No Image

Двухэтажный поезд ржд: особенности выбора, плюсы и минусы, полное описание состава

СОДЕРЖАНИЕ
0
03 января 2021
array(3) {
  [0]=>
  array(20) {
    [0]=>
    string(115) "14a64588e5c69d5193bb16ed02b938b2.jpeg"
    [1]=>
    string(115) "596fae40d824d5861871be98c13e1156.jpeg"
    [2]=>
    string(113) "fa44838e938d842656499a8c3a400f04.png"
    [3]=>
    string(115) "c2a0fe029e665fbec65d45f160c577ba.jpeg"
    [4]=>
    string(115) "04c8b7dfab9bc389dab5bf4146c89eb7.jpeg"
    [5]=>
    string(113) "c86a71589f008521aaa960dc20858b13.png"
    [6]=>
    string(115) "4785d84973bef3b161a85f567c525ddc.jpeg"
    [7]=>
    string(115) "cd9d77c29a2a909f606249074a22b20d.jpeg"
    [8]=>
    string(115) "eba055ea4eadc5885b68e7440e2736a7.jpeg"
    [9]=>
    string(115) "ad4b2dfe21b80799d1dc8961549a0523.jpeg"
    [10]=>
    string(113) "c7ed9d3e30b97f19ce10e03a918a76bc.png"
    [11]=>
    string(115) "c52eadf976a8469cd0ae7654356150cb.jpeg"
    [12]=>
    string(115) "cafecffc6b807f6863698f11df82be42.jpeg"
    [13]=>
    string(115) "f1d97c70a332bcd557652b9053916623.jpeg"
    [14]=>
    string(115) "c0067fa356b97d9d9fd87de0a449e754.jpeg"
    [15]=>
    string(115) "4f9a83285f8bca5091e034bd5a138857.jpeg"
    [16]=>
    string(115) "d9579d8970433bd4d7fd8f1273471431.jpeg"
    [17]=>
    string(115) "fdd04a1fa97f71c3ff036632fc3f2f26.jpeg"
    [18]=>
    string(115) "de6263076ed7582162d7fe11209dd7d0.jpeg"
    [19]=>
    string(115) "840c67cac7a80d0e1bd4df43314e2b45.jpeg"
  }
  [1]=>
  array(20) {
    [0]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/1/4/a/14a64588e5c69d5193bb16ed02b938b2.jpeg"
    [1]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/5/9/6/596fae40d824d5861871be98c13e1156.jpeg"
    [2]=>
    string(62) "/wp-content/uploads/f/a/4/fa44838e938d842656499a8c3a400f04.png"
    [3]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/c/2/a/c2a0fe029e665fbec65d45f160c577ba.jpeg"
    [4]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/0/4/c/04c8b7dfab9bc389dab5bf4146c89eb7.jpeg"
    [5]=>
    string(62) "/wp-content/uploads/c/8/6/c86a71589f008521aaa960dc20858b13.png"
    [6]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/4/7/8/4785d84973bef3b161a85f567c525ddc.jpeg"
    [7]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/c/d/9/cd9d77c29a2a909f606249074a22b20d.jpeg"
    [8]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/e/b/a/eba055ea4eadc5885b68e7440e2736a7.jpeg"
    [9]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/a/d/4/ad4b2dfe21b80799d1dc8961549a0523.jpeg"
    [10]=>
    string(62) "/wp-content/uploads/c/7/e/c7ed9d3e30b97f19ce10e03a918a76bc.png"
    [11]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/c/5/2/c52eadf976a8469cd0ae7654356150cb.jpeg"
    [12]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/c/a/f/cafecffc6b807f6863698f11df82be42.jpeg"
    [13]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/f/1/d/f1d97c70a332bcd557652b9053916623.jpeg"
    [14]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/c/0/0/c0067fa356b97d9d9fd87de0a449e754.jpeg"
    [15]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/4/f/9/4f9a83285f8bca5091e034bd5a138857.jpeg"
    [16]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/d/9/5/d9579d8970433bd4d7fd8f1273471431.jpeg"
    [17]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/f/d/d/fdd04a1fa97f71c3ff036632fc3f2f26.jpeg"
    [18]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/d/e/6/de6263076ed7582162d7fe11209dd7d0.jpeg"
    [19]=>
    string(63) "/wp-content/uploads/8/4/0/840c67cac7a80d0e1bd4df43314e2b45.jpeg"
  }
  [2]=>
  array(20) {
    [0]=>
    string(37) "14a64588e5c69d5193bb16ed02b938b2.jpeg"
    [1]=>
    string(37) "596fae40d824d5861871be98c13e1156.jpeg"
    [2]=>
    string(36) "fa44838e938d842656499a8c3a400f04.png"
    [3]=>
    string(37) "c2a0fe029e665fbec65d45f160c577ba.jpeg"
    [4]=>
    string(37) "04c8b7dfab9bc389dab5bf4146c89eb7.jpeg"
    [5]=>
    string(36) "c86a71589f008521aaa960dc20858b13.png"
    [6]=>
    string(37) "4785d84973bef3b161a85f567c525ddc.jpeg"
    [7]=>
    string(37) "cd9d77c29a2a909f606249074a22b20d.jpeg"
    [8]=>
    string(37) "eba055ea4eadc5885b68e7440e2736a7.jpeg"
    [9]=>
    string(37) "ad4b2dfe21b80799d1dc8961549a0523.jpeg"
    [10]=>
    string(36) "c7ed9d3e30b97f19ce10e03a918a76bc.png"
    [11]=>
    string(37) "c52eadf976a8469cd0ae7654356150cb.jpeg"
    [12]=>
    string(37) "cafecffc6b807f6863698f11df82be42.jpeg"
    [13]=>
    string(37) "f1d97c70a332bcd557652b9053916623.jpeg"
    [14]=>
    string(37) "c0067fa356b97d9d9fd87de0a449e754.jpeg"
    [15]=>
    string(37) "4f9a83285f8bca5091e034bd5a138857.jpeg"
    [16]=>
    string(37) "d9579d8970433bd4d7fd8f1273471431.jpeg"
    [17]=>
    string(37) "fdd04a1fa97f71c3ff036632fc3f2f26.jpeg"
    [18]=>
    string(37) "de6263076ed7582162d7fe11209dd7d0.jpeg"
    [19]=>
    string(37) "840c67cac7a80d0e1bd4df43314e2b45.jpeg"
  }
}

