Подробная история Эйфелевой башни
1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло бы собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была приносить доход и быть легко демонтируемой.
1 мая 1886 г. во Франции открылся конкурс архитектурных и инженерных проектов для будущей Всемирной выставки, в котором приняли участие 107 претендентов. На рассмотрении были различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции 1789 года.
Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший проект, невиданный ещё тогда в мировом строительстве, – 300-метровую металлическую башню, – самое высокое сооружение в мире. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье. Густав Эйфель получает совместный с ними патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право на будущую Эйфелеву башню.
Проект Эйфеля становится одним из 4-х победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. Благодаря изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».
В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые конструкционные методы. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта.
Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.
В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25% всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля.
Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.
Эйфелева башня аккурат была построена к открытию Всемирной выставки 1889 года. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Обслуживание Эйфелевой башни
Чтобы ежедневно Эйфелеву башню посещали туристы, необходимо обеспечить ее непрерывное обслуживание. Этим занимает более 600 человек. Проставьте себе, что произойдет, если лифт, поднимающий людей на смотровую площадку, вдруг остановится. Надо сказать, что сконструированный в XIX веке лифт прошел за всю свою долгую историю эксплуатации более 100 000км, при этом на Эйфелевой башне не зафиксировано ни одной аварии, связанной с его работой. Но курьезный случай произошел во время немецкой оккупации. Перед самым приездом Адольфа Гитлера в Париж внезапно был поврежден привод лифта, и из-за войны восстановить его не представлялось возможным. Поэтому в Париже есть шутка, что Гитлер смог покорить Париж, но так и не смог покорить Эйфелеву башню, ведь во время своего визита ему так и не удалось на нее подняться. Но самое интересное произошло в августе 1944 года, буквально через несколько часов после освобождения союзными войсками Парижа – лифт снова заработал.
Но если лифт прошел проверку временем, то осадки и продукты жизнедеятельности птиц наносят серьезный ущерб Эйфелевой башне – ежегодно с нее осыпается около 2 тонн краски. Раз в семь лет старую краску соскребают и наносят новую, суммарный вес которой около 60 тонн. Вся работа производиться вручную: в местах, где осыпалась краска, металл начинает ржаветь, поэтому предварительно эти участки зачищаются, и лишь потом наносится новый слой краски.
Работа по покраске башни длится полтора года, при этом Эйфелева башня не прекращает принимать туристов. Внимательные посетители видели страховочную сетку под опорами башни. Это сделано, чтобы обезопасить многочисленных туристов, круглосуточно гуляющих вокруг сооружения. Малярная кисть, упавшая с высоты 300 метров, при падении на землю будет иметь скорость около 200 км/ч, и если такая штука упадет кому-нибудь на голову – случится катастрофа.
На первом уровне башни расположено знаменитое кафе, в котором регулярно обедал великий французский писатель Ги де Мопассан. Как известно, он был одним из самых ярых противников башни – он считал, что она ужасно портит облик города. На вопрос, зачем Мопассан так часто посещает этот ресторан, если башня ему не нравится, писатель отвечал: «Это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно».
Ежедневно в ресторан Эйфелевой башни с помощью специальных грузовых лифтов доставляется тонны продуктов и тысячи бутылок шампанского, ведь к открытию башни все должно быть готово. Несмотря на высокие цены в ресторане, найти свободный столик практически невозможно, как и на саму башню, сюда выстраивается очередь, правда она значительно короче.
World’s Fair centerpiece
Gustave Eiffel, a French civil engineer, is usually credited with designing the tower that bears his name. However, it was actually two lesser-known men, Maurice Koechlin and Emile Nouguier, who came up with the original drawings for the monument.
Kochlin and Nouguier were the chief engineers for the Compagnie des Etablissements Eiffel — Gustave Eiffel’s engineering firm. Together with Eiffel and a French architect, Stephen Sauvestre, the engineers submitted their plans to a contest that would determine the centerpiece for the 1889 World’s Fair in Paris.
The Eiffel company’s design won, and construction of the began in July 1887. But not everyone in Paris was thrilled with the idea of a giant metal monument looming over the city.
