[править] ЧК как троллинг
Портрет бородатых Анонимусов работы Малевича
Добрый взгляд мэтра
Супрематизм (беспредметное искусство) Малевича и его абсолют в виде этого самого ЧК — один из ярчайших ранних примеров троллинга в изобразительном искусстве, паразитирования на сознании небыдла, армии худкритиков и бунта против сложившейся к тому времени ситуации на рынке искусства. И — увы, начало кризиса идей в искусстве и превращении его солидной части в Исхуйство, когда мазилка-неумеха искренне уверен в том, что его мазня имеет большую художественную ценность, попутно бунтуя против сложившихся и успевших окостенеть и заскорузнуть правил.
Между прочим, Казимир Малевич, не имея академического образования, кистью таки владеть умел, но кто это помнит, как и его ранние работы, кроме горстки искусствоведов, да такой же горстки людей с хорошей памятью на факты? Зато про его ЧК знают, кажется, даже не только люди, но и относительно равнодушные к искусству кошки, собаки и хомячки.
Сам Малевич напрочь заморочил нежные мозги искуствоведов, нарисовав квадратов минимум 4 + несколько спорного авторства, + несколько за авторством учеников Малевича. Доставляют искусствоведосрачи, какой из квадратов руки мастера, а какой — жалкая копия, соответственно и оценка в долларах у них тоже сильно разнится. Но одно дело рисовать квадраты во времена царской России, а другое во времена серпасто-молоткастой диктатуры. Малевич расчитывал неплохо ужиться с новой властью, продвигая идею, что он создает новое революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи. И ему таки в начале верили. Конечно же с приходом Сталина к власти все ухудшилось, и Малевичу пришлось покинуть высокие посты, что надавала ему красная власть, и умереть в 1935 году своей смертью.
«Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.
Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.
Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.
А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.
Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный
«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.
К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.
Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.
Существует четыре «Чёрных квадрата»
Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».
Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи. Да-да
Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок
Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.
Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!
Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.
«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины
На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам
Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.
Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.
Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!
Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.
Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».
ЦЕНА ВОПРОСА
В 2008 году «Супрематическая композиция» (1916) Малевича ушла на аукционе Sotheby’s за $60 млн. Это рекорд для славянской живописи (до этого «Фугу» (1914) Василия Кандинского продали в 1990-м за $20 млн).
Игорь Абрамович, украинский арт-диллер, занимающийся продвижением наших художников на Sotheby’s, Christie’s и Phillips, рассказал нам: «Если бы супрематические работы Малевича сегодня оказались на аукционе, то они бы стоили десятки миллионов долларов, а реальная цена одного из «Черных квадратов» — $140–150 млн. И думаю, оказался бы он в руках американцев — они бы его на части порвали».
В чём секрет созданной картины?
При первом взгляде на изображение геометрической фигуры создаётся впечатление, что её нарисовал ребёнок. Сложно изначально в четырёх линиях обнаружить сложный подтекст.
Казимир решил удивить эстетов самым интересным образом. Минимализм не всегда означает ограниченность в искусстве. Инновация Малевича заключается в следующих пунктах, которые сто́ит озвучить:
Отказ от линейки. Прошло время измерять объекты исключительно таким способом. Прицельный выстрел белку в глаз бьёт. Линейкой дело не обошлось. За чёткими гранями «Чёрный квадрат» таит гораздо большее, чем соблюдение строгих стандартов.
Супрематизм. Фрукты на блюде никогда не останутся невостребованными, если их изобразил на полотне гений. Эффектно будут выглядеть любые персонажи при мастерском их изображении. Супрематизм таких вольностей не подразумевает. Его основа заключается в беспредметности с интересным посылом. «Чёрный квадрат» художника вписался в этот формат по всём его чётким критериям.
Интересная подача. В той же улыбке Джоконды хочется что-то расшифровать. При прочтении «Маленького принца» от Экзюпери начинаешь понимать силу подтекста при помощи образов. Малевич чёрный четырёхугольник создал с целью доказать, что невозможное реально.
Контраст элементов. Сложно с этим аспектом поспорить, когда на кону стоит понятие «самобытность»
Сто́ит обратить внимание на то, что квадрат чётко расположился на белом фоне. Такая подача напоминает Верлена с его стихотворением «Альбатрос»
В озвученной аллегорической истории моряки насмехались над могучей птицей, которую удалось поймать. Казимир также сделал акцент на контрасте чёрного и белого.
Наследием Альфонса Алле знатоки называют произведение Малевича. «Битва негров в пещере ночью» по максимуму похожа на знаменитое произведение от Казимира Севериновича.
