Биография
Краткая пора детства в деревне миновала. Нотариус Пьеро переехал во Флоренцию, где отдал сына в ученики Андреа дель Вероккьо (Andrea del Veroccio), известному тосканскому мастеру. Там, помимо живописи и скульптуры, будущий художник получил возможность изучить основы математики и механики, анатомию, работу с металлами и гипсом, способы выделки кож. Юноша жадно впитывал знания и позже широко использовал их в своей деятельности.
Интересная творческая биография маэстро принадлежит перу его современника Джорджио Вазари (Giorgio Vasari). В книге Вазари «Жизнь Леонардо» есть краткая история о том, как Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) привлек ученика к выполнению заказа «Крещение Христа» (Battesimo di Cristo).
Ангел, написанный Леонардо, настолько явно продемонстрировал его превосходство над учителем, что последний в досаде отбросил кисть и никогда больше не занимался живописью.
Миланский период (1482 — 1499 гг.)
В Милан Леонардо попал в качестве посланца мира от Лоренцо Медичи (Lorenzo di Medici) к Лодовико Сфорца (Lodovico Sforza) по прозвищу Моро (Moro). Здесь его творчество получило новое направление. Он был зачислен в придворный штат сначала как инженер и только позже – как художник.
Миланского герцога, человека жестокого и недалекого, мало интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Интересы сошлись в одном. Моро нужны были инженерные приспособления для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам.
К тому же периоду относятся две важные работы – фреска «Тайная вечеря» (Il Cenacolo) для трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) и картина «Дама с горностаем» (Dama con l’ermellino).
Вторая представляет собой портрет Цецилии Галлерани (Cecilia Gallerani), фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из красивейших и ученых дам Возрождения, она была простой и доброй, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас одного из ее братьев от тюрьмы. С Леонардо ее связывали самые нежные отношения, но, по свидетельству современников и мнению большинства исследователей, их краткая связь осталась платонической.
Моро заказал мастеру конную статую Франческо Сфорца (Francesco Sforza). Были выполнены необходимые эскизы и изготовлена глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало вторжение французов в Милан. Художник отбыл во Флоренцию. Сюда он еще вернется, но к другому господину – французскому королю Людовику XII (Louis XII).
Поздние годы (1506 — 1519 гг.)
Второй миланский период длился до 1512 г. Маэстро занимался изучением строения человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио (Gian Giacomo Trivulzio) и собственным автопортретом. В 1512 г. художник переехал в Рим. Папой был избран Джовании Медичи (Giovanni di Medici), сын Лоренцо Великолепного, принявший сан под именем Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано Медичи (Giuliano di Medici), высоко оценивал творчество соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и отбыл во Францию в 1516 г.
Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Lucé) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. По королевскому поручению он сконструировал льва, из груди которого раскрывался букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи, инструменты и поместья он завещал ученикам.
Professional life, 1476–1513
Court records of 1476 show that Leonardo and three other young men were charged with sodomy, and acquitted. From that date until 1478 there is no record of his work or even of his whereabouts, although it is assumed that Leonardo had his own workshop in Florence between 1476 and 1481. He was commissioned to paint an altarpiece in 1478 for the Chapel of St Bernard and The Adoration of the Magi in 1481 for the Monks of San Donato a Scopeto.
In 1482 Leonardo helped secure peace between Lorenzo de’ Medici and Ludovico il Moro, Duke of Milan. Leonardo wrote a letter to Ludovico, describing his engineering and painting skill. He created a silver lyre in the shape of a horse’s head, with which he was sent to Milan.
Leonardo continued work in Milan between 1482 and 1499. He was commissioned to paint the Virgin of the Rocks for the Confraternity of the Immaculate Conception, and The Last Supper for the monastery of Santa Maria delle Grazie. While living in Milan between 1493 and 1495 Leonardo listed a woman called Caterina among his dependents in his taxation documents. When she died in 1495, her list of funeral expenditure suggests that she was his mother.
His work for Ludovico included floats and pageants for special occasions, designs for a dome for Milan Cathedral and a model for a huge equestrian monument to Francesco Sforza, Ludovico’s predecessor. Leonardo modelled a huge horse in clay, which became known as the “Gran Cavallo”, and surpassed in size the two large equestrian statues of the Renaissance. Seventy tons of bronze were set aside for casting it. The monument remained unfinished for several years, which was not unusual for Leonardo. In 1492 the model was completed, and Leonardo was making detailed plans for its casting. Michelangelo rudely implied that Leonardo was unable to cast it. In November 1494 Ludovico gave the bronze to be used for cannons to defend the city from invasion by Charles VIII.