Even to contemporary eyes, the Eiffel Tower is unique. But in the late 19th century, nothing had been seen like it. “Modern architecture was emerging slightly in Paris before the Eiffel Tower. But it was doing it in a very shy way,” said Gudek Snajdar. Iron, which was newly popular as a building material because of the Industrial Revolution, became a cornerstone of modern architecture. But in 1887, it had only appeared internally, as support structures, or in unimportant buildings like hothouses, factories and bridges.
“The biggest problem was that they still didn’t know how to make something aesthetically appealing with the new material. When they were using it, they would try to repeat historic stone structures. It’s very visible on — for example, pillars in the Bibliotheque Ste.-Genevieve in Paris,” explained Gudek Snajdar. “However, with the Eiffel Tower they changed completely the way they were using the new material. The structure, its appearance is completely new and modern.”
When construction of the tower began on the Champs de Mars, a group of 300 artists, sculptors, writers and architects sent a petition to the commissioner of the Paris Exposition, pleading him to halt construction of the “ridiculous tower” that would dominate Paris like a “gigantic black smokestack.”
But the protests of Paris’ artistic community fell on deaf ears. Construction of the tower was completed in just over two years, on March 31, 1889.
A 2011 light show at the Eiffel Tower used 20,000 bulbs. Overall, the tower is lined with 5 billion lights. (Image credit: / )
Uses of the tower
The tower was intended as a temporary structure that was to be removed after 20 years. But as time passed, people no longer wanted to see the tower go.
“After seeing the success of the tower during and after the World Exhibition, many of the former enemies of the project publicly apologized. By the time the Exhibition was over, most Parisians were proud of the structure,” said Iva Polansky, a Calgary-based novelist and historian at . “Although there remained a few die-hards like the novelist Guy de Maupassant, who continued to loathe the sight of it.”
Gustave Eiffel was also not keen on seeing his favorite project dismantled, and so he set about making the tower an indispensable tool for the scientific community.
Just days after its opening, Eiffel installed a meteorology laboratory on the third floor of the tower. He invited scientists to use the lab for their studies on everything from gravity to electricity. Ultimately, however, it was the tower’s looming height, not its laboratory, that saved it from extinction.
In 1910, the city of Paris renewed Eiffel’s concession for the tower because of the structure’s usefulness as a wireless telegraph transmitter. The French military used the tower to communicate wirelessly with ships in the Atlantic Ocean and intercept enemy messages during .
The tower is still home to more than 120 antennas, broadcasting both radio and television signals throughout the capital city and beyond.
View of the Paris skyline from the Eiffel Tower. (Image credit: / )
Чем интересна башня сегодня
Сегодня Эйфелева башня – главная достопримечательность Парижа. У большинства туристов она вызывает неизменное восхищение. Даже спустя 120 лет она остается самым высоким сооружением в Париже и пятым по высоте во всей Франции. Несмотря на величественные размеры, сооружение оказывает давление на землю, равное давлению сидящего на стуле человека.
Информация для туристов
У подножия – кассы по продаже билетов, информационная стойка с брошюрами и буклетами. На каждом этаже конструкции располагается сувенирный магазин. К услугам туристов закусочная и почтовое отделение.
На первом этаже посетителей встречает ресторан и центр, где показывают фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же находится фрагмент старой винтовой лестницы, ведущей на верхние этажи и в кабинет самого Эйфеля.
Посетители, подошедшие с северной стороны, увидят позолоченный бюст ее создателя с незамысловатой надписью: «Эйфель 1832–1923».
На второй смотровой площадке – ресторан «Жюль Верн» и небольшой залитый каток.
Главная цель подавляющего числа посетителей – третий уровень. К нему возносятся лифты, через окна которых можно любоваться Парижем. Желающие смогут подняться по лестнице с 1792 ступеньками. На самом верхнем этаже в изысканном баре можно отметить свой подъем дорогим шампанским, бокал которого обойдется в переводе на наши деньги в 900 рублей.
На башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн для трансляции радио и телепрограмм. Свет маяка виден на 10 км. На сооружении размещены вышки сотовой связи, уникальная метеостанция, фиксирующая данные о загрязнении атмосферы и радиационного фона.