Схема вагона двухэтажного поезда Воронеж-Москва

В зависимости от спроса на билеты и сезона состав поезда включает от 7 до 14 вагонов с сидячими местами. Общее количество пассажирских мест составляет от 630 до 1260, нумерация мест — не сквозная. Вагоны первого класса располагаются в голове поезда и обладают повышенной комфортабельностью (большим размером сидений, большим расстоянием между сиденьями), наличием гардеробного отделения, предоставлением бесплатного питания и санитарно-гигиенического набора.

Схема вагона первого класса: 1-й и 2-й этаж

В вагонах первого класса находится три ряда сидений, 29 мест (с 1 по 43) — на первом этаже, и 29 — на втором. Здесь же расположено VIP-купе (133-134). Всего мест: 60.

Схема вагона второго класса: 1-й и 2-й этаж

В вагонах 2-го класса количество и расположение пассажирских мест несколько отличаются. Здесь четыре ряда сидений с проходом посредине, 50 мест находится на первом этаже, и еще 52 — на втором. Всего мест: 102. Сбоку на стенах имеются крючки для верхней одежды.

Туалетов в вагоне два, размещены на первом этаже. Достаточно чистые, с туалетной бумагой и бумажными полотенцами, в мойке имеется холодная и горячая вода. Пользоваться туалетом можно и во время стоянок.

Имеется система отопления и кондиционирования. Есть полки для хранения ручной клади. Вагоны оснащены энергосберегающими светодиодными светильниками и информационными табло. В каждом вагоне установлен кулер с бесплатной питьевой водой.

В тамбуре можно увидеть надпись о том, что ведется видеонаблюдение. Курить в поезде запрещено. Безопасность обеспечивают сотрудники транспортной полиции и охранных организаций. Все вагоны оборудованы пожарной сигнализацией.

Прогнозы и перспективы

Использование двухэтажных вагонов позволяет существенно увеличить провозную способность и разгрузить линии с высоким пассажиропотоком. Руководство «РЖД» уверено, что значимых проблем на пути их внедрения нет. Приемлемая высота позволяет проходить под всеми мостами, эстакадами и тоннелями крупных железнодорожных магистралей.

Прогрессирующее внедрение 2-этажных вагонов станет причиной сокращения эксплуатационных трат на транспортировку пассажиров благодаря снижению количества потребляемой электроэнергии и расходов, связанных с техническим обслуживанием подвижных составов.