At the start of the Second Italian War in 1499, the invading French troops used the life-size clay model for the “Gran Cavallo” for target practice. With Ludovico Sforza overthrown, Leonardo, with his assistant Salai and friend, the mathematician Luca Pacioli, fled Milan for Venice, where he was employed as a military architect and engineer, devising methods to defend the city from naval attack.
On his return to Florence in 1500, he and his household were guests of the Servite monks at the monastery of Santissima Annunziata and were provided with a workshop where, according to Vasari, Leonardo created the cartoon of The Virgin and Child with St. Anne and St. John the Baptist, a work that won such admiration that “men and women, young and old” flocked to see it “as if they were attending a great festival”. In 1502 Leonardo entered the service of Cesare Borgia, the son of Pope Alexander VI, acting as a military architect and engineer and travelling throughout Italy with his patron. He returned to Florence where he rejoined the Guild of St Luke on 18 October 1503, and spent two years designing and painting a great mural of The Battle of Anghiari for the Signoria, with Michelangelo designing its companion piece, The Battle of Cascina. In Florence in 1504, he was part of a committee formed to relocate, against the artist’s will, Michelangelo’s statue of David.
Was Leonardo da Vinci Gay?
Many historians believe that da Vinci was a homosexual: Florentine court records from 1476 show that da Vinci and four other young men were charged with sodomy, a crime punishable by exile or death.
After no witnesses showed up to testify against 24-year-old da Vinci, the charges were dropped, but his whereabouts went entirely undocumented for the following two years.
Several other famous Florentine artists were also known to have been homosexual, including Michelangelo, Donatello and Sandro Botticelli. Indeed, homosexuality was such a fact of artistic life in Renaissance Florence that the word “florenzer” became German slang for “gay.”
Детство и отрочество
О детских и юношеских годах Леонардо известно немного. Родился будущий гений в семье потомственного нотариуса, Пьера да Винчи, и простолюдинки Катерины. Жить с крестьянкой отец не стал, женился во второй раз и через три года забрал сына к себе. Мальчик воспитывался мачехой, не имевшей собственных детей. Как проходило воспитание ребенка, и когда он начал проявлять интерес к рисованию, доподлинно неизвестно. С точностью можно лишь сказать, что на формирование личности большое влияние оказал дядя Франческо, с которым Леонардо имел тесную духовную связь на протяжении всей своей жизни.
Поскольку закон запрещал наследовать профессию незаконнорожденным детям, то путь в юриспруденцию для парня был закрыт. Отец принимает решение отдать сына в руки Андреа Верроккьо, известного на то время живописца и своего близкого друга. Тот согласился взять ученика, увидев в рисунках Леонардо определенный талант. Если верить рукописной хронологии, то на обучение да Винчи поступил в возрасте 14 лет, так как, начиная с 1466 года, семья уже окончательно переехала во Флоренцию.
В мастерской Вероккьо юноша жадно впитывал все, что мог получить от своего учителя, а также видеть вокруг. Именно там он постигает азы изобразительного искусства, архитектуры, секреты перспективы, знакомится с точными и естественными науками. Есть версия, что натурщиком для статуи «Давид», выполнявшейся по заказу семейства Медичи, был сам Леонардо. В те же годы под наставничеством Андреа учились Перуджино и Ботичелли ставшие для художника не только преданными друзьями, но и примером для самосовершенствования в качестве живописца.
В 1469 году Пьеро да Винчи был повышен в должности и стал нотариусом Флорентийской республики. Он овдовел, снова женился и предложил сыну вернуться в дом. Не прекращая самообразования, в 1472 году Леонардо вступает в цех живописцев, пишет на заказ, а к 1480 году уже имеет собственную мастерскую.
Достижения Леонардо в биологии
В этой сфере он применил свои навыки изображения предметов с помощью рисунка. На тот период времени еще не было досконально изучено строение тела человека, а тем более все функции и составляющие органов. Одними из наиболее известных, стали его картинки с изображением сердца, а именно системы кровообращения, четырехкамерное сердце было настолько четко прорисовано, что с этого момента его сочли за Черного мага.