Все тайное становится явным
Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич – “Черный квадрат”? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.
Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: “Битва негров в темной пещере.” Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но “Черный квадрат” был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.
ХУДОЖНИК, КОТОРОГО НЕ ХОТЕЛИ УЧИТЬ
Казимир Малевич родился в Киеве 23 февраля 1878 года в семье поляков. Его отец был управляющим на сахарном заводе Терещенко, а мать — домохозяйкой. Рисовать он начал в 15 лет, после того как мама подарила ему набор красок. А в 17 лет Казимир поступил в столичную художественную школу, но по настоянию отца получил образование агронома. В поисках лучшей жизни многодетная семья Малевичей (у четы было 14 детей, Казимир — первенец, но выжило только девять) в 1896-м переехала в Курск, где Казимир устроился чертежником. В начале 1900-х поехал поступать в Художественное училище Москвы, штурмовал его четыре раза, но провалился. Образование получал в частной студии. В 1919-м Малевич поехал преподавать в Витебск в Народную художественную школу, откуда выжил Марка Шагала. Там он изобрел гипсовые модели архитектуры будущего и написал десятки теоретических работ.
В 1927 году он первый и последний раз выехал со своими 70 работами за границу: выставлялся в Варшаве и Берлине. Получив распоряжение вернуться в СССР (со своим передовым направлением он не вписывался в соцреализм, продвигаемый властями), он вернулся, оставив картины на попечение немецких друзей (в Союз из этих картин вернулось только пять — почти через 80 лет, когда родственники отсудили их у заграничных коллекционеров). И три недели провел в заключении. Когда тучи стали сгущаться (1929 год), Казимир вернулся в Киев преподавать в худинституте. Однако травля настигла его и здесь — сначала его уволили, а в 1930-м он был арестован как «немецкий шпион». В тюрьме Малевич пробыл около трех месяцев. В 1932-м получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее в Питере. Но уже в 1933-м у Казимира диагностировали рак. Умер он в Питере в 1935-м. По завещанию был кремирован в супрематическом гробу, на котором были изображены черный квадрат и черный круг. Прах художника был захоронен под его любимым дубом в Немчиновке.
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать. Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века
Первым наглухо черное произведение искусства под название«Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под название«Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году, за ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов — «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
6. Что такое супрематизм и как его понять?
Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.
Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.
К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Пример одной из многих супрематических композиций художника.
Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей. Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.
Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.
Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.
Подача техники создания шедевра
У каждого мастера подразумевается подход к созданию картины. Ремесленники в этом случае не утруждают себя лишними хлопотами. Одна структура на другую, мазок за мазком — основа техники Казимира. Цветовые пятна художник апробировал виртуозно. Наложение двух красок одна на другую казалось ему наиболее интересным экспериментом. Казимир не боялся сломать стереотипы и чётко шёл к своей цели стать новатором в живописи.
При такой интересной технике легко было подделку отличить от первоисточника, хотя мошенники старались. Они не владели подобным талантом, хотя работы Казимира часто кажутся незатейливым искусством. Краски он создавал по особенной технологии. Как и когда-то лак для своих скрипок варил Страдивари. До сих пор этот хитрый трюк потомками гениев не разгадан.
Сколько стоит сейчас шедевр?
Лучше задать вопрос более целенаправленно. Где сейчас можно полюбоваться идеальной по всем параметрам чёрной геометрической фигурой? Всё в итоге зависит от версии созданного полотна.
Миллион долларов
Пропорции в различных вариантах отличаются, что видно невооружённым взглядом. 1932 год стал периодом в плане того, что очередную копию знаменитого квадрата приобрёл в свою коллекцию русский магнат. Подобную «безделицу» он купил всего лишь за миллион долларов.
Одна из версий находится сейчас в Эрмитаже, так что каждый желающий сможет рассмотреть таинственную геометрическую фигуру. Интересный по щедрости жест со стороны богатого человека. Однако доподлинно неизвестно, как картина оказалась в Эрмитаже.
Стоимость этого шедевра объявить сложно, потому что вещи такого масштаба оцениваются на аукционе. Реально только озвучить страховку, которая полагается картине Малевича. Составляет 1 млн рублей, что копеечной суммой не назовёшь. При желании начать аукцион его организаторы поставили бы начальную планку в 20 млн долларов.
Где же находится оригинал произведения, который был создан в 1915 году? При посещении Третьяковской галереи реально увидеть знаменитое полотно. Его цена будет явно превышать 20 млн долларов. Картина считается национальным достоянием России, так что на продажу выставлена не будет.
