Вторая волна феминизма
До 1990 года снова послышались возмущенные голоса, требующие законодательно закрепить имущественные права, конституционно обеспечить избирательное право. Но кроме благородных порывов, вдруг зазвучали тревожные ноты, в том числе о праве на аборт, свободных половых отношениях.
Результаты этих достижений не всегда положительны в долгосрочном периоде, и это хорошо видно в современном мире, где подорваны основы нравственности и подменены общечеловеческие ценности. Немалая доля этой “победы” принадлежит второй волне феминизма.
Сами того не подозревая, многие женщины превратились в убийц своих не рожденных детей, предпочли крепким семейным узам, шаткие отношения сожительства, позитивным эмоциям влюбленности до вступления в брак – сомнительную страсть к частой смене половых партнеров.
Безусловно, такая смена отношений и моральных устоев, не могла не сказаться отрицательно на душевном равновесии, здоровье женщин и в конечном счете негативно повлияла на государственную стабильность и политическую обстановку в мире.
Феминистка – Образование движения феминисток
Совершенно естественно, что первые выступления передовых мыслителей XVIII в. воспринимались идеями удивительными и манящими одновременно. Они были для женщин шагом к новым, неизведанным и увлекательным сторонам существования человеческого общества.
Но почти век понадобился им для того, чтобы создать социальное движение, названное Феминизм (от латинского femina – женщина). Ожидания, что революции предоставят им определенные права – оказались напрасными, поэтому в конце XIX века, представительницы слабого пола того времени решили бороться за свои права, не дожидаясь милости от правительств.
Началась первая волна феминизма. Женщины отстаивали свои гражданские права на возможность учиться и состоять на государственной службе, заниматься предпринимательством. Но основное их желание было получить право голоса. Считалось, что имея возможность голосовать, они смогут решить все остальные вопросы.
Активно начавшееся в 1840 году движение практически угасло к двадцатым годам прошлого столетия. Идеи суфражисток (так назывались участницы первой волны) достаточно активно поддерживали и многие мужчины.
История появления
Феминистское движение в своем развитии прошло три этапа:
- 1775-1783 гг. – когда велась война за независимость Соединенных Штатов Америки, представительницы женского пола выступили с заявлениями о своем праве на участие в государственных делах страны. Движение возглавила жена тогдашнего президента США Джона Адамса – Абигейл Смит Адамс, которая одной из первых заговорила открыто о женских правах. Участницы движения выдвинули требования уравнять права мужчин и женщин и отказывались руководствоваться законами, в составлении и утверждении которых они не принимали участие. Самым главным требованием было предоставление возможности женщинам иметь право голоса на государственных выборах. Несмотря на тернистость и трудность пути, по которому двигались феминистки, они громко заявляли о себе посредством создания женских революционных клубов, политических организаций и печатных изданий. Эммелин Панкхёрст, Лукреция Мотт – наиболее известные борцы за права женщин в это время. Несмотря на их активные действия, представительницы прекрасного пола все равно находились дома в полном подчинении у своего мужа, им запрещали появляться в общественных местах, различного рода собраниях.
- Середина 1960-х годов – начало борьбы за равноправное положение женщин во всех сферах общественной жизни. Эта волна была связана с требованиями женщин равенства в социальных и юридических правах. Бетти Фридан, Симона де Бовуар – известные феминистки второй волны феминистского движения.
- С начала 90-х годов ХХ века по сегодняшний день – третья волна, связанная с активизацией феминистками своих действий, направленных на ликвидацию дискриминации по половому признаку, признание возможности участия женщин в политической жизни и крупном бизнесе, с использованием всевозможных современных технологий. Права, относящиеся в сексуальной жизни, – в этот период стали первоочередными. Призывом женщин стал отказ от представления женской сексуальности в качестве принятого шаблона и нормы. Они пытались внушить обществу, что сексуальность ценна как инструмент для возможного раскрепощения и расслабления. Активными участниками движения этого периода можно назвать Глорию Ансалдуа и Одри Лорд.
Этапы развития феминизма
Деление феминизма на волны – это метафора, позволяющая выделить этапы развития этого многообразного движения. Для каждого этапа характерна своя проблематика.
Первая волна движения феминисток
За пределы книг феминизм вышел в начале XX века. Первым массовым проявлением стало движение суфражисток. Его представительницы боролись за право женщин избирать и быть избранными. Наибольших масштабов движение достигло на территории США и Великобритании.