У Леонардо была неплохо развита фантазия и тяжело сказать наверняка о томи, откуда в его голове возникли все жизненные органы и системы обращения организма. Возможно, любимая версию людей и правда, но этому нет ни малейшего доказательства, а обвинять гениального человека в использовании магии, тем более посмертно, будет некрасиво и грешно.
Биография[править | править код]
Ранние годыправить | править код
Леонардо родился в 1452 году в итальянском городке Винчи, в окрестностях Флоренции, и являлся внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи и местной крестьянки Катерины. Чтобы уберечь отца от позорного скандала, Леонардо провёл большую часть своего детства в Тоскане.
Однако, врожденный художественный талант молодого Леонардо становились всё очевидные, и при наступлении четырнадцати лет было решено отправить Леонардо во Флоренцию, чтобы сделать его учеником знаменитого художника Андреа Верроккьо. Однажды Верроккьо получил заказ на картину “Крещение Христа” и он поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем.
Флоренцияправить | править код
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки; также он открыл во Флоренции свою первую мастерскую, где продолжил сотрудничать с Верроккьо. Примерно в этот же промежуток времени, Леонардо познакомился с семьей Аудиторе, которой позже продал большую часть своих картин.
Помощь Эциоправить | править код
В 1476 году, Мария знакомит его со своим сыном, Эцио Аудиторе да Фиренце. После смерти отца и братьев Эцио, Леонардо помог ему расшифровать Кодекс Альтаира и делал для Эцио улучшения к Скрытому клинку.
Когда Эцио получил Яблоко Эдема с Кипра, он его отнёс к Леонардо. Леонардо очень заинтересовался Яблоком. Он случайно активировал Яблоко, но так и не понял как оно работает. Эцио принял решение оставить Яблоко в Форли. Марио попросил Леонардо остаться на вилле, но он был на вилле до 1499 года и уехал, так как его заинтересовал Пифагор.
Помощь семье Борджиа и Эциоправить | править код
Леонардо отправился в Рим. В конце 1499 года, он создал много машин для Борджиа. А также ему пришлось создать пистолет для Октавиана де Валуа.
Но всё же, Леонардо был на стороне ассассинов и пару раз встречался с Эцио. Он заново изготовил для Эцио двойной клинок, ядовитый клинок, перчатку и ядовитые дротики, а так же рассказал про боевые машины, которые он создал для Борджиа.
После уничтожения всех машин и их чертежей, Леонардо дал Эцио своё новое произведение ― парашют.
Храм Пифагораправить | править код
Когда Леонардо вернулся в Рим, он вступил в контакт с культом герметистов, и стал часто посещать Эрколе Массимо в личной библиотеке для того, чтобы узнавать побольше о исследованиях Пифагора.
В конце концов, он был похищен герметистами, которые хотели, чтобы он открыл храм Пифагора. Когда Эцио удалось собрать картины Леонардо, которые Борджиа украл у него с виллы, он собрал карту нахождения катакомб.
Леонардо был в катакомбах, которые ведут к храму Пифагора. Эцио убил всех герметистов, в том числе Массимо и спас Леонардо. Леонардо и Эцио пошли в глубь в катакомбы, чтобы найти храм Пифагора.
Эцио и Леонардо вошли в храм Пифагора, его построили Ису. Эцио активировал храм, и, получив какие-то символы, он решил забыть про это, так как не знал, что означают эти символы.
Миланский период
В 1482 году да Винчи уезжает в Милан, напросившись на службу к «мэру» города Лодовико Сфорца. В так называемом «Атлантическом кодексе», сборнике записей Леонардо по разным областям знаний, сохранилось письмо, в котором он выражает желание поработать при дворе в качестве гидротехника, скульптора и инженера. Миланский правитель принимает предложение, чем открывает перед художником новые горизонты для воплощения своих творческих амбиций.
Бурная деятельность, которую развернул мастер после переезда, была настолько разноплановой, что трудно даже перечислить все затронутые направления. Будучи в списке инженеров герцога, да Винчи получил доступ ко всем объектам, строящимся или находящимся на стадии проектирования в Милане. Он участвовал в возведении большого канала Мартезаны и разработке системы шлюзов, занимался модернизацией оружия и военного оборудования, участвовал в создании проекта идеального города, не забывая записывать все свои наработки в личную тетрадь. Многочисленные эскизы и черновики свидетельствуют о том, что ученый мыслил на несколько столетий вперед, как будто бы родившись не в свое время — настолько прогрессивными и новаторскими были его предложения. Так, например, сохранились рисунки с подробным описанием конструкций металлообрабатывающих станков, кранов для рытья каналов и даже модели пулемета.
