в основном из глины и играла большую роль в музыке Древнего Китая и некоторых других культур. Самые древние экземпляры окарины, найденные археологами, имеют возраст в 12000 лет.
Тональность
По возможностям брать ноты разных тональностей, блокфлейты делятся примерно на десяток разновидностей, но мы разберем наиболее употребляемые. Их пять:
- Сопранино (в строе F) – диапазон от F2 до G4
- Сопрано (в строе С) «Descant» – диапазон от C2 до D4
- Альт (в строе F) «Treble» – диапазон от F1 до G3
- Тенор (в строе С) – диапазон от C1 до D3
- Бас (в строе F) – диапазон от F до G2
Сопранино (in F)
Самая маленькая и берущая самые высокие ноты блокфлейта.
Где-то читал, что давным давно ее использовали для того, чтобы учить птиц насвистывать определенные мелодии.
Сопрано (in C)
Универсальная флейта. Подходит умудренным взрослым и малым детям, зеленым новичкам и прожженным профи. С нее любят начинать обучение игре на блокфлейте, на поперечной флейте и на кларнете.
Большинство произведений для блокфлейты пишут именно под Сопрано в строе C.
Такие блокфлейты – мой выбор.
Альт (in F)
Подойдет и любителям и музыкантам с мировым именем. Как и сопрано, пользуется достаточной популярностью.
А вот детям не годится. Интервал между отверстиями требует недетской растяжки пальцев.
Тенор (in C)
На такой блокфлейте сможет играть только профессионал. Интервал между отверстиями потребует профессионально растянутых пальцев. А так – замечательный инструмент.
Подумываю когда-нибудь прикупить. Если найду…
Бас (in F)
Сделан, видимо, специально для мутантов или инвалидов эстрады, поскольку требует невозможной распальцовки, которую придется нарабатывать изнурительными тренировками.
Видимо по этой причине людей, способных на ней играть, я даже на ютубе не смог найти. А жаль, думал и сам посмотреть и вам показать.
Одним словом, начинать рекомендую с сопрано, затем прикупить сопранино. Только после этого стоит брать более крупные и дорогие Альт, Тенор и, если в конец развалите пальцы, Бас.
Впрочем – шучу. Если мутация не входит в ваши планы, то знайте – современные бас-блокфлейты, как правило выпускаются, с клапанами.
Кстати о клапанах…
История
Костяная флейта эпохи палеолита (ориньякская культура)
Древнейшей формой флейты является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения. Первые археологические находки флейты датируются 35 — 40 тысяч лет до нашей эры, таким образом, флейта является одним из древнейших музыкальных инструментов.
Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. В Европе была широко распространена в XV—XVII вв.
Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.
Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки.
Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии — более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространённым народным инструментом.
К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.
Между 1832 и 1847 Теобальд Бём усовершенствовал инструмент, который с тех пор уже относительно мало изменился. Он ввёл следующие наиболее важные новшества: 1) расположил большие пальцевые отверстия в соответствии с акустическими принципами, а не удобствами исполнения; 2) снабдил инструмент системой клапанов и колец, помогающей с помощью 9 пальцев закрывать 15-17 отверстий или даже больше в зависимости от так называемых опций и системы инструмента (немецкой, являющейся оригинальной системой Бёма, или французской, являющейся гибридом системы Бёма и старофранцузской); 3) использовал цилиндрический канал сечения ствола с конически-параболической головкой вместо имевшего место вплоть до 1847 г. обратноконического, что улучшило интонацию и выровняло звучание в разных регистрах; 4) перешёл на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило блеск звучания. (Ранее чаще всего использовались деревянные флейты, а также, реже, из стекла и слоновой кости. В результате многочисленных экспериментов с разными материалами Бём пришёл к заключению, что наиболее чистому звучанию способствует серебро, поэтому в наши дни оно входит в состав как сплавов для более дешёвых ученических моделей, так и является добавкой к золоту и платине в наиболее дорогостоящих профессиональных моделях.) Но наибольшая заслуга Бёма заключается в том, что благодаря гениальному клапанному механизму стало возможным исполнение на флейте хроматической гаммы и произведений во всех без исключения тональностях.