Оригинальное освещение
Сразу же после строительства башня засияла разноцветными огнями: на вершине установили маяк, светившийся цветами французского флага, два прожектора и 10 тысяч газовых фонарей. В 1900 году конструкцию оборудовали электрическими лампочками. А в 1925 году владелец компании Ситроен разместил на ней грандиозную рекламу. С помощью 125 тысяч лампочек появлялись поочередно изображения самой башни, зодиакальных созвездий, а также продукции знаменитого автомобильного французского концерна.
С течением времени освещение Эйфелевой башни модернизировалось несколько раз. В целях экономии в 2015 году электрические лампы заменили на светодиодные. Когда на город опускается ночь, символ Парижа загорается тысячами маленьких огоньков. Это зрелище неописуемой красоты, от которого невозможно отвести взгляд.
Обычно башня светится золотыми огнями. Но во время торжественных мероприятий или траурных событий окрашивается в цвета флагов различных стран. Проецируются надписи, символизирующие наступившее событие. В вечернее время 10 минут каждого часа продолжается световое шоу – иллюминация.
Запатентованный цвет башни
За время своего существования башня была и желтой, и красно-коричневой.
Сегодня ее бронзовый цвет официально запатентован и называется коричнево-эйфелевым. Косметический ремонт проводится каждые 7 лет и продолжается полтора года.
Каждый раз старый слой краски полностью удаляется с помощью пара под высоким давлением. Во время тщательного осмотра негодные детали заменяют на новые.
После этого башню покрывают двумя слоями краски, которой требуется 57 тонн.
Цвет не везде однороден, ее красят в разные тона бронзового цвета – от темного у основания до более светлого на самом верху. Это делается для того, чтобы сооружение смотрелось гармонично на фоне неба. Интересно, что даже в наши дни краска наносится кистями.
История Эйфелевой башни. Мировые ворота
А пока освежаемся у фонтана, давайте вспомним, «откуда есть пошла» Эйфелева башня.
В конце XIX века на нашей планете появилась мода проводить всемирные выставки и показывать на них все, что твоя страна изобрела нового и сохранила старого доброго. В 1889 году честь проводить такую выставку выпала Франции. К тому же повод был подобающий – 100-летие Великой французской революции. Чем удивить гостей? Мэрия Парижа решила украсить вход на выставку необычной аркой. Объявили конкурс среди французских инженеров, в котором принял участие и Гюстав Эйфель (Gustave Eiffel). Вот он на снимке.
Честно говоря, у самого Эйфеля никаких идей насчет украшения выставочных ворот не было. Зато в возглавляемом им инженерном бюро работали талантливые сотрудники. Например, Морис Кешлен (Maurice Koechlin), у которого завалялся чертеж высотной башни. Ее и взяли, что называется, за основу. Призвав на подмогу еще одного коллегу, Эмиля Нугье (Émile Nouguier), отшлифовали проект до блеска. И победили в конкурсе, затмив более сотни конкурентов! Среди них и того, кто предложил соорудить ворота выставки в виде гигантской гильотины. А что не так? Юбилей революции же!..
Правда, городскому начальству хотелось чего-то поизящней, чем просто металлоконструкция, пусть даже очень хай-тек. И тогда Эйфель обратился к архитектору Стефану Совестру (Stephen Sauvestre). Тот добавил в проект башни архитектурные излишества, которые и сделали ее неотразимой: арки, закругленную верхушку, отделанные камнем опоры… В январе 1887 года мэрия Парижа и Эйфель ударили по рукам, и строительство началось.
Шло оно невероятными даже по нынешним временам темпами – за два года и два месяца башня была готова. Причем собрали ее из 18 038 деталей с помощью 2,5 миллиона заклепок всего 300 рабочих. Все дело в четкой организации труда: Эйфель сделал точнейшие чертежи и распорядился основные части башни готовить к монтажу еще на земле. Причем с просверленными отверстиями и по большей части уже вставленными в них заклепками. А там, в поднебесье, монтажникам-высотникам оставалось лишь состыковать детали этого гигантского конструктора.