Хотя цена нового 2-этажного вагона дороже старого, при увеличенном на 43% сроке его службы и снижении эксплуатационных затрат для «РЖД» он выглядит более перспективным. Согласно информации, предоставленной пресс-службой перевозчика, один вагон должен окупиться за 20 лет.

Двухэтажный вагон: ключевые моменты

Двухъярусный, двухэтажный вагон – модернизация обычного пассажирского вагона для пущей пассажировместимости. Здесь предусмотрено двухуровневое расположение салонов (один над другим). Самыми показательными примерами являются TGV Duplex, Shinkansen E4, Shinkansen E1.

В зависимости от своей конструкции, такой вагон может вместить на 40-70% больше пассажиров. Учитывая то, что для прохождения путепроводов, туннелей, электрифицированных участков маршрута с навесной контактной сетью требуется ограниченная высота состава, конструкторы таких вагонов идут на всевозможные хитрости: первый этаж опускают как можно ниже между тележками, уменьшают высоту обоих салонов. В туристических двухэтажных поездах нижний уровень выполняет техническое назначение, оттого его высота небольшая, а верхний – более просторный, комфортабельный, нередко с панорамным остеклением. Ниже представлена краткая сравнительная характеристика.

Плюсы Минусы

Увеличенная пассажировместимость

Компактность

Низкое расположение дверей помогает обходиться без высоких платформ

Небольшая высота салона

Нехватка места для крупного багажа

На станциях с высокими платформами посадка пассажиров затруднена

Сложность в производстве

Увеличенная высота делает более вероятным шанс опрокидывания вагона

Конструкция

Вагоны TGV Duplex

Двyxэтажный вагон имеет пассажировместимость на 40-78 % больше, чем аналогичный одноэтажный вагон.

Из-за ограничений габарита вагона допустимыми габаритами подвижного состава, которые, в свою очередь, ограничены габаритами существующих строений (тоннелей, путепроводов, высотой подвески контактной сети на электрифицированных линиях), для размещения двух пассажирских салонов применяются разные технические решения.

В некоторых конструкциях первый этаж размещается как можно ниже между тележками, а в местах расположения тележек пол нижнего салона резко повышается, в этом месте устраивается лестница на верхний уровень.

Имеются также такие конструкции, где второй этаж вагона используется как зал для наблюдений или ресторан. В таких вагонах первый этаж имеет небольшую высоту потолков и является как бы техническим, а второй уровень имеет панорамное остекление, а также иногда и остекление крыши вагона. Такие вагоны, в частности, пытались использовать в СССР в туристических поездах в 1970—1980-х годах.

C 2012 года на Украине эксплуатируются EJ 675.

Российские двухэтажные поезда. Мнение среднестатистического пассажира

Простая, по сути, идея «2-го этажа» требует многих технических решений, в корне меняющих привычное представление о купейном вагоне. Может поэтому столько лет и столько удачных, а еще чаще неудачных, разработок лежит между вагоном, построенным тверскими мастерами в 1905 г. и поездом модели 61-4465, запущенным в серийное производство в 2011 г. на том же Тверском вагоностроительном заводе.  На сегодняшний день по российским железным дорогам курсирует несколько десятков таких поездов. А появление первых (Москва – Адлер, Сант-Петербург, Казань, Воронеж, Самара) напомнило начало 70-х, когда имена первых космонавтов знал каждый советский гражданин.


ФОТО: avatars.mds.yandex.net

Две поездки (в Самару и в Кисловодск), как на первом, так и на втором этаже нового поезда, дает мне основание оценить его достоинства и не замалчивать недостатки. К первым можно отнести:

  • Отсутствие плацкартных вагонов, как страшного напоминания об услугах, предлагаемых советским МПС;
  • Наличие необходимых бытовых условий – три биотуалета (со всем необходимым), кулер с холодной водой в коридоре, печь СВЧ и кулер с горячей водой в купе проводников, розетки (220 Вт) в каждом купе, питание, входящее в стоимость билета, раздельные контейнеры для мусора;
  • Удобные трапы у входных дверей, облегчающие процесс погрузки пассажиров с вещами. К сожалению, их использование возможно только у высоких платформ, которыми оборудованы незначительное количество станций;
  • Наличие в купе, на лестницах, в коридорах и туалетах оборудования, обеспечивающего безопасность пассажиров: перила, приспособления для подъема на верхние полки купе и т.д.;
  • Кондиционирование вагонов и легко открывающиеся в тамбуре форточки;
  • Вагоны, в некоторых поездах, главным образом следующих на дальние расстояния, оборудованы душевыми кабинками.
  • 1Купе на 1-м этаже
  • Тамбур 1-го этажа
  • Лестница на 2-й этаж
  • Лестница на 2-й этаж
  • Тамбур 2-го этажа