Первыми избирательное право получили женщины в Новой Зеландии, входившей на тот момент в состав Британской империи. Итогом деятельности суфражисток в США стало принятие поправки к Конституции, гласившей, что пол не может быть причиной ограничения участия в политической жизни.
Вскоре избирательные права были предоставлены женщинам в Финляндии, Норвегии, Дании, Германии, Бельгии, Польше, Канаде и ряде других стран.
В тот же период появилось мнение, что феминистками становятся некрасивые женщины, которым не удалось найти достойного мужа. Жюль Ренар, французский драматург конца XIX века, писал, что феминизм – это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.
Вторая волна
В 60-е годы XX века проблематика феминизма заметно расширяется
Если раньше ключевым был политический аспект, то теперь феминистки сосредоточили внимание на угнетении в семье и на рабочем месте. Лозунги той эпохи представлены в книге «Второй пол» Симоны де Бовуар
Острой критике поддается стереотип, что отказ от карьеры и забота о доме – единственный удел женщины.
Феминистки выступают против домашнего и сексуального насилия, навязанных гендерных ролей. Активно обсуждается вопрос об уровне заработной платы. Эпицентром нового этапа стали США.
Итогом 2-й волны феминизма становится социальная революция, в результате которой женщины массово выходят на рынок труда.
Третья волна
Третья волна феминизма началась в 90-х годах XX века. С той поры уже нельзя говорить о теоретическом единстве феминисток. Исчезает восприятие женщин в качестве однородной группы. Подчеркивается, что некоторые женщины, например, состоятельные и гетеросексуальные, могут угнетать других представительниц своего пола.
Для представительниц 3-й волны характерно желание избавиться от ограничений, навязанных старым феминизмом. Новый этап феминизма ознаменовало появление движения Riot Grrrl, нашедшем свое выражение в панк-роке. Его участницы прославились как ярые сторонницы абортов.
Feminism and Society
Almost all modern societal structures are patriarchal and are constructed in such a way that men are the dominant force in making the majority of political, economic, and cultural decisions. Feminism focuses on the idea that since women comprise one-half of the world population, true social progress can never be achieved without the complete and spontaneous participation of women.
Feminist ideals and beliefs focus on what culture is like for women as compared to what the world is like for men. The feminist assumption is that women are not treated equally to men and as a result, women are disadvantaged in comparison to men.
Feminist ideology considers in which ways culture can and should be different between genders: Do different genders have different goals, ideals, and visions? There’s a great deal of value placed on the importance of moving from point A (the status quo) to point B (female equality) through a statement of commitment to behavior and action to produce that change.
Женщины сами виноваты!
Так уж вышло, что в нашем обществе очень любят обвинять жертву во всех бедах. Изнасилование — сама виновата, юбка была слишком короткая и нечего по ночам шастать где попало; муж избивает — так нужно быть хорошей женой, борщи варить и быт создавать. Если играть по таким правилам общества, то любовь нужно обязательно заслужить теми же «борщами» и уважением к мужу.
Но многие женщины даже не замечают сексизма по отношению к себе. Возможно, просто не вникают в это понятие или стараются пропускать подобное мимо ушей. Но если покопаться в своей памяти, то можно вспомнить много забавных и не очень случаев. Например, какое-то не слишком пристойное предложение, сделанное на улице; ситуацию, когда на работе вас предпочли мужчине.
Мое самое любимое — когда преподаватель в университете говорит, что для девушки само главное — выйти удачно замуж! WTF? Серьезно? Вы же профессор, как можно так плоско мыслить? Причем в моей жизни не раз были такие случаи, когда многоуважаемые господины с высокими научными званиями отпускали подобные шуточки. На паре мы просто смеялись, но неприятный осадок остался по сей день.
Дейл Спендер
К достижению подросткового возраста каждой девушке в мозг закладывается жизненно важная информация, что самое главное — выйти замуж, обустроить быт, родить детей и быть хорошей женой для своего мужа.
Парни же должны быть готовы постоять за себя в любой ситуации и мастерски владеть кулаками. Традиционно в понимании общества мужчина — эдакий «добытчик», у которого руки отвалятся в случае прикосновения к грязной посуде, пылесосу или стиральной машине. Это все должна делать женщина, удел которой — рожать детей, убирать дома, готовить борщи и быть примерной женой. А если у девушки есть амбиции, желание добиться чего-то в жизни, то тут уже что-то не так…
Гендерный разрыв в работе
Во многих странах формально распространены идеи карьерного равноправия: каждый человек волен сам решать, как он хочет работать и нужно ли ему это вообще. Но на практике пол по-прежнему ощутимо влияет на карьерные возможности. Киты, на которых стоит гендерное неравенство: в оплате труда мужчин и женщин (его индекс на сегодняшний день по-прежнему ненулевой во всех странах); «стеклянный потолок», а также то, что женщинам и мужчинам нужно прикладывать неравные усилия для одной и той же должности.