В современных оркестрах используют обычную большую флейту (её тембр разнообразен, но несколько холодноват, и сила звука мала), малую флейту с резким звуком (октавой выше), реже альтовую флейту в строе Соль (её тембр чуть теплее), крайне редко басовую флейту (октавой ниже).
Что это такое?
Свое название флейта получила в честь Пана, одного из богов Древней Греции. Изображения героя часто сопровождались сиринксом – инструментом, очень похожим именно на такую флейту. Появилась флейта в эпоху неолита, об этом повествует одна красивая легенда.
Сиринкс – так звали самую красивую девушку в городе, которую когда-то повстречал сам Пан, бог рощи и леса. Она так ему полюбилась, что он потерял покой и стал буквально ее преследовать. Но девушка такой настойчивости ухажера не была рада: не пришелся он ей по душе. Однажды он погнался за Сиринкс, но та успела скрыться от него в лесу, который своими густыми ветвями спрятал девушку. А тому показалось, что он даже успел схватить ее за руку, но когда огляделся, понял, что в руке его не кисть возлюбленной, а густой тростник.
Он схватил охапку тростника, обозлившись на нее, и срезал ножом. А ведь это земля спрятала прекрасную Сиринкс от него, превратив беглянку в тростник. Тогда и понял Пан, что сотворил со своей возлюбленной. Он бережно собрал тростинки, стал их жалеть, целовать. В тростниковые срезы проникло дыхание несчастного Пана, и в них возникла музыка. Так и появился этот инструмент, звучащий, словно легкое дуновение ветерка, словно дыхание юноши с разбитым сердцем.
В эру неолита люди догадались, что чем длиннее ствол, тем ниже будет звук (и обратная зависимость), они стали соединять трубки разной длины, вот так и возник инструмент. Если, конечно, отбросить романтическую версию легенды.
Развитие флейтовой школы в России
Ранний период
Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.
Вторая половина XIX века
Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — ) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — ) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.
С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.
Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.
С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.
XX век
Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.
Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.
В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.
В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.
Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.
В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев, Элла Должикова; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов, Зоя Вязовская и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.
Как играть?
Обучение игре на пимаке нельзя назвать сложным и долгим процессом, однако старательность и усердие, конечно, при этом приветствуется. В целом этот инструмент довольно податлив, и произвести звуки на нём может даже такой человек, который ранее не имел никаких контактов с пимаком. Для этого требуется лишь поднести инструмент ко рту и неторопливо выдохнуть, направляя потоки воздуха в соответствующее отверстие.
В целом воспроизводить на этой индейской флейте можно как простые мелодии, так и наиболее сложные. Но для начала нужно разобраться с тем, как правильно дышать при игре.
Для начала нужно научиться закрывать и открывать соответствующие отверстия не глядя, ориентируясь лишь на тактильные ощущения. При этом стоит учесть, что закрываться отверстие должно хорошо и плотно, иначе происходит утечка воздуха, вследствие чего происходит явное искажение звука. Не стоит оказывать сильное давление на отверстия, не напрягайте руки и пальцы, при этом ваши движения при закрытии и открытии должны быть быстрыми и уверенными.
Теперь немного поговорим о том, как же дышать при игре на пимаке. В целом процесс этот несложный. Для того чтобы ваш инструмент производил звуки, нужно с помощью губ создать тонкую, среднюю по силе, воздушную струю, которая должна быть направлена на срез. При этом нижняя губа должна закрывать торец флейты, а верхнюю нужно расположить над срезом-рассекателем. Губы должны растянуться, создав что-то похожее на расслабленную улыбку, при этом должна образоваться небольшая щёлка, через которую и будут направляться воздушные потоки.