Государственная Третьяковская галерея
Как обстоят дела с повторными попытками Малевича из простого создать прекрасное и гармоничное? В 1923 году вторично воплотил идею на полотне. Копией её назвать нельзя, хотя визуально обе работы мало чем отличаются друг от друга. Сейчас этой версией можно полюбоваться в Русском музее.
Второй экземпляр приписывают кисти учеников Малевича, которых он только вдохновлял. Тем не менее руководство наставника чётко прослеживается в этой коллективной работе.
Третий вариант создан в 1929 году, и его можно назвать самым достоверным воспроизведением оригинала. Предназначался он для Третьяковской галереи, так как изначальная версия находилась в плачевном состоянии.
Автор шедевра старался не сделать точную копию первого творения. Удалось ли ему такое желание? Визуально сложно найти различие между работами. Однако необходимость схожести никто не отменял, и художник именно в музее воспроизводил третий экземпляр картины.
Инкомбанк в дальнейшем удивил общественность четвёртой версией квадрата в чёрном цвете. Озвученная организация в 1998 году благополучно разорилась, но имела в активах копию от Малевича, от неизвестного человека. На открытые торги со стартовой ценой в 80 млн долларов она не попала и хранится в Эрмитаже.
Эрмитаж
Можно долго рассуждать над моментами создания картины. Однако почитатель искусства мечтал бы иметь её в коллекции. При таком рвении придётся выложить основательную сумму.
Новое понимание эмпирической реальности
Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.
Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.
Он был обязан также и своим коллегам – художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.
Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.
[править] Истинный смысл Чёрного квадрата
По сути картина знаменовала собой приход формализма в искусство. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «красивая кошечка в лукошке», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение» и прочими бессмысленными для среднего обывателя понятиями. Картина, как и любое новое слово в искусстве, знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. То, что признал Малевич и не признали его современники (и наша быдломасса), является де-факто для современных художников с высшим образованием и «тупым квадратом» для всех остальных.
Не чёрный квадрат не Малевича
Именно в этом и состоит ошибка неофитов: пытаясь найти буквальный смысл, быдломасса словно блуждает в двух измерениях, тогда как Малевич открыл третье, формальное измерение искусства.
Написав «Чёрный квадрат», долгое время говорил тем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Вообще, Малевич сатанист еще тот. После того как он закончил свою мазню, подписался под ней: «Я НАЧАЛО всего», и после всего заявил: «Высшим произведением искусства является то, в чем нет ничего существующего».
Стоит также заметить, что на выставке квадратик поставили в т. н. «красный угол» — место, где по пгавославным обычаям должна находится икона, что какбэ символизирует и намекает…
Алсо существует мнение: Малевич пророчески уловил суть нарождавшегося современного искусства и явил миру его квинтэссенцию. Похуй, что и как сделано, главное — подать и продать. И ведь как в воду глядел!
Сильная теория сильной личности
«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.
Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.
Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.
Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.
Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.
Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.
«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.
До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.
У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.
«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.
Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.
Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.
Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.
На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.
Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.
Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.
Возникновение идеи создания картины
Рубенс вдохновение черпал в женщинах с цветущей красотой в виде излишне пышной фигуры. Леонардо да Винчи довольствовался подсказками в своих картинах, которые разгадать и по сей день не получается. Что же вдохновило Казимира Севериновича?
Сложно сопоставить картину при наличии чёрной геометрической фигуры с каким-либо душевным порывом автора. Джоконда на полотне Леонардо да Винчи хотя бы таинственно улыбалась, чтобы создать почву для обсуждений критиков. Творение Малевича такими свойствами не обладает.
Сложно пояснить слово «мертвопись», но именно его и озвучил в знак протеста Малевич. Вернёмся на мгновение в ту же поэзию. Кубизм стал интересной заявкой на оригинальность и эстетику в искусстве. К чему картины в старомодных рамах, когда грядёт авангард со всеми его последствиями?
Художник в 1915 году с такими тонкостями разбираться не стал и создал свой шедевр. «Кубизм» в этом плане станет главным ориентиром для гения Малевича. Более интересной версии по созданию объекта для описания действительности история ещё не знает. Коротко и ясно, но всё равно прекрасно. С художником может соперничать Сальвадор Дали, чьи работы вызывают только изумление.
[править] Значение работы в современном мире
Главная мечта шахматных вандалов — это оказаться с белой краской в руках напротив самой известной картины Казимира Малевича. |
— Ашот Наданян |
Демотиватор в тему
И даже так
При всех его заслугах Малевич сыграл с миром искусства довольно злую шутку. Широкая известность произведения и нарочитый примитивизм исполнения делает его отличной мишенью для элитофобии со стороны любого быдла — и, к сожалению, учитывая последующие процессы в искусстве, далеко не такой уж безосновательной.