«Главное, что едем!» как молитву повторяли пассажиры советских поездов (кроме фирменных, если посчастливилось купить билет»).  А теперь, и так должно быть, смело указываем на недостатки, в частности обнаруженные в новых поездах:

  • Половинчатое решение в использование подъемников и трапов у входных дверей, эксплуатация которых ограничивается техническими возможностями станций выполняют. Как следствие увеличение времени на погрузку пассажиров и багажа;
  • Неудачное расположение окон в тамбурах. Перемычка между окном и фрамугой на 2-м этаже находятся на уровне глаз человека среднего роста, закрывая обзор;
  • Отсутствуют привычные откидные сидения в тамбуре;
  • Значительные уменьшения всех параметров в купе, вносят заметный дискомфорт, особенно для пассажиров, купивших билет на верхнюю полку. Оптимальный вариант использования купе – семья с двумя невзрослыми детьми;
  • Много открытых металлических частей и деталей в купе, что при очень сильной «болтанке» поезда приводит к высокой травма опасности:
  • централизованное кондиционирование во всем составе – не лучший вариант обеспечения комфортных условий;
  • Крутые ступени усложняют перемещение пассажиров, особенно с багажом. Возможна их полная или частичная замена пологими спусками.

Хочется верить, что конструкторы, производители и, особенно, путейцы более критично, и уж, конечно, профессионально подойдут к изучению опыта эксплуатации двухэтажных вагонов, внесут необходимые корректировки и изменения и будут, перефразируя героя Фрунзика Мкртчана, так возить пассажиров, что им «будет приятно».  

Для оформления статьи использованы личные фото-архивы автора

Расписание поезда с 1 июня 2017:

Номер поезда, маршрут, график движения Остановочные пункты Время в пути

Москва

Рязань-2

Мичуринск-Воронежский

Грязи-Воронежские

Воронеж-1

740 Москва – Воронеж ежедневно

08:14

10:30-10:34

12:40-12:42

13:22-13:24

14:39

6:25

Воронеж-1

Грязи-Воронежские

Мичуринск-Воронежский

Рязань-2

Москва

739 Воронеж – Москва ежедневно*

16:27

17:44-16:46

18:23-18:25

20:30-20:34

22:52

6:25

*Актуальное расписание (периодичность курсирования) можно посмотреть на нашем сайте при покупке билетов на определенную дату.

Схема поезда

В составе поезда от 7 до 14 вагонов с местами для сидения:

  • вагоны 1-го класса (60 мест), включая двухместное VIP-купе;
  • вагоны 2-го класса (102 места).

Внимание. Схема поезда может отличаться от приведенной в зависимости от сезона (зима, лето)

Точную схему на конкретную дату можно посмотреть в разделе “Покупка билетов”, нажав “Расписание” внизу страницы.

Количество пассажирских мест – от 630 до 1 260 (в зависимости от количества вагонов).

Нумерация поезда при следовании в Воронеж начинается с головы поезда, при следовании в Москву – с хвоста поезда.

Мнения путешественников

Отрицательных отзывов об этом составе на самом деле много. Но удивляться этому не стоит. Ведь народа в таком поезде гораздо больше, чем в обычном, а места на каждого пассажира – из-за особенностей конструкции вагонов – меньше. Маленькие в этом поезде не только сами купе, но и коридоры. Высокие пассажиры и в них чувствуют себя не слишком комфортно. Неудобно передвигаться и по очень узким лестницам, ведущим на второй этаж. В особенности с чемоданами. Если в обычных поездах на больших остановках образуются очереди, то в двухэтажном это просто столпотворение. Учитывая время стоянки, ни о каком комфорте в данном случае говорить не приходится.