Российское законодательство запрещает указывать желаемый пол кандидата в вакансиях, но некоторые работодатели всё равно предпочитают рассматривать на должность в первую очередь мужчин. А тексты вакансий для девушек могут дополнить подробностями, не имеющими отношения к профессиональным качествам. В некоторых странах до сих пор существуют списки запрещённых для женщин профессий; при этом, по оценке Всемирного банка, в России женщины сталкиваются с наибольшим количеством карьерных ограничений в мире — для них запрещены 456 видов работы. Запрет большего числа из них для российских женщин связывают исключительно с предполагаемым вредом для репродуктивного здоровья — во многом это результат политики, ставящей женщине в приоритет рождение ребёнка. Во время собеседования и в процессе работы женщины нередко испытывают и другие трудности — сталкиваются с харассментом, предвзятым отношением, дискриминацией. Кроме того, женщинам часто приходится совмещать работу с заботой о детях. Рабочие пространства зачастую совершенно для матерей.
Установка «мужчины от природы амбициознее, способнее и должны зарабатывать больше женщин» мешает принять здравую мысль: разделение на «мужское» и «женское» в карьере притянуто за уши и лишь закрепляет неравное распределение власти в обществе
Феминизм обращает внимание на то, по каким системным законам работает это неравенство, как оно мешает работе в тех или иных сферах, на перекос позиций, при котором у мужчин по умолчанию на старте больше очков
Ветви современного феминизма
Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.
Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.
Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.
Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.
Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).
Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества
Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».
Изнасилования
В нашем обществе много насилия, и важно находить в себе силы говорить о нём. Это страшная и повседневная проблема, но, хотя она не нова, язык для её обсуждения возникает только сейчас
Женщин с детства учат мерам, которые якобы должны помочь защититься от насилия: рассказывают, как опасно заговаривать с незнакомцами, ездить автостопом, выходить гулять поздним вечером, путешествовать в одиночестве, идти в неблагополучные районы без сопровождения, пить алкоголь. Это сложнейший квест по избежанию изнасилования, который невозможно пройти до конца, так как в нём упущено главное: контроль над ситуацией всегда на стороне насильника, и даже при соблюдении всех условий безопасности риски быть изнасилованной одинаково высоки вне зависимости от длины юбки и времени суток.
По изнасилованиям до сих пор нет точной статистики (жертвы часто боятся говорить о пережитом), а сама эта тема окружена разномастными мифами: от существования какой-то «правильной», «безопасной» одежды, до идеи о том, что насильником может быть только незнакомец, — хотя очень часто жертвы сталкиваются с насилием со стороны знакомых и даже близких людей. Ещё одна огромная проблема культуры насилия — перекладывание вины и чувства стыда на жертву («сама виновата»).
Феминизм выводит проблему сексуального насилия из тени, призывает обсуждать и решать её
Браться за это совсем нелегко, но важно начать — создавать сети поддержки для женщин, безопасные пространства, где можно выговориться и получить реальную помощь. Главное, к чему нам нужно прийти, — к безусловному осуждению насилия и пониманию, что проблема остро стоит не только в нестабильных, немирных и бедных регионах, но и во всём мире
Суть либерального феминизма:
Встраивание в господствующую политическую структуру: либеральные феминистки не стремятся к радикальным переменам, они хотят, чтобы им в существующей системе стало жить чуточку лучше;
Лоббирование интересов женщин через политические реформы, законотворческую деятельность;
Акцент на реформах в общественной сфере (политических, правовых, образовательных), тенденция к разграничению личного и политического — феминисток первой волны не волновали проблемы домашнего насилия, сексуального насилия, стереотипы и т. д.;
Апелляция к «рациональности», постулирование женщин как «равных» мужчинам во всем и обладающих такими же характеристиками и качествами — именно потому, что женщины такие же, как мужчины, они заслуживают равных прав и равных возможностей для самореализации.
Эти тезисы в своих работах использовали представительницы раннего либерального феминизма , , .