Полгода работала Всемирная выставка в Париже. За это время поглядеть на башню и с нее на город пришли 2 миллиона человек. Несмотря на протесты 300 представителей культурной общественности (в том числе Мопассана, Дюма-сына, Шарля Гуно), считавших, что башня уродует Париж, к концу 1889-го – года рождения башни – удалось «отбить» 75 процентов затрат на ее возведение. С учетом того, что еще 25 процентов Эйфель получил из городской казны уже при заключении договора, удачливый инженер смог тут же перейти к зарабатыванию денег с помощью своего железного детища. Ведь по тому же договору с мэрией башню Гюставу Эйфелю передавали в аренду на четверть века! Не диво, что вскоре он выкупил у своих коллег-соавторов все права на их общую вроде бы идею и даже смог позволить себе оборудовать квартиру на ее последнем, третьем этаже.
В этом своем жилище на седьмом небе Эйфель в 1899 году принимал знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона. Говорят, их встреча– с кофе, коньяком и сигарами – длилась десять часов. А я вот своими глазами видел: они сидят там, на самой верхушке башни, до сих пор! И служанка в сторонке замерла в ожидании: чего еще изволят господа инженеры? Но инженеры тоже застыли в своем вековом разговоре. Да уж не восковые ли они?
Проверьте непременно! Самое время начинать подъем.
Билеты на Эйфелеву башню
Предлагаются билеты с возможностью подняться на разные уровни. От этого, а также от того, каким образом вы осуществляете подъем на Эйфелеву башню, зависит цена. Стоимость также формируется с учетом возраста посетителей:
- билет на Эйфелеву башню Парижа с доступом на лестницу до второго уровня: 10,4€ для взрослых; 5,2€ для молодежи 12–24 лет; 2,6€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
- билет на лифт до 2 уровня: 16,6€ для взрослых; 8,3€ для молодежи 12–24 лет; 4,1€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
- билет с подъемом на лестнице на 2 уровень и лифтом на вершину: 19,7€ для взрослых; 9,8€ для молодежи 12–24 лет; 5€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
- билет с лифтами до 2 уровня и на вершину: 25,9€ для взрослых; 13€ для молодежи 12–24 лет; 6,5€ для детей 4–11 лет и инвалидов;
- дети младше 4 лет пропускаются бесплатно.
Цены на Эйфелевой башне повышаются каждый год. Купить билеты на Эйфелеву башню можно на или на месте. Необходимо иметь в виду, что билеты с подъемом на лестнице на 2 уровень и далее на лифте на вершину можно приобрести только в кассах у башни. В других случаях туристы рекомендуют купить билеты на Эйфелеву башню онлайн.
Очередь на Эйфелеву башню — обычное дело, поэтому многие предпочитают воспользоваться онлайн-покупкой. Билеты на Эйфелеву башню на сайте доступны примерно на 2 месяца вперед в случае подъема на лифте или на 7 дней вперед в случае подъема по лестнице. В июле—августе и по выходным всегда бывает много посетителей, поэтому билеты на нужную дату нужно смотреть заранее. В календаре на сайте оранжевым цветом выделяются дни, на которые остались последние места в продаже.
Билеты онлайн на Эйфелеву башню не нужно распечатывать, достаточно показать их на экране мобильного устройства. Чтобы распределять количество посетителей и не создавать толкучек на смотровых площадках, при покупке билетов на Эйфелеву башню на официальном сайте необходимо выбрать не только дату, но и время визита. Наиболее популярный вид билетов — на самый верх на лифте. Купить билеты на Эйфелеву башню на сайте можно максимум на 9 человек за один заказ.
Посетить Эйфелеву башню можно в любое время года. Режим работы лифтов с конца июня по 29 августа: 09:00—23:45 (последний вход — до 23:00 и до 22:30 на вершину). Часы работы лестниц: 09:00—23:45 (последний вход — до 22:30). В остальное время года лифт — 09:30—23:45 (вход до 23:00, на вершину до 22:30), лестница — 09:30—23:45 (вход до 22:30).
Время работы сокращается во время крупных праздников. На сайте Эйфелевой башни собраны советы для тех, кто хочет спланировать свой визит заранее. Представлен также примерный прогноз загруженности по месяцам.
Экскурсии на Эйфелеву башню организуют многие туристические фирмы. Этот вариант подойдет тем, кто хочет услышать истории гида во время подъема и наблюдения со смотровых площадок. Экскурсовод также расскажет о других достопримечательностях Парижа, на которые открывается вид с Эйфелевой башни.