WiFi в поезде имеется, но работает с перебоями, а иногда и вовсе не функционирует. Не слишком хорошо отзываются пассажиры и о биотуалетах. Работают они исправно и не закрываются на остановках. Но, поскольку курение в вагонах запрещено, многие пассажиры потихоньку курят именно в туалетах. Что, разумеется, доставляет неудобства другим путешественникам. Помимо этого, для посещения уборной зачастую приходится выстаивать большую очередь. Некоторые пассажиры жалуются также и на некорректную работу вентиляции. Иногда в вагонах бывает душновато.

Относительно цен в поезд 104 “Москва-Адлер” отзывы у некоторых пассажиров также не слишком лестные. Многие считают, что стоимость проезда несколько завышена. Оснащен состав неплохо, но находиться в нем из-за недостатка свободного пространства не особенно комфортно.

Анализ различных факторов комфорта

Итак, двухэтажный поезд – какие места лучше? Отвечая на данный вопрос, имеет смысл сравнить различные аспекты, обеспечивающие комфорт пассажиров в его современном понимании, для мест на нижнем и вернем этажах.

Габариты

Купе в двухэтажных поездах абсолютно идентичны по своим размерностям что на нижнем, что на верхнем ярусах:

  • высота дверей везде составляет 1900х650 мм;
  • высота потолков – 2100 мм;
  • длина купе – 2100 мм;
  • ширина купе – 1900 мм.

Спальные места имеют длину 1900 мм, ширину – 700 мм. Высота нижнего дивана – 420 мм, ширина проходов между диванами – 500 мм.

Столь же идентичны и размерности салонов верхнего и нижнего ярусов в сидячих вагонах – 630 мм между рядами кресел в первом классе и 585 мм – во втором (высота потолков в салонах составляет 2100 мм).

Стандартное купе на втором ярусе

Какие места в двухэтажном вагоне лучше с точки зрения оснащенности коммуникациями

Все купе имеют абсолютно одинаковую инфраструктуру: каждое место оснащено розеткой, светильниками и закрывающимися полочками для личных вещей. Присутствуют выходы USB, которые не только позволяют подзарядить свой гаджет, но и настроиться на центральный музыкальный канал поезда. Доступ в каждое купе осуществляется с помощью электронного ключа, который предоставляется каждому пассажиру индивидуально.

Отличия от обычных вагонов

Новые составы, следующие из Москвы в Адлер и Санкт-Петербург, имеют и еще одну интересную особенность. Типы пассажирских вагонов РЖД разные – это плацкарт, общий, СВ, КБ и т. д. Двухэтажные относятся к купейным. Ни плацкарта, ни СВ здесь нет. Билеты же в такой вагон стоят не слишком дорого. Заплатить за поездку придется чуть больше, чем за плацкарт в обычном поезде.

К непривычным для отечественных путешественников особенностям двухэтажных вагонов можно отнести также наличие купе и туалетов, предназначенных для инвалидов, бара (помимо ресторана), магнитных карточек открывания/закрывания купе. Любителям проводить свободное время в интернете наверняка придется по душе наличие в поездах бесплатного Wi-Fi и розеток на 220 В возле каждого нижнего спального места. Выглядят двухэтажные вагоны РЖД внутри очень современно и достаточно стильно.

Коридоры

Только что вошедший в двухэтажные вагон пассажир ничего особенно нового (кроме лестницы, ведущей наверх) не увидит. Внешне коридоры очень похожи на те, которые все привыкли видеть в поездах дальнего следования. По обеим сторонам расположены биотуалеты, а на полу расстелена ковровая дорожка. Отличие – лишь в расположении окон (почти у пола) и более низких потолках. На втором этаже в коридоре есть зеркало. Оно необходимо для того, чтобы поднимающиеся и спускающиеся по лестнице люди могли друг друга видеть во избежание столкновений. На нижнем и верхнем этажах коридоры сделаны с разных сторон. Поэтому двухэтажные пассажирские вагоны РЖД достаточно удобны в плане наблюдения за проносящимися мимо при движении пейзажами.

По каким маршрутам можно встретить двухэтажный поезд РЖД

С запуска первого двухэтажного поезда по маршруту прошло уже больше 6 лет и естественно, количество направлений значительно увеличилось. На сегодняшний день состав из двух этажей можно встретить по следующим маршрутам:

  • Ростов-на-Дону – Адлер;
  • Кисловодск – Москва (из Москвы в Кисловодск едет одноэтажный поезд);
  • Москва – Казань;
  • Москва – Санкт-Петербург;
  • Москва – Адлер;
  • Москва – Воронеж;
  • Москва – Самара;
  • Санкт-Петербург – Адлер;
  • Москва – Ижевск;

Стоимость билетов на двухэтажный вагон можно узнать на сайте РЖД. Дело в том, что на сегодняшний день используется динамическая система ценообразования, а это значит, что в пятницу билеты будут дороже, чем, например, во вторник. Так же стоимость может увеличиваться если на конкретную дату будет высокий спрос.