Для удобства в первое время можно задействовать зеркало, чтобы точно видеть свои ошибки и исправлять их. Спустя определённое количество времени вам не составит труда сделать с помощью губ правильную позицию для успешного извлечения звуков при игре на флейте – для этого будет достаточно нескольких усердных тренировок.
Примечания
- ↑ Аэрофоны // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — С. 265—266. — 1072 с.
- ↑ .
- , с. 10.
- , с. 11.
- ↑ .
- (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
- Larsen G. The essential guide to irish flute and tin whistle. — 2003.
- (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — ISBN 5-7805-0537-3.
- Сопель // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 212. — 1054 с. — 102 200 экз.
- Например, в переводе «Поэтики» Аристотеля В.Аппельрота: «…только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и другие музыкальные искусства, относящиеся <к этому же роду>, например, искусство игры на свирели»(ἡ <τέχνη> τῶν συρίγγων). Так же в переводах данного места у Н.Новосадского и М.Гаспарова.
- А. А. Розенберг. Флейта Пана // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. Симон — Хейлер. — С. 847—848. — 1054 с. — 102 200 экз.
- (недоступная ссылка с 04-01-2016 )
- Рогаль-Левицкий Д. Ч. I // Современный оркестр. — М: Государственное музыкальное издательство, 1953.
- The Essential Guide to Irish Flute and Tin Whistle by Grey Larsen
- О. Т. Леонтьева. Ди // Музыкальная энциклопедия / Главный редактор Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. Гондольера — Корсов. — С. 231. — 958 с. — 102 200 экз.
Применение в искусстве
В искусстве для этой небольшой трубки придумали множество невероятных смыслов, от образа мирной и тихой сельской жизни до любовно-лирических, иногда трагических, чувств героев. Ведь поэтическая зачарованность, импровизация, утонченность, простота, идиллия, свобода — все эти образы являются взглядом человека на непостоянную природу. И именно то, он увидел в этой, постоянно приобретающий новый вид, жизни и выливается в музыку.
Флейта при всей, как кажется на первый взгляд, простоте удивляет многие:
- Во-первых, своей историей.
- Во-вторых, своим диапазоном.
- В-третьих, удивительным звучанием и способностью передавать чувства и переживания.
Она не оставила равнодушным никого. Ведь за все время своего существования успела побывать во всех странах.
В конце рассказа о флейте хочется сказать, что хоть и понадобились тысячелетия, чтобы обычная дудка стала прекрасной, но зато теперь у нас есть такой удивительный, незаменимый и волшебный музыкальный инструмент. В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в слаженный ансамбль вливают свои голоса медь, деревянные духовые и ударные, словно басы, баритоны, тенора, альты и сопрано в общем хоре, где-то выше всех, рядом со скрипками мы ясно слышим знакомый голос колоратурного сопрано симфонического оркестра — флейты.
Таким образом, дети, знакомясь на уроках музыки в классе с происхождением, историей возникновения музыкальных инструментов, смогут лучше понять великую музыку. Для этого учителя задают им создавать краткие проекты о том или ином инструменте.
Предыдущая
Культурология«Девушка, освещенная солнцем» – описание картины В. Серова
Следующая
КультурологияСообщение о фортепиано – история появления, описание и принцип работы инструмента
Что это такое?
Блокфлейта (в переводе с немецкого – флейта с модулем или с блоком) – это один из подвидов традиционной флейты, духовой инструмент, принадлежащий к семейству свистков. Разница между флейтой и блокфлейтой в используемом материале: первую изготавливают из металла, вторую – из дерева или пластика. В системе головной части есть специальная вставка-блок. Близкородственные музыкальные инструменты – это сопилка, вистл и свирель. Главное отличие от подобных инструментов – это семь отверстий на внешней стороне и одно с обратной (с тыльной).
Чаще всего два последних (нижних) пальцевых паза делают двойными. Во время игры отверстия закрывают 8 пальцами или используют вилочные аппликатуры – это сложные комбинации, в которых пазы закрываются не по очереди, а одновременно.