Цены на Эйфелевой башне 2020
KaterinaK
Работа над имиджем
Первоначальный вид стальной леди был исключительно образцом технического прогресса своего времени, и выглядел слишком консервативно. Чтобы выиграть конкурс, нужно было облагородить конструкцию декоративными элементами, сделать ее более изысканной.
Густаф Эйфель
Гюстав внес предложение задекорировать башенные опоры камнем, сделать арки связующим звеном между опорами и нижним этажом, а также превратить их в парадный вход на выставку. Уровни тоже должны были преобразиться и стать функциональными благодаря застекленным залам, а вершина – обрести округлую форму наряду с другими украшательствами.
Когда схема обрела все эти нововведения, жюри одобрило план Эйфеля, и он получил зеленый свет на строительство. Ощутив прилив энтузиазма после первой победы, он восклицал, что теперь Франция станет единственной в мире обладательницей 300-метрового флагштока.
The inauguration
The inauguration of the Eiffel Tower took place on 31 March 1889, just after the completion of the construction of the metal structure. The workers
were still working on it, but it was for the installation of the machinery and the installation of the elevators,
plus certain finishes, here and there. But the principal, the bone, was finished. At the top stood the pole ready to receive the tricolor flag, which
was the symbol of the official inauguration.
The day was quite simple. The officials climbed to the top, there were a few speeches and Eiffel mounted the tricolor flag. Then everyone came down
to join the workers. There were a few more speeches, Eiffel received from the minister the legion of honor, and every worker was congratulated by the
presentation of a commemorative medal. The commemorative medal “Tour Eiffel” is a symbolic souvenir object that
was distributed in 1889 to all the people who participated in the construction of the monument. His strike was decided on March 16, 1889, a few days
before the official inauguration of the tower.
Then there was a meal and everyone scattered. Nowadays, the inauguration of such a monument would take more time!
Learn more: Inauguration of the Eiffel tower.
The reason of the construction
Why did you want to build a 300m high metal tower in the middle of Paris? It is a very strange idea, but it rests on two simple reasons: the Universal
Exhibition of 1889 and the French pride.
We are at the end of the nineteenth century. The massive industrialization, arrived in the United States in the middle of the XIXth and in Europe at the
end of the XIXth, low in full. Industrial enterprises multiply, and we discover the power of metals for constructions. All countries want to show their
supremacy in this field. It was in this context that the Universal Exhibition of 1889 came. In order to show the French genius, the organizing committee of
the exhibition organized a competition for the elevation of a front door made of a tower of 1000 feet high, or 300m. Gustave Eiffel, an entrepreneur in the
construction of metallic bridges, launched the idea and promoted it. He answers to the specifications (which he helped to draft, or at least influenced).
Other files are filed, some of real competitors, but it is indeed Gustave Eiffel who won the contest.
Rising for a period of 20 years corresponding to the concession obtained by Eiffel for the exploitation of the tower, it was saved thanks to the scientific
interest that it generated.
See also: Technologic context
See also: The others projects of towers durant the XIXth century
Music
A source of inspiration for songs, another tradition is to put on grandiose events at its feet, like that of the 25th September 1962 when Darryl F. Zanuk organised a mind-blowing event for the launch of the film “Le jour le plus long” (“The Longest Day”). Edith Piaf appeared on the 1st floor and sang in front of 25,000 Parisians. Charles Aznavour and Georges Brassens would follow in 1966 to help the campaign against hunger. Jean-Michel Jarre presented the 50th birthday of UNESCO on the 14th July 1995. The “3 Tenors” concert brought together over 200,000 spectators in July 1998 at the foot of the Tower to listen to José Carreras, Placido Domingo and Luciano Pavarotti. Johnny Hallyday broke all the records in June 2000 by uniting 600,000 spectators for a concert and pyrotechnic event.
The Tower is also a privileged place for private concerts and other showcases in the reception room on the 1st floor, such as those of Alanis Morissette, Robbie Williams, Texas, Raphaël, Marc Lavoine, Christophe Maé, Justin Bieber, and VV Brown, as well as Véronique Sanson.