Наряду со сложными инженерными проектами, которые воспринимались окружающими настороженно и зачастую так и оставались на бумаге, Леонардо успевал заниматься и придворными делами. Выражаясь современным языком, был дворцовым аниматором, режиссером и конструктором-изобретателем сценического реквизита в одном лице. Помимо организаторских способностей, он проявил себя как блестящий оратор, собеседник и музыкант. Поучаствовать с ним в словесном диалоге принимали за честь многие известные личности того времени, не говоря уже о том, чтобы завязать дружбу. В миланские годы да Винчи знакомится с элитой научного и философского мира — математиком Лукой Пачоли, гуманистом Георгием Балла, богословом Пьетро Монти и т.д.
Интересные факты
Данный текст был спасен из загнивающей Педивикии.Пруфлинк: Леонардо_да_Винчи.
- Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
- Однажды учитель Леонардо, Верроккьо (один из успешнейших художников Флоренции того времени) получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
- Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
- Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
- Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо фапал правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
- Был вегетарианцем. А вот фразу «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» приписал ему Мережковский.
- Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо». По третьим, в те времена, когда книгопечатанье только-только началось, считалось нормой, чтобы левша писал заметки зеркальным почерком (письма Леонардо написаны нормальным). Особенность письма гусиными перьями такая.
- В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное мясо, тушеное с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
- Леонардо любил брать бабки в долг, но не любил доводить до конца начатую работу, из-за чего часто менял место жительства.
- По слухам, любил мальчиков, за что был судим (вместе с тремя юношами) во Флоренции, но оправдан. Возможно, обвинение как-то связано с предыдущим пунктом. Известно, что поручал ученикам самое сложное в искусстве живописца: сидеть в приёмной и выпроваживать заказчиков, которые пришли узнавать, скоро ли будет готов их заказ.
- Заставил задуматься многих искусствоведов, почему Мона Лиза смотрит на Свиборга как на говно.
НЕУДАЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Леонардо писал медленно и потому предпочитал работать маслом. Масляные краски дольше сохнут, позволяя добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем темпера, которой преимущественно пользовались раньше. Обычным видом настенной росписи была фреска, при создании которой краска наносится на влажную штукатурку. Высыхая, штукатурка закрепляет нанесённую на неё краску. Но при этом существовало одно неудобство – художнику приходилось работать очень быстро, укладываясь в то время, пока штукатурка не высохла. А Леонардо так работать не умел и не хотел. С этим связаны его попытки разработать новые методы настенной росписи. Все они окончились провалом – фрески оказывались недолговечны.
Если не считать «Битвы при Ангиари» и мифологического полотна «Леда» (ныне утерянного), почти все работы Леонардо были портретами или картинами, трактующими религиозные сюжеты. Но, почти не выходя за рамки этих абсолютно традиционных жанров, Леонардо сумел внутри них выработать совершенно оригинальные методы решения художественных задач. В портретах ему удавалось добиться естесственной позы и выразительности, которых до него не было во всей портретной живописи, а в религиозных картинах проявил необычайное умение формировать композицию таким образом, чтобы фигуры выглядели величественно, но в то же время вполне реалистично.
Особенно оригинально художник решал проблемы света и тени. Тени он использовал смелее, чем его предшественники, а искусство Леонардо смешивать цвета и передавать оттенки считается непревзойдённым. Вазари писал, что именно блогодаря Леонардо итальянская живопись сменила «жёсткий, сухой стиль, характерный для XV века, на то, что мы называем современной манерой письма». Имеется в виду стиль Высокого Возрождения, великими представителями которого являлись такие художники, как Микеланджело, Рафаэль и Тициан. «Леонардо, – отмечал Вазари, – буквально заставил свои фигуры двигаться и дышать».
Influence of Leonardo da Vinci
Within the artworks created by his own circle of peers, the influence of Leonardo da Vinci’s works is readily evident. Raphael and even
sometime rival Michaelangelo adopted same of da Vinci’s signature techniques to produce similarly active, anatomically realistic figures.
