Ценности в фильме «Дневник памяти»
Речь пойдет не о драгоценностях из золота и камней, но о том, какие идеи картина Ника Кассаветиса продвигает в зрительские массы, чему может научить. Думаю, вне зависимости от того, романтик вы или нет, счастливо живете в браке или все еще холосты, мужчина вы или женщина, строгих нравов или живете разгульной жизнью, фильм не оставит вас равнодушными. В фильме «Дневник памяти» представлены ценности, о которых мы все реже вспоминаем в повседневной жизни, которые, к сожалению, кажутся почти что утопией и, соответственно, часто неоправданно высмеиваются. На самом деле, вот это смешно, когда девушку, не желающую отдаваться через каждому встреченному, и открыто об этом заявляющую, обсуждают и критикуют. Когда тыкают пальцем в парней, не проводящих черту между отношениями и браком.
История Ноя и Элли – это практически беспрецедентный художественный пример многолетней верной любви. Сохранять не просто пресную повседневную верность, а пятьдесят лет не мыслить себя друг без друга – когда супруг и любовник, и лучший друг. Определенную часть времени герои предстают перед нами в пожилом возрасте, и в разрезе этих сцен, начинаешь осмысленно ставить себя на их место, в голове оживают какие-то примеры родственников, друзей. Насквозь, часто используемая как ленивая отговорка, фраза, о том, что каждый найдет в этой истории что-то для себя или о себе – действительно актуальна. Чтобы показать зрителю развитие отношений, их обозримый финал, нас за руку проводят по пяти десятилетиям жизни двух людей с лицами Райана Гослинга и Джеймса Гарнера и Рэйчел МакАдамс и Джиной Роулендс соответственно.
Можно правомерно возразить, что главные герои ведут себя не слишком корректно по отношению к другим людям, когда интересы тех встают на пути их совместного благополучия (жених Элли – Лон; Вдова Марта Шоу). И все же это не пример беспринципности, ведь волею судьбы Ноя и Элли разлучали обстоятельства. Хочу провести лирическое сравнение с двумя магнитами. Встретившись однажды, парень и девушка так прижимались друг к другу, что быстро разошлись в стороны, стоило только повернуться на мгновение спиной. Однако теперь всегда, оказавшись рядом, они будут притягиваться друг к другу
Вот такие ценности несет в себе фильм – не забывать дорогих тебе людей, не стремиться к выгодной партии и расчету, принимать во внимание, но осмысливать стороннюю критику
Принцесса и Нищий — Элли и Ной
Если вы думаете, с течением времени и отходом от феодального строя, понятия бедных и богатых исчезают, то стоит лишь посмотреть по сторонам – все люди не могут жить одинаково, а многие и не хотят чего-то добиваться. Поэтому этот социальный разрыв всегда вызывал живейший интерес у деятелей кино и имел разные выражения, работая сразу на широкую аудиторию – ведь возможность сходить в кино и купить телевизор есть практически у всех. В случае с фильмом «Дневник памяти» 2004, за основу была взята не просто общая концепция, но уже готовое произведение Николаса Спаркса. Согласитесь, мы уже десятки раз лицезрели непростые пересуды влюбленности между богатым мужчиной и девушкой из простой семьи (обычно прислугой – прачкой, гувернанткой, няней) и наоборот. И если опустить то обстоятельство, что многие замужние женщины не прочь хотя бы представить себя в пылких объятьях рабочего с лесопилки сильного и молодого не своего мужчины, фильм ориентирован не только на них.
Задумайтесь на мгновение, чему учат нас подобные фильму «Дневник памяти» истории беззаветной любви, несмотря ни на что – в обиходе есть очень удачное выражение, как нельзя кстати подходящее к фильму: «С милым рай и в шалаше». Режиссер Ник Кассаветис подталкивает, буквально уводя за руку в калейдоскоп эмоций, к мысли, что такое многозначное и спекулируемое понятие как любовь, еще чего-то стоит. Что мы можем прямо сейчас на улице повстречать человека, который перевернет всю нашу жизнь и мировосприятие. При этом мы забудем об условностях, распрощаемся со стереотипами, научимся игнорировать замечания завистников, будем наслаждаться каждой минутой проведенной вместе. Что для неистовых, почти животных чувств к любимому человеку, не нужен достаток и расписанное на годы вперед будущее. Вот и Николас Спаркс в своей книге The Notebook вывел на совершенно новый уровень подобную импровизацию. Ною Кэлхуну и Элли Гамильтон, на самом деле, не нужен никто вокруг, они сами, друг для друга, наполняют окружающий мир смыслом. Их взаимоотношения, если немного пофантазировать, можно было перенести в любую другую точку мира или даже отправить в далекое странствие по бесконечному пространству времени. Благодаря очень умелому и творчески выверенному сочетанию повествовательных элементов, история фильма «Дневник памяти» Ника Кассаветиса стала, пожалуй, одним из ярчайших примеров отношений между богатой и бедной половинками сердца.