И если она идет в проституцию, это ее личный выбор и это окей; если она хочет выйти замуж, это ее личный выбор и это окей. Если она хочет брить ноги — это тоже ее личный выбор. Все это звучит разумно, и нам кажется, что мы действительно имеем право поступать так, как хотим. Но есть социальное конструирование реальности, а это значит, что наши желания, наши действия и наше поведение в определенной степени обусловлены какими-то социальными контекстами.
За что критикуют либеральный феминизм:
Некритичное отношение к государству: по какой-то причине либеральные феминистки думают, что патриархальное государство начнет прислушиваться к их доводам и проталкивать инициативы;
Отсутствие классового и расового анализа;
Разграничение «личного» и «политического»: вся наша жизнь так или иначе пронизана политикой;
Игнорирование уникального женского опыта, биологических различий между М и Ж: феминизм равенства говорит: «Мужчины и женщины равны, и поэтому мы достойны равных прав», а феминизм различия говорит: «Мужчины и женщины разные, у нас разная биология, и поэтому у нас разные потребности». Либеральный феминизм первой волны больше феминизм равенства;
Некритичное отношение к понятию власти;
Некритичное восприятие «мужской» рациональности;
Концепция «личного выбора» как наивная и игнорирующая социальное конструирование реальности;
Индивидуализм как препятствие феминистскому объединению.
Со временем либеральный феминизм немного трансформировался. Сегодняшние либеральные феминистки, например и , отвечают на критику либерального феминизма, рассуждают в понятиях рациональности, трансформируя это понятие, рассуждают о личной свободе и пытаются приспособить либеральный феминизм к сегодняшним реалиям.
Авторка очень знаменитой работы «Загадка женственности» разбирает феномен массовых депрессий, алкогольных и наркотических зависимостей Америки 1960-х годов. Эта депрессия была вызвана негласной политикой государства, направленной на возвращение традиционной роли женщины: женщине не нужно образование, женщина должна реализовываться в семье. Загадка была в том, что у женщин уже появилось право голоса и появилась независимость, но девушки чувствовали подавляющий дискурс, который говорил: «Мне это не нужно, лучше я посижу дома и буду ухаживать за мужем и детьми».
Если говорить о либеральном феминизме в России, то можно посмотреть на , которая не только оказывает юридическую помощь женщинам, но и, например, лоббирует интересы женщин в Государственной думе. Она и Оксана Пушкина сейчас занимаются законопроектом о домашнем насилии.
Feminism in the Workforce
There are many differences within the constellation of feminist ideals, groups, and movements related to workplace unfairness, discrimination, and oppression that result from the real disadvantages women experience. Feminism assumes that sexism, which disadvantages and/or oppresses those identified as women, is not desirable and should be eliminated, however, it continues to be an issue in the workplace.
Unequal salaries are still pervasive in the workforce. Despite the Equal Pay Act of 1963, on average, a woman still earns only 80.5 cents for every dollar a man earns. According to data from the U.S. Census Bureau, women’s median annual earnings in 2017 were $14,910 less than that of their male counterparts.
Феминизм: что это такое и кто такие феминистки
Термин феминизм (от лат. femina, «женщина») можно рассматривать как:
- политическое движение, связанное с борьбой представительниц женского пола за равноправие;
- интеллектуальное движение, предметом которого является женская проблематика.
Само понятие возникает в начале XIX века. В то время оно подразумевало совокупность качеств, присущих женщине.
Феминистка — это женщина, которая борется за свои права
Слово «феминистка» появляется в конце XIX века. Так именовали представительниц суфражистского движения, желавших получить право на участие в выборах.
Начиная с XX века, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Причем содержание этих прав может пониматься по-разному.
К сожалению, современные феминистки — это уж слишком радикально настроенные женщины, которые давно перешли от борьбы за равноправие полов к борьбе за женское доминирование.
В США психологи бьют тревогу, ибо эта борьба приводит к тому, что мужчины там теряют интерес к жизни, перестают проявлять активность и становятся инфантильными. Борьба за равноправие полов привела к началу геноцида мужского населения.
Нужно четко понимать разницу. Феминизм сегодня — это борьба за ПРАВА женщин, а не за РАВНОПРАВИЕ мужского и женского пола. В тех же штатах сейчас самые уязвимые люди — это белые мужчины с традиционной ориентацией. Просто им не разрешают бороться за свои права, так как они раньше были «угнетателями» женщин, цветных и ЛГБТ представителей.