Блокфлейта может изготавливаться в самых разных музыкальных строях (система, задающая соответствие ступеней музыкального звукоряда звукам определённой высоты) и регистрах, но основная её разновидность – это альт. Это гармоничный и качественный инструмент, имеющий среднюю громкость и яркий тембр. Именно для строя альт написано основное количество классических произведений.
Как выбрать для начинающих?
В первую очередь начинающему музыканту выбрать подходящий инструмент может помочь преподаватель.
Конечно, деревянная блокфлейта выглядит намного привлекательнее и представительнее, но приобретать её новичку не рекомендуется. Для начинающего музыканта – как для взрослого, так и для ребёнка – она намного тяжелее в освоении. Инструмент капризный, игра напрямую зависит от влажности. Для игры на деревянной флейте музыкальный слух должен быть развит практически идеально. Если всё-таки была приобретена модель из дерева, то рекомендуется приобрести к ней пластиковый мундштук.
Пластиковый инструмент тоже может быть неидеальным, чаще всего здесь имеются проблемы со звучанием – оно некрасивое. Новичку необходимо развивать музыкальный слух и технику игры, но с таким инструментом стремление к красивой музыке будет постепенно пропадать.
Виды
Японская флейта фуэ имеет массу разновидностей, которые разделяют на два огромных класса – поперечные и продольные. Отличаются они друг от друга местоположением отверстия для губ. Если в первом случае оно располагается сбоку, то во втором – на самом конце.
Приступим же к рассмотрению разновидностей фуэ.
Хитирики
Этот музыкальный духовой инструмент производят из бамбука. Обычно он небольшого размера и не превышает 20 сантиметров. Отличительными чертами являются двойная трость, а также звучание. Это довольно певучий музыкальный инструмент, однако тембр его может показаться несколько гнусавым или же резким, особенно в верхнем регистре.
Диапазон тональности у хитирики – одна октава.
Синобуэ
Этот музыкальный инструмент японцы также называют такэбуэ. Это такая же бамбуковая флейта, которую относят к классу поперечных. Она отличается высотой своего тембра. В Японии её наиболее часто используют в оркестре хаяси, а также при исполнении такого жанра японской камерной музыки, как нагаута. Существует два стиля игры на таком музыкальном инструменте: ута и хаяси. Первый стиль является песенным, второй – фестивальным.
Сякухати
Эта разновидность фуэ является одной из самых популярных в Японии. Относится к классу продольных. Флейта сякухати обладает таким строем, как пентатоника. Наиболее часто её используют для медитации. Отличительной её чертой является характерный тембр, который может меняться в зависимости от пожеланий исполнителя.
Этот музыкальный инструмент, как и все вышеперечисленные, является бамбуковым. В Японию флейта перебралась из Китая в эпоху Нара. Разновидность не отличается искусностью своей конструкции, именно поэтому в древние времена она была особенно распространена у крестьян. В нынешнее время сякухати используют как любители, так и профессионалы в сфере музицирования. Обучение игре на фуэ на уроках музыки является основой для любой японской средней школы.
Комабуэ
Такую разновидность флейт, как комабуэ, относят к классу поперечных. Она изготавливается, как и все остальные, из бамбука и отличается наличием 6 выемок для пальцев, а также своим размером, который обычно достигает около 36 сантиметров в длину. Наиболее часто комабуэ использовали в Японии при дворе в такой музыке, как гагаку и комагаку.
Рютэки
Эту разновидность флейт также делают из бамбука. Её тембр значительно ниже, чем у вышеупомянутой флейты комабуэ. Она относится к классу поперечных, имеет 7 отверстий для пальцев, а также обладает длиной около 40 сантиметров и диаметром в 1,5 сантиметра.
При исполнении на этой флейте какой-либо мелодии её держат в горизонтальном положении. Её, как и вышеупомянутую фуэ комабуэ, также используют в таком жанре японской придворной музыки, как гагаку. Обычно звуками, которые производила флейта рютэки, изображали полёт в небесном свете такого мифологического существа, как дракон.