Во время первого знакомства, главная героиня в исполнении Рэйчел МакАдамс, хоть и кажется молодой беспечной горожанкой, несомненно, пристально оценивала Ноя. Вот только им стало достаточно одного вечера общения, одной прогулки, нескольких минут созерцания звезд, лежа спиной на дороге, чтобы социальное неравенство стало волновать всех вокруг, кроме них самих. Конечно, художественные образы – только отражение возможных в реальной жизни, причем с надуманной значимостью. И подобная история любви с уверенной вероятностью не произошла бы. Но каков этот шанс – 1 из миллиона? Этого достаточно, чтобы тронуть какие-то чуткие струны в душе читателя или зрителя – ведь обыденностью мало кого удивишь. Мы идем в кино часто за другой, похожей на нашу, но яркой действительностью и фильм «Дневник памяти» в полной мере оправдывает ожидания. Это именно история о том самом случае на миллион. В довершение мысли хочу привести всем хорошо знакомый пример, о котором многие уже наверняка догадались – «Титаник». У двух произведений много общего, даже в области визуального исполнения и зрителя цепляют той самой историей о Принцессе и Нищем, столь трогательной, что оба фильма вызывают слезы. Ной и Элли — это еще одна версия Джека и Роуз.
Сюжет
В доме престарелых пожилой мужчина читает женщине записи из старого блокнота. Пораженная болезнью Альцгеймера, женщина ничего не знает о героях рассказа, но каждый вечер с интересом слушает их историю. Работающий на лесопилке, Ной с первого взгляда влюбляется в прекрасную Элис. Они вместе проводят одно-единственное лето, но запоминают его навсегда.
Социальное различие вынуждает их поссориться. Разлуку дополняет Вторая мировая война. Вернувшись, Ной обустраивает старый дом, о котором давно грезил, а Элли выходит замуж за военнослужащего Лона. Увидев фотографию Ноя в газете накануне свадьбы, девушка мчится в знакомые места, чтобы определиться с судьбой…
“Дневник памяти”. Актеры и роли
Подобного следовало ожидать – с выходом картины в прокат она собрала бессметное количество поклонников. Историей любви Ноя и Элли восхищались миллионы, как и талантом Николаса Спаркса. Неудивительно, что множество фанатов заинтересовались тем, как создавался “Дневник памяти”. Актеры, в миг получившие известность, представляли собой лакомый зрительский кусочек.
Уроженец Канады, Райан Гослинг, с подросткового возраста стал сниматься в кино. Его первые шаги не были столь заметными, но уже скоро его приглашали на главные роли – разнообразные по жанру картины “Фанатик”, “Отсчет убийств” и “Соединенные штаты Лиланда” привели к “Дневнику памяти”. Когда он получил роль Ноя, актеру исполнилось 23 года. Райан идеально подошел под типаж – простой работяга, безумно влюбленный и невероятно смелый для того, чтобы совершить отчаянный поступок ради понравившейся девушки.
Родом из Канады, но на два года старше своего коллеги, Рэйчел МакАдамс получила признательность после выхода молодежных комедий “Цыпочка” и “Дрянные девчонки”. Эти образы так понравились зрителям, что продюсеры сделали ставку на зарождающуюся славу многообещающей актрисы. Она превосходно справилась с ролью немного взбалмошной Элли.
Поспособствовать дальнейшей карьере актеров помог грандиозный успех фильма “Дневник памяти”. Актеры, фото которых украшали обложки многих журналов, с почтительностью отзывались как о своей работе, так и о тонко прописанных характерах сыгранных ими персонажей. Факт мировой признательности благодаря “Дневнику памяти” позволил Райану Гослингу и Рэйчел МакАдамс стать одними из самых успешных звезд Голливуда.
Не менее значимы и другие персонажи в фильме “Дневник памяти”. Актеры, сыгравшие второстепенных персонажей, знакомы зрителям не меньше. Ветераны экрана Джеймс Гарнер и Джина Роулендс воплотили романтический дуэт Ноя и Элли в старости. Джеймс Марсден сыграл военного Лона Хэммонда, которого Элли оставила ради своего единственного возлюбленного.