В общем, никакому школьнику, гламурной кисе или последнему пролетарию не требуется даже трех классов образования, чтобы иметь свое глубоко выстраданное мнение по поводу «печальной картины деградации современного искусства» и ответственно его высказывать, распыляясь на форумах тирадами, мол «Ну, и что это за хуета этот ваш Малевич, я и сам так за пять минут намажу!». Предложение в ответ «Ну так сходи, нарисуй, да продай!» неиллюзорно заставляет их высрать килотонны кирпичей. Сплошной Чёрный квадрат в квадрате, в общем.
«ОДНИХ РАЗДРАЖАЕТ, ДРУГИХ ВОСХИЩАЕТ»
Максим и Юлия Волошины, основатели галереи «Мистецька Збірка», кураторы проекта Inspired by Black Square, посвященного 100-летнему юбилею «Черного квадрата» говорят: «Когда творил Малевич, общество не было готово к его работам, а он уже видел, что все идет к упрощению, стандартизации, к сжатию информации в лаконичную форму. Сегодня же его идеи применяются в дизайне, моде и архитектуре».
Основатель арт-центра «Я Галерея» Павел Гудимов и организатор выставки к 100-летию «Черного квадрата» «Гебдомерос» говорит: «Мне кажется, Малевич не надеялся на то, что его работа будет вызывать такой интерес через 100 лет. Она эмоционально будоражит: одних раздражает, других восхищает, но вопрос: почему квадрат и что он значит все равно остается».
К слову, уже семь лет в Украине существует премия Малевича за достижения в области современного искусства — и вручается она раз в два года. Размер награды — 3 тыс. евро (для примера, в России есть премия Кандинского и там вознаграждение — 40 тыс. евро). Один из самых дорогих украинских художников, член жюри премии Малевича, Александр Ройтбурд рассказал нам: «Эту премию основали поляки. Украинскому государству нет дела до современного искусства. У нас поддерживают лишь тех, кто занимается народным творчеством».
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
[править] Примечания
- видимо, навеяно работами Альфонса Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» и Поля Бийо «Ночная драка негров в подвале», которые были неосмотрительно написаны на 30 лет раньше «Чёрного квадрата».
Чёрный квадрат Малевича — налетай, торопись, покупай живопись! | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Чёрный квадрат Малевича: зроблена ў Беларусi | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Казимир Малевич: человек, который освободил живопись
Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.
Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм
Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления – супрематизма.
Кратко о создателе шедевра
Нерон спалил Рим, и этому безумному поступку посвящены многие главы в истории человечества. В качестве созидания против разрушения сто́ит рассмотреть шедевры Малевича. Начинал свой творческий путь с картины, которую с успехом продали за 5 рублей.
Сложно назвать озвученную сумму копейками, но и баснословной расценкой нельзя охарактеризовать отдачу в чужие руки «Лунной ночи». Картина Малевича любого формата на аукционе стоит больших денег. «Лунная ночь» бесследно исчезла, зато заблистала другая его импровизация.
Озвученные успехи пришлись на время вступления художника в почётный союз «Ослиный хвост». Само название свидетельствует о том, что речь идёт об объединении юных дарований. Казимира Севериновича такой явно скромный статус не остановил. Хотя сложно категорично рассуждать на этот счёт.
Параллельно с обработкой холста гений писал статьи. В те времена он даже не догадывался, что со временем одна из его картин будет стоить баснословных денег. Подобная застенчивость похвальна, потому что тот же Пушкин открыто называл себя редким дарованием.
Малевич Казимир Северинович
Черный замысел
В пользу того, что «Черный квадрат» возник не спонтанно, говорят как минимум три факта. Во-первых, его идея прорывалась у Малевича уже давно. Во-вторых, он использовал сложную смесь черных красок, чтобы цвет получился глубоким, бархатистым. В-третьих, художник делал замысловатые мазки разных видов, то есть действовал отнюдь не импульсивно.
В 2015 году при исследовании «Черного квадрата» современной аппаратурой под ним обнаружили две цветные композиции разных периодов, наслоенные друг на друга. Возникла гипотеза, что художник попросту замазал свои старые работы черной краской – и так родилось знаменитое полотно. Но, скорее всего, у Малевича просто не было другого холста, к тому же, супрематизм проповедовал экономию.
РИА Новости / Владимир Вяткин