Сексуальная эксплуатация
Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших — жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя — от криминализации клиентов до легитимизации проституции, — но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью — по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство.
Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты — в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.
Истоки феминизма
Корни феминизма можно найти в античной философии. Ещё в IV веке до н.э. Платон писал, что разумные женщины могут обладать теми же правами, что и мужчины.
В числе первых феминисток часто упоминают англичанку Мэри Эстел, жившую в первой половине XVIII века
В своих работах она акцентировала внимание на необходимости женского образования. Эстел считала, что карьерные возможности женщины должные выходить за рамки брака и монастыря
*Мэри Уолстонкрафт
появился трактат «Защита прав женщины». Автор Мэри Уолстонкрафт обосновывала право женщин распоряжаться своей судьбой. Ответом на трактат Уолстонкрафт стало заявление, что требование защиты прав женщин не менее нелепо, чем защита прав домашних питомцев.
Вклад в развитие феминистского движения внес и Джон Стюарт Милль, автор трактата «Угнетение женщин». Британский философ поддерживал женскую эмансипацию. Вопрос о неравноправии женщин обсуждали Д. Дидро, М. Кондорсе, Ш. Фурье и Ф. Энгельс.
Критика
Естественно, как и феминизм, маскулизм также подвержен критике. Во-первых, оба эти течения критикуют друг друга, поскольку иногда идеи могут противоречить одна другой. Во-вторых, некоторые участники этого движения прикрываются идеями маскулистов, чтобы продвигать идеи превосходства мужчин, несостоятельности женщин и т. п.
Также много вопросов возникает и о том, какая же модель правильная: когда мужчина – добытчик, а женщина – хранительница домашнего очага или же привычные взаимодействия могут быть другими? Маскулисты считают, что феминистки 1960-х поменяли традиционные установки социума.
Критикуют маскулистов и за то, что некоторые из них агрессивно относятся даже к умеренным феминисткам. Иногда организации пытаются сорвать события, которые организованы женским движением. Порой это все переходит в экстремистские действия. Например, были случаи, когда члены маскулизма отправляли свои экскременты с угрозами в адрес семей и участников феминистического движения.
Зачастую маскулисты относятся к феминисткам так, поскольку считают, что те продвигают негативный образ мужчин в кампании по предотвращению насилия. Иногда агрессивные мужчины настолько против подобной помощи, что преследовали администраторов приютов, которые заботились о женщинах, пострадавших от насилия.
Феррелл Кристенсен выдвинул интересную мысль о том, что феминизм и маскулизм – это одно и то же, однако представители обоих течений пытаются показать то, что их пол угнетен больше. При этом каждый старается устранить дискриминацию. В большинстве случаев это радикальные представители, которые никогда не смогут договориться.
What Feminism Is and What it Isn’t
There is a common misconception that feminists are reverse sexists, however, unlike male sexists who oppress women, feminists do not seek to oppress men. Rather, they seek equal compensation, opportunities, and treatment for both genders.
Feminism seeks to achieve equal treatment and opportunity for women and men in order to achieve similar opportunities across different fields of work and culture and equal respect in a variety of roles. Feminists theorists often explore the concepts with regard to which of women’s experiences are taken as normative: Do women of different races, classes, age groups, etc. experience inequality in significantly different ways or is the common experience as women more important?
The goal of feminism is to create non-discrimination, which is essential for creating equality to ensure that no one is denied their rights due to factors such as race, gender, language, religion, sexual orientation, gender identity, political or other beliefs, nationality, social origin, class, or wealth status.
Исторические теории
Первые проявления феминизма носили экстравагантный характер, были революционными и агрессивными. Движение амазонок – одно из первых движений феминизма. Необходимо оговориться, что амазонки, как и некоторые современные представительницы движения, искажают суть феминизма, уходя в тот же сексизм, только в отношении мужчин. Для таких представителей идеологии целью становится принижение мужчин, а не достижение равенства и взаимоуважения.
В рамках вопроса о феминизме можно выделить две теории: классический феминизм и постклассический феминизм. Обе они уходят корнями на Запад, в России до сих пор не собрана полноценная база по вопросу феминизма.
Классический феминизм
Зародился этот тип феминизма в XIX веке, характеризуется в первую очередь практическим воплощением теории. Классический феминизм не всегда имел четкую теорию, лидера движения, организацию и оформление. К другим особенностям относится:
- Преобладание у мужчин и женщин патриархального мышления.
- Права женщин носили формальный характер, игнорировались и забывались, становились актуальными только в экстремальных ситуациях.