Однако, стоимость билетов на двухэтажный и одноэтажный составы отличается. Причем первый значительно выигрывает.

Что входит в стоимость билета на двухэтажный поезд

При покупке билета вы оплачиваете:

  • Спальное место;
  • Комплект постельного белья;
  • Питьевую воду;

Если вы покупаете билет в купе, то будут застелены только верхние полки. В СВ проводники застилают все места.

За дополнительную плату можно купить:

  • Чай;
  • Сувениры;
  • Кондитерские изделия;
  • Электронные сигареты;

И прочие товары. Более подробно можно уточнить у проводников конкретного направления.

Курить обычные сигареты в поездах строго запрещено! Однако данный запрет не распространяется на электронные устройства и IQUS. Их можно спокойно курить в общих коридорах.

Перевозчик АО “Федеральная пассажирская компания”

Уважаемые пассажиры! При планировании поездки летом просим обратить внимание на наличие/отсутствие кондиционера и биотуалета в вагоне. Кондиционеры в вагонах работают только в летний период

Для поездов внутригосударственного сообщения

Тип вагона Класс обслуживания Услуги (при наведении на иконку появится пояснение)

Вагоны класса “Люкс” (VIP)

Люкс 2-местные купе с местами для лежания

Продается только целым купе для проезда 1-2 пассажиров, одного ребенка до 5 лет и одного ребенка до 10 лет вне зависимости от количества проезжающих взрослых

1А (4 купе и бар)

1И (5 купе)

1М (6 купе)

Вагоны СВ или РИЦ (2-местные)

СВ

2-местные купе с местами для лежания

1Б (с возможностью проезда не более одного пассажира)

1Д (турист)

Поезд “СТРИЖ”

1Е (с обязательным выкупом всех мест 1 или 2 пассажирами)

Купейные вагоны (К)

К (Купейный)

4-местные купе с местами для лежания

* *

* пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва;

* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань.

**

* пресса не предоставляется в поездах: № 025А/026А Санкт-Петербург – Москва; № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва.

* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 005А/006А Санкт-Петербург – Москва; № 024М/023Г Москва – Казань.

**

* пресса и дорожный набор не предоставляется в поездах: № 009Й/010Й Самара – Москва; № 026Г/025Г Ижевск – Москва; № 050Й/049Й Москва – Самара; № 745В/746Ж Белгород – Москва, № 667Э/668Ж Хабаровск – Комсомольск.

*

2Д (турист)

Плацкартные вагоны (П)

П (Плацкартный)

вагон открытого типа с местами для лежания

(Для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона)

Вагоны с местами для сидения (С)

Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест

Для поездов: № 101Я/102Я, 103Я/104Я, 105Я/106Я Ярославль – Москва; № 737В/738А/ 739А/740А/741В/742В Брянск – Москва; № 744Ж/743В Белгород – Москва.

1Р (поезд Стриж)

В поездах № 702Н/703Н, № 704Н/705Н, № 706Н/707Н, № 708Н/709Н, № 710Н/701Н Москва – Нижний Новгород

1Р (двухэтажные поезда)

В поездах: № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж; № 737Ж/738Ж Воронеж – Москва.

1В (с индивидуальным размещением и обязательным выкупом всех мест)

Вагон с местами для сидения стандартной компоновки 

*

* дорожный набор не предоставляется в поездах: № 737В/738А/739А/740А/741В/742В Брянск – Москва; № 740Ж/739Ж Москва – Воронеж; № 702Н/703Н, 704Н/705Н, 706Н/707Н, 708Н/709Н, 710Н/701Н Москва – Нижний Новгород; № 737Ж/738Ж Воронеж – Москва; № 745В/746Ж Белгород – Москва; № 744Ж/743В Белгород – Москва. 

Моторвагонный подвижной состав

Вагон с местами для сидения улучшенной компоновки мест

Для поездов: № 719М/720М Москва – Орел; № 721Ч/724М Москва – Курск; № 723М/722М Москва – Курск; № 725М/726М Москва – Орел.