His innovative breaks from the artistic standards of his day would guide generations of artists that followed. Although da Vinci painted the customary religious scenes of his era, such as the
Magi and the Madonna and child, his unique placement of key figures, his signature techniques and his improvements upon perspective were all previously unheard of. In
The Last Supper, the way in which he isolated Christ at the epicenter of the scene and made each apostle a separate entity, yet at the same time united them all
in the moment, is a stroke of genius that subsequent artists throughout history would strive to replicate.
To the present day, art enthusiasts worldwide consider the iconic “Mona Lisa” to be among the greatest paintings of all time. Her image continues to appear on items ranging from T-shirts to
refrigerator magnets, and rather than trivializing the import of the masterpiece, this popularity serves to immortalize Leonardo’s paintings and drawings. They still remain at the forefront of
people’s hearts and minds centuries after his death.
Just like William Shakespeare on literature, and Sigmund Freud on psychology, Leonardo’s impact on art is tremendous.
Throughout his life, Leonardo da Vinci avoided the intrigues of worldly ambitions and vanity. He was a reserved and withdrawn man, not concerned with glory, and yet absolutely sure of the value
of his abilities. Along with a small band of contemporary Renaissance figures, Leonardo da Vinci becomes the center of a movement of artists that has permanently enriched western culture.
Old age
From September 1513 to 1516, Leonardo spent much of his time living in the Belvedere in the Vatican in Rome, where Raphael and Michelangelo were both active at the time. In October 1515, François I of France recaptured Milan. On 19th December, Leonardo was present at the meeting of Francois I and Pope Leo X, which took place in Bologna. It was for Francois that Leonardo was commissioned to make a mechanical lion which could walk forward, then open its chest to reveal a cluster of lilies. In 1516, he entered François’ service, being given the use of the manor house Clos Lucé near the king’s residence at the royal Chateau Amboise. It was here that he spent the last three years of his life, accompanied by his friend and apprentice, Count Francesco Melzi, supported by a pension totalling 10,000 scudi.
Leonardo died at Clos Lucé, France, on May 2, 1519. François I had become a close friend. Vasari records that the King held Leonardo’s head in his arms as he died, although this story, beloved by the French and portrayed in romantic paintings by Ingres, Ménageot and other French artists, may be legend rather than fact. Vasari also tells us that in his last days, Leonardo sent for a priest to make his confession and to receive the Holy Sacrament. In accordance to his will, sixty beggars followed his casket. He was buried in the Chapel of Saint-Hubert in the castle of Amboise. Melzi was the principal heir and executor, receiving as well as money, Leonardo’s paintings, tools, library and personal effects. Leonardo also remembered his other long-time pupil and companion, Salai and his servant Battista di Vilussis, who each received half of Leonardo’s vineyards, his brothers who received land, and his serving woman who received a black cloak of good stuff with a fur edge.
Some twenty years after Leonardo’s death, François was reported by the goldsmith and sculptor Benevenuto Cellini as saying: “There had never been another man born in the world who knew as much as Leonardo, not so much about painting, sculpture and architecture, as that he was a very great philosopher.” (From wikipedia)
Любовные отношения
Несмотря на то, что у Леонардо было много друзей, о его личной жизни практически ничего не известно. Сам художник тщательно скрывал эту сторону жизни и от современников, и от потомков.
Исследователи выдвигают 3 версии о его любовных увлечениях:
- У да Винчи был роман с графиней Чечилией Галлерани, любовницей миланского герцога Лодовико Сфорца и матерью его незаконнорожденного сына Чезаре. Считается, что с нее была написана «Дама с горностаем». Скорее всего, они познакомились в замке Сфорца, в 1489 году художник начал писать ее портрет. Чечилия устраивала встречи миланских интеллектуалов, куда приглашала Леонардо, они активно переписывались, причем были друг с другом на «ты» (в XV веке даже близкие родственники говорили «вы»).
- Некоторые исследователи считают, что Леонардо строил отношения с только юношами, например, с учеником Салаи. Последний также был моделью для «Иоанна Крестителя».
- Существует версия, что да Винчи вообще не имел ни с кем близких отношений, полностью посвятив жизнь искусству и наукам.
Первые успехи
С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.
ПОСЛЕДНИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
Но Леонардо был уже живой легендой, чьё присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году и остаток своих дней провёл на правах почётного королевского гостя. Он получил официальный титул “первого королевского художника, инженера и архитектора”, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать. Франциск высоко ценил Леонардо как собеседника. Король отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества. Глубокое уважение, которое Франциск I испытывал к Леонардо, прекрасно передано Жаном Огюстом Домиником Энгром и другими художниками, написавшими полотна, где изобразили старого художника, умирающего на руках своего молодого покровителя.
Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалёку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары и соединённой с ним подземным тоннелем. Усадьба Клу сегодня выглядит так же, как в XVI веке и сохранила до наших дней кухню и большой зал, где да Винчи принимал высокопоставленных гостей. Эти помещения имеют практически тот же вид, какой имели при жизни Леонардо.
Живопись знаменитого художника
Итальянский гений был очень разносторонен, но большинство людей думают о нем исключительно как о живописце. И это неспроста. Живопись Леонардо да Винчи – истинное искусство, а его картины – настоящие шедевры. Над загадками самых известных произведений, вышедших из-под кисти флорентийца, бьются тысячи ученых со всего земного шара.
Выбрать несколько картин из всего многообразия довольно сложно. Поэтому в статье будут представлены топ-6 самых известных и самых ранних работ автора.
1. Первая работа известного художника – “Маленький набросок долины реки”.
Это действительно аккуратный рисунок. На нем изображен замок и небольшой лесистый склон. Набросок сделан быстрыми штрихами с помощью карандаша. Весь пейзаж изображается таким образом, что создается впечатление, как будто мы смотри на картину с какой-то высокой точки.
2. «Туринский автопортрет» – создан художником примерно в 60 лет.
Эта работа интересна для нас прежде всего тем, что именно она дает представление о том, как выглядел великий Леонардо да Винчи. Хотя бытует мнение, что здесь изображен совершенно другой человек. Многие искусствоведы считают «автопортрет» эскизом к знаменитой «Джоконде». Эту работу считают одним из лучших произведений Леонардо.
3. «Мона Лиза» или «Джоконда» – самая знаменитая и, пожалуй, самая таинственная картина итальянского художника, написанная примерно в 1514 – 1515 годах.
Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи. С картиной связано столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Многие специалисты утверждают, что на полотне изображена обычная итальянская женщина на фоне весьма необычного пейзажа. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы д’Авалос. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды. Но существует и более современная версия. Она гласит, что великий художник запечатлел вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика.
4. «Витрувианский человек» – рисунок, созданный как иллюстрация для книги ориентировочно в 1490-1492 годах.
На нем очень хорошо изображен обнаженный мужчина в двух слегка разных позициях, которые нанесены друг на друга. Эта работа получила статус не только произведения искусства, но еще и научного труда.
5. “Тайна вечеря” Леонардо да Винчи – картина, на которой показан момент объявления Иисусом Христом своим ученикам о том, что он будет предан одним из них. Создана в 1495-1498 годы.
Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда». Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания. По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Как-то раз ему посчастливилось найти в церковном хоре одного прекрасного юношу, одухотворенного и светлого настолько, что сомнения у автора исчезли – вот он, прототип Иисуса. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. Долгие три года Леонардо разгуливал по злачным закоулкам, разыскивая самого опустившегося и гнусного человек. Однажды он нашел такого. Это был пьяница в сточной канаве. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Каким же невообразимым было удивление автора, когда выяснилось, что он написал Иисуса и предавшего его ученика с одного и того же человека, просто встреченного в разные периоды жизни последнего.
“Тайна вечеря” Леонардо да Винчи знаменита и тем, что по правую руку от Христа мастер изобразил Марию Магдалину. Из-за того, что он разместил ее именно так, многие стали утверждать, что она являлась законной женой Иисуса. Даже появилась гипотеза о том, что контуры тел Христа и Марии Магдалины обозначают букву M, что означает «Matrimonio», то есть брак.
6. «Мадонна Литта» – картина, посвященная Богоматери и Младенцу-Христу.
Мадонна с младенцем на руках –это весьма традиционный религиозный сюжет. Но именно картина Леонардо да Винчи стала одной из лучших в данной тематике. На самом деле этот шедевр не очень большого размера, всего 42 x 33 см. Но она все равно по-настоящему поражает воображение своей красотой и чистотой. Эта картина примечательна еще и своими загадочными деталями. Почему младенец держит в руке птенца? По какой причине у его матери распорото платье в том месте, где младенец прижимается к груди? И почему картина столь темная?
Живопись Леонардо да Винчи – это не просто прекрасные полотна, это целый отдельный вид искусства, поражающий воображение своим непередаваемым великолепием и завораживающими тайнами.