В XX столетии флейта рютэки стала наравне с таким трёхструнным щипковым музыкальным инструментом, как сямисэн, довольно часто использоваться в современных японских музыкальных произведениях.
Нокан
Ещё одна разновидность фуэ, которая относится к классу поперечных. Её также довольно часто используют для аккомпанирования театральных представлений в театрах но и кабуки.
Длина этого музыкального инструмента составляет почти 40 сантиметров, а средняя ширина может быть более полутора сантиметров. Как и многие другие вышеперечисленные флейты, данная разновидность имеет 7 выемок для пальцев играющего.
Диапазон этой разновидности флейты составляет больше двух октав, а высота его звучания может изменяться в зависимости от нокана, так как обычно их изготавливают не на производственном станке по какому-либо стандарту, а собственноручно.
Конструкция
Такая флейта состоит из нескольких полых трубок, минимальное количество которых – 3. Нижние торцы этих составляющих должны быть закрытыми, разновеликими. Длина может быть как 10 см, так и 120 – строгих ограничений нет. Располагаются трубочки ступенчато, что дает возможность воспроизводить инструментом звуки, разные по высоте.
Из чего делают панфлейту: классически – из тростника, а также из бамбука, металла или кости. Иногда можно встретить даже пластмассовую флейту Пана, но такой вариант, конечно, далек от благородного оригинала. Качество звучания определенно зависит от материала изготовления.
Сегодня панфлейту настраивают особым поршневым устройством. А когда-то поступали так: в ствол отправлялся кусочек воска, его сдавливали, пока не находился нужный тон. Конечно, настройка была зависима от температуры воздуха, а потому способ не был идеальным.
Надо сказать, что процесс изготовления панфлейты можно назвать трудным: требуется мастерство и знание дела. Трубки должны соответствовать определенному диаметру, их длину нужно четко вымерять. Важны и шлифовка, и склеивание, и сцепление трубочек на кронштейне, и покрытие лаком. Но процесс этот благородный и увенчается успехом у всякого, кто серьезно отнесется к изготовлению инструмента, который впервые зазвучал в произведении Моцарта.
Классификации и виды флейт
Все флейты делят на продольные и поперечные.
Поперечные:
- бансури
- ди
- оркестровая флейта
Продольные:
- открытые:
- свирель
- пимак
- вистл
- сякухати
- сяо
- кена
- закрытые
- флейта Пана
- окарина
- калюка
Поперечные флейты при игре направлены примерно параллельно земле, примерно перпендикулярно телу, и воздух в них вдувается как бы “сбоку”. А продольные приставляют верхним концом к губам и держат примерно параллельно телу, воздух вдувается вдоль флейты.
Открытые флейты — это те, у которых кроме игровых отверстий в резонаторе есть еще какие-нибудь. У закрытых флейт в резонаторе присутствуют только игровые отверстия (если они вообще есть).
В плане конструкционных особенностей флейты еще можно поделить на одноствольные и многоствольные Ну тут, вроде бы, все ясно. У одноствольных один резонатор (трубка), у многоствольных — два и более.
Лучшие блокфлейты
Это продольные флейты со свистковым типом устройства. Их полный хроматический звукоряд позволяет флейтисту играть в разных тональностях. Все блокфлейты, в принципе, одинаковые, но отличаются по звуковысотности, размерам и материалу изготовления.
Mollenhauer TE-4428
5
★★★★★
оценка редакции
100%
покупателей рекомендуют этот товар
Инструмент для сольного исполнения с округлым красивым звучанием, которое обеспечивает широкий канал. На нем можно играть любые по сложности партии. Флейта изготовлена из сливы, а кольца из клена дополняют и украшают корпус. Клапаны до-диез и до выполнены в виде раковин, что делает инструмент еще более красивым.
Mollenhauer с барочной системой получился невероятно гибким благодаря двойным отверстиям. Широкая мензура позволяет извлекать полный ансамблевый звук.