Вагон с местами для сидения стандартной компоновки

Общие вагоны

О (Общий)

вагон открытого типа с местами для сидения

ЗВ (без указания номеров)

1 Предоставление доступа к мультимедийному порталу с развлекательным контентом и услугами, в пути следования, при наличии технической возможности может быть предоставлен бесплатный доступ интернет (трафик органичен количеством пользователей и зоной покрытия сети). Доступ к порталу предоставляется в следующих поездах. 

Особенности двухэтажных поездов: плюсы и минусы

Воспользовались возможностью проехаться в двухэтажном поезде уже тысячи россиян и туристов, и они на собственном опыте оценили достоинства такой поездки. Преимущественно почти каждый выделил следующие плюсы:

  • необычный и интересный внешний вид;
  • удобная планировка вагона;
  • уют и чистота;
  • розетки, WI-FI, магнитные ключ-карты;
  • сокращение времени пути;
  • повышенная звукоизоляция и отсутствие «трясучки» на втором этаже;
  • биотуалеты, которые проводник не закрывает на санитарной зоне.

Хотя не обошлось и без недостатков, к ним относятся следующие замечания:

  • слишком мало проводников – двое на 64 пассажира;
  • ступеньки крутые, сложно поднимать багаж;
  • исчезла верхняя багажная полка;
  • туалетов мало – один на 21 человека, в обычных один на 18 человек;
  • ощущается качка на втором этаже;
  • низкие потолки;
  • неудобно расположены окна;
  • отсутствие спутникового интернета.

Двухэтажный поезд – из истории «2-го этажа»

Первым видом общественного транспорта стал «дедушка» всех современных автобусов -омнибус. Эти повозки, на конной тяге, вмещавшие 15-20 пассажиров, начали курсировать по крупным городам в первой половине XIX в. Родиной омнибуса считается Франция. В Санкт-Петербурге этот транспорт заработал в 1830 году и продолжал возить жителей города до 1914 года. Со временем у этого транспортного средства, который шутники называли «обнимусь», стали появляться вторые этажи (кстати, женщинам подниматься туда было запрещено). Вместимость выросла до 40 человек. Этот второй этаж назывался «империал».


Омнибус ФОТО: polzam.ru

На каком-то этапе, в общем-то немудреная идея «2-го этажа» от собственников омнибусов перекочевала в арсеналы вагоностроительных компаний. Впрочем, назвать одну из них или хотя бы страну, первой реализовавшей концепцию двухэтажных поездов вряд ли возможно. Работы в этом направлении, с переменным успехом, ведутся уже более 150 лет. Причем отказ от нее или наоборот активизация процесса поиска решения, зависели от многих экономических и политических условий.

РЖД и частные операторы

Появление частных составов никак не отменяет монополии РЖД. Собственники всего лишь владеют подвижным составом или вовсе его арендуют. При этом они оплачивают предоставление ж/д пути, диспетчерское обслуживание, локомотивную тягу. Что касается льготного проезда граждан, то новые операторы пока что ее не отменяют. Пока налицо тенденция, что РЖД отдает в руки частников самые рентабельные направления, но руководство надеется, что в будущем негосударственные составы преобразят и невостребованные маршруты. В последнее время на российских железных дорогах можно увидеть ряд новшеств – частные поезда, двухуровневые вагоны. Конечно, недостатки можно найти во всем, но такие продвижения в модернизации одного из самых старых видов транспорта в нашей стране не могут не радовать.

Плюсы и минусы 2-этажного поезда

Если начать с преимуществ двухэтажного поезда, в первую очередь следует отметить снижение стоимости проезда. Это произошло из-за увеличившейся вместительности вагонов в сравнении с одноэтажными. Помимо этого, встречаются и другие достоинства:

  • Срок эксплуатации вагонов увеличен с 28 до 40 лет.
  • Конструкционная скорость увеличилась до 160 км/ч (на 14%).
  • В купе теперь 2 розетки на 220V, и расположены они не под столиком, а в более доступных местах, у изголовья пассажира.
  • Наличие раздельных контейнеров для сбора мусора, предназначенных для пластика и других отходов.
  • Душ и бесплатный интернет, предусмотренные пока ещё не на всех маршрутах.