- Мужчины были консервативнее женщин, все попытки изменить семейный уклад критиковались и пресекались.
- Постепенно возникло понимание, что нужна крепкая теоретическая осмысленная база для того, чтобы добиться реальных изменений.
Постклассический феминизм
Эта идея преобладает с 60-х годов XX века. Цель движения – научно обоснованно добиться полной эмансипации женщин. Представители теории отмечали, что социальная дискриминация по половому признаку – показатель уровня культуры общества, а не биологических особенностей. Одна из представительниц, Симона де Бовуар говорила, что женщинами не рождаются, а становятся в результате воспитания, обучения, полученного образования и унаследованной культуры. Однако в психологии было экспериментально подтверждено, что генетика сильнее воспитания. Так что данное утверждение выглядит сомнительным, но именно оно было главным в феминизме этого периода.
Постепенно лозунг предыдущего этапа «полное равенство» сменился на «равенство в различии». Гнету подвергались не мужчины, а структуры, пропагандирующие патриархат.
Для нашей страны идеи феминизма до сих пор остаются чуждыми, нет единой концепции в отличие от Запада. Необходимо отечественное переложение теорий, с учетом экономических, социально-политических, психологических и духовных особенностей России.
Понятие «раса» в феминистском разрезе
Раса — это концепт, который обозначает социально-политические конфликты и интересы относительно различных типов человеческих тел. Раса воспринимается не в антропологических или биологических, а в социальных аспектах. Определенные фенотипические признаки (тело, цвет кожи, форма носа, структура волос) интерпретируются в некоторых социальных терминах. То есть человек окружается рядом предубеждений, связанных с его расовой этичностью, которая определяется структурой тела.
Есть много направлений феминизма, которые работают с расой. Самый популярный — это черный и интерсекциональный феминизм. Одна из самых ярких представительниц , она активно поддерживала политику СССР и была достаточно популярна у нас. Вместе с они говорили, что женский опыт очень вплетен в расовую идентичность и что проблемы черных женщин часто не идентичны проблемам белых женщин.
Суть черного феминизма:
Феминистская теория и антирасистские политики исключают черных женщин и концентрируются на опытах угнетения либо белых женщин, либо черных мужчин;
Патриархат — «белый» конструкт. Черные женщины часто работали вне дома и сталкивались с теми же проблемами, что и белые женщины;
Белые феминистки не хотели вовлекать черных женщин в свою деятельность, чтобы не отпугивать других белых женщин.
Интерсекциональный феминизм
Intersection = пересечение угнетений.
Смысл интерсекционального феминизма заключается в идее, что есть угнетение по гендеру, а есть угнетение по расе, а когда они пересекаются, они образуют новый образ угнетения.
— одно из свежих направлений, которое обращается к вопросам женщин, которые живут в странах третьего мира. По словам одной из представительниц деколониального феминизма, , «Женщина третьего мира — сингулярный монолитный субъект, созданный западной либеральной мыслью».
Для западного феминизма женщины третьего мира — искусственно сконструированный однородный объект изучения.
В России расистские дискурсы заимствуются как неотъемлемая часть всего пакета модерности.
Заключение
Исследовательская работа показала, как развивался феминизм и какое влияние его история имеет на сегодняшнее распространение данного движения в России. Изучив религии и социальное устройство России в различные периоды её истории, мы находим связь между нынешней социальной структурой, стереотипами и их культурными и религиозными предпосылками.
На основании проведённого анкетирования можно сделать вывод о том, что сексизм в России — актуальная проблема, с которой столкнулось более 90% респондентов. Опрошенные признают неравность возможностей мужчин и женщин в российском обществе, наличие разных родов насилия. В силу того, что 88% респондентов — женщины, а 70,9% опрошенных сталкивались с домогательствами, то большая часть женщин признаёт наличие проблемы сексуальных домогательств в обществе. Значительная часть респондентов сталкивалась с домашним насилием и не считает его нормой, поддерживая инициативу принятия закона о домашнем насилии.
Значение данного исследования состоит в том, чтобы распространить актуальную объективную информацию о феминизме и его значении в истории, путём анкетирования выявить важные социальные проблемы в российском обществе и предложить пути их решения. Собранные данные свидетельствуют о том, что проблема домашнего насилия широко распространена в России. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия закона о домашнем насилии и распространения идей феминизма для установления равных прав и возможностей в обществе.
Источник первых 3-х изображений: Freepik