Отличительной особенностью инструмента являются довольно большие резонаторы. Отверстие в мундштуке аркообразное, что дает большее сопротивление воздуху, позволяя экспериментировать со звуком.
Достоинства:
- Ручная обработка;
- Стабильный сочный звук;
- Двойной надежный клапан;
- Дизайн «под старину»;
- Тембр хорошо микшируется.
Недостатки:
Довольно высокая цена, но она полностью оправдана качеством.
Флейта-тенор обладает широким диапазоном звучания и используется настоящими профессионалами. В комплекте идет понятная таблица аппликатуры, удобный жесткий кейс и шомпол со смазкой для ухода за этим роскошным инструментом.
Nuvo Recorder+
4.9
★★★★★
оценка редакции
95%
покупателей рекомендуют этот товар
Невероятно звонкий инновационный инструмент не боится влаги и даже полного погружения в воду. Учебная модель продается в черном и белом корпусе с разным дизайном. Расположение отверстий полностью соответствует стандартной флейте, поэтому переход к более профессиональной модели произойдет без каких-либо проблем.
Изюминка Nuvo Recorder — в наличии силиконовых клапанов, с которыми ребенку будет намного проще закрывать резонаторы, тем самым уменьшать призвуки. Благодаря этой особенности начинающему флейтисту не больно играть, так как дети часто давят на звуковые отверстия с большим усилием.
Достоинства:
- Необычный внешний вид и звучание;
- Легкое освоение инструмента;
- Наличие трехуровневого упора для большого пальца правой руки;
- Высокая гигиеничность (допускается мытье в воде);
- Доступная цена.
Недостатки:
Может потеряться силиконовая точка-заглушка.
Это практичный, качественный инструмент, который станет идеальным вариантом для обучения ребенка игре на флейте.
Yamaha YRS-20G Rainbow
4.9
★★★★★
оценка редакции
93%
покупателей рекомендуют этот товар
Блокфлейта-сопрано сделана из прозрачного пластика, а ее корпус разбирается на три части. У нее богатый и чистый звук, красивый тембр, она хорошо держит строй. При изготовлении инструмента используется качественный и безопасный материал.
Конкретно эта модель оснащается немецкой системой, но производитель предоставляет на выбор еще и барочную, а также два вида отверстий мундштука. Прямое обеспечивает мягкое звучание и простой уход, арочное придает звуку более красочный тембр и позволяет контролировать поток воздуха.
ABS-пластик обладает высокой надежностью, он экологичен и безопасен. Яркий дизайн точно понравится детям, и прибавит им энтузиазма на первых порах знакомства с музыкой.
Достоинства:
- Интересный дизайн разных цветов;
- Полное, красивое звучание;
- Легкость игры;
- Чехлы из натурального хлопка в комплекте.
Недостатки:
Недолговечный чехол.
Модель предназначена для новичков, но ее используют и опытные музыканты. Ее покупают для медитативных практик, обучения и сочинения музыки, веселых занятий с детьми
Прямое отверстие в мундштуке позволяет легко извлекать звуки, что очень важно для первого знакомства с инструментом
Hohner B9576
4.7
★★★★★
оценка редакции
87%
покупателей рекомендуют этот товар
Флейта-альт идет в комплекте с пластиковым удобным футляром и понятной инструкцией с правилами сборки и использования блокфлейты. Модель с немецкой системой и разборной конструкцией состоит из трех частей, но даже ребенок сможет быстро ее собрать.
Инструмент очень прост в освоении, а его красивый звук понравится всем окружающим с первых нот. Шомпол для прочистки инструмента идет в комплекте, что значительно облегчает уход за ним.
Достоинства:
- Приятный дизайн;
- Хорошее качество пластика;
- Наличие кейса;
- Компактность;
- Нежное звучание.
Недостатки:
Уступает по звучанию инструменту с деревянным корпусом.
Модель прекрасно подходит для учеников музыкальных школ, ансамблевого исполнения, занятий йогой и медитации.