Недостатков, к сожалению, здесь больше:

  • Хотя 2-этажный поезд и оборудован подъёмником для посадки инвалидов-колясочников, после попадания внутрь им предстоит преодолеть ещё 4 ступеньки для попадания в центральный проход вагона. Здесь уже никаких современных устройств нет, и им придётся обращаться за помощью к сопровождающим и проводникам. Говорить о том, как они попадут на второй этаж и вовсе не имеет смысла.
  • Любопытным нюансом можно назвать откидную сетчатую полочку, знакомую нам из старых вагонов. Как она попала в современную конструкцию, выполненную с учётом инновационных технологий, неизвестно. Итак, атрибут советских поездов сохранился и в двухэтажном.
  • Хотя количество туалетов и увеличилось, путём простого арифметического действия можно определить, что в одноэтажном (при 2 туалетах) на каждый из них приходится 18 пассажиров. В новом при большем количестве мест соотношение увеличивается до 21, то есть вероятность того, что утром придётся «топтаться» в очереди, выше.
  • Стандартный титан в коридоре теперь отсутствует. Вместо него классический кулер в купе проводников. Скорее всего, можно назвать это достоинством, ведь теперь в дороге можно набрать и холодной питьевой воды, но для некоторых путешественников наличие титана определяется как своеобразная романтика, которая теперь осталась в прошлом.

История создания двухэтажных поездов

История появления двухэтажных поездов на железных дорогах России началась более 100 лет назад. Первый такой вагон появился в 1905 г. Построил его всё тот же Тверской вагоностроительный завод. Однако идея провалилась ввиду того, что Россия погрязла в многочисленных войнах того периода.

Позже предпринималась ещё одна попытка внедрения вагонов в два этажа. Происходило это при Хрущёве. Для этого использовалась продукция, изготовленная конструкторами братской ГДР. Первые тестовые экземпляры применялись на маршруте Львов-Ковель.

На их основе были разработаны советские образцы, предназначавшиеся для экскурсионных поездок:

  • Первый этаж — спальное купе.
  • Второй — сидячие с обзорным панорамным остеклением.

Созданный на Ленинградском заводе прототип в 1983 г., фото которого представлено чуть выше, совершил 24 поездки на линии Москва-Рязань, но идея так и не пошла в массовую реализацию.

История появления современных 2-этажных поездов начинается с 2009 г., когда ОАО «РЖД» утвердило техзадание на создание нового модельного ряда. В результате первый российский поезд такого плана отправился из Москвы в Адлер 1 ноября 2013 г.

Зачем нужны двухэтажные поезда?

Железная дорога, скорости, удобства, вагоны – это же часть того, что принято называть туризмом. Особенно на наших необъятных российских просторах. То есть, в общих чертах, ответ на этот вопрос дан в начале статьи. А если подробнее, то вот несколько цифр.

Даже рассуждая на уровне обычного пассажира можно понять, что увеличивать пассажиропоток за счет расширения сети или продления ж.д. линий, за счет увеличения скоростных возможностей поездов или удлинения составов либо технически невозможно, либо экономически не выгодно, либо уже претворятся в жизнь. Судя по всему, аналогичные проблемы волнуют не только РЖД, но и аналогичные структуры в других странах. Отсюда, активное развитие в одних странах и реанимация в других двухэтажных,  поездов.

Интерьер вагонов

По отзывам людей, успевших воспользоваться двухэтажными вагонами, ехать в них комфортно, но не настолько, как в одноэтажных. В первую очередь неудобство заключается в том, что его внутренняя высота несколько ниже стандартной. Это становится причиной того, что сесть на верхней полке взрослый человек не сможет. На всём протяжении пути он будет вынужден находиться в лежачем или полулежачем состоянии.

Во всём остальном его можно назвать комфортабельным:

  • Вход оборудован специальным подъёмником, позволяющим пассажирам в инвалидной коляске попасть внутрь, не покидая каталку.
  • Присутствует система современного кондиционирования.
  • В каждом вагоне есть 3 биотуалета.
  • На тыльной стороне коридора установлено табло, показывающее температуру.
  • Внутренние проходы оборудованы в том же стиле, что и одноэтажные, одинаковой ширины.
  • Лестница на 2-й этаж не крутая, с зеркалом на стене, позволяющим поднимающимся видеть спускающихся и избежать пробок.
  • Стыки между вагонами выполнены в современной компоновке, теперь здесь ничего не гремит и не грохочет, всё герметично.
Комментировать
0