A few songs:
Интересные факты
Изначально конструкция башни не имела названия, сам Эйфель называл ее просто «300-метровая башня». Имя и известность она получила уже позже. Сам архитектор не редко говорил, что должен испытывать к своему детищу чувство ревности, из-за его высокой популярности. Позолоченный бюст Эйфеля стоит возле северной «ноги» башни.
Протесты против «железной дамы»
Несмотря на всю величественность и грандиозность постройки, а на момент постройки она была самым высоким строением в мире, противников у нее хватало. Причем их выступления продолжались с самого начала строительства.
Как только проект монумента был утвержден, его фото опубликовали в газетах. Многие парижане увидевшие это «чудо» пришли в ужас, особенно творческая интеллигенция: писатели, художники, поэты.
Они считали, что сооружение не вписывается в архитектуру города и попросту испортит весь вид. В газетах башню именовали «железным монстром», «самым высоким фонарным столбом» и другими нелицеприятными эпитетами.
Но конструкцию достроили, и по истечении 20 лет после выставки, как планировалось изначально, не снесли. От этой участи ее спасло начало «эпохи радио», а именно установленные антенны.
Полезно знать! Вторая волна ненависти к Эйфелевой башне пришлась на 1925 год, когда ей требовался дорогостоящий ремонт. Тогда общественность разделилась на два лагеря: поклонники башни и те, кто считал, что снос конструкции обойдется дешевле реконструкции. Но башня опять устояла!
Истинная патриотка
Во время Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован немецкими захватчиками. Гитлер хотел подняться на башню. Но его планам не суждено было сбыться, все лифты в одночасье вышли из строя, по той же причине не удалось и установить немецкий штандарт на вершине здания.
Самое интересное заключается в том, что все испорченные лифты чудесным образом заработали на следующий день после освобождения Парижа. И по сей день трудятся без перерывов.
Как строили Эйфелеву башню.
На возведение будущего символа Франции потребовалось немногим более 2-х лет: строительные работы велись с конца января 1887 г. по конец марта 1889 г. 300-ми рабочими. Такое достижение стало возможным благодаря схемам высочайшего качества. В них автор проекта указал точнейшие параметры свыше 12 тыс. деталей из металла, в сборке которых применялось 2,5 млн. заклёпок. Чтобы завершить возведение достопримечательности Парижа в срок, Эйфель использовал, в основном, заранее сделанные сегменты.
Сначала основным строительным оборудованием служили высокие краны. Когда же сооружение выросло выше их, к работе подключились специальные передвижные краны, спроектированные конструктором. Они передвигались по рельсам, предназначенным для будущих лифтов. Первые подъемники управлялись гидромеханическими насосами. 2 из них, установленные еще в 1899 г., и сегодня прекрасно работают — их выполнила фирмы Fives-Lill. Эти лифты сегодня приводятся в действие электродвигателем, а гидромеханические насосы представлены для всеобщего обозрения.
2-й и 3-й этажи в вышке соединял вертикальный лифт: его создал инженер Эду, который учился на одном курсе с создателем строения в Центральной высшей технической школе. Подъемник выглядел как 2 взаимоуравнивающиеся кабины. На середине пути к помосту на высоте 175 м над земной поверхностью пассажирам предлагалось пересесть на другой лифт. Баллоны с водой на этажах гарантировали нужное гидромеханическое давление. Поскольку этот подъемник не работал в прохладное время года, его в 1983 г. заменили на электрическую модель Otis. Лифт из 4-х кабин напрямую обеспечивал сообщение между 2-мя уровнями.
Удивительно, но на строительной площадке во время возведения «железной дамы» очень строго соблюдались правила безопасности, о чем позаботился сам Густав. Поэтому, несмотря на сложность работ и сжатые сроки, ни одного случая со смертельным исходом не приключилось. А возведение объекта велось хоть и не быстрыми темпами, но непрерывно. Видя, как подрастает каждый день великан, парижане удивлялись и восхищались им. Всего около 26 месяцев потребовалось для того, чтобы гениальный конструктор 31 марта 1989 г. предложил некоторым крепко сложенным чиновникам стать первыми, кто преодолел 1710 ступенек.