О судостроительном «донорстве»
Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» – у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса – вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.
Преимущества Борей
Ознакомьтесь также с этими статьями
Трактор Т-130
Мотокультиватор Нева МК-200
Трактор МТЗ-2022
Водоналивной каток
- два действующих вещества, различные по механизму действия
- сочетание быстроты и продолжительности действия
- тройное действие – контактное, кишечное и системное
- уничтожение скрытноживущих вредителей
- эффективность против популяций вредителей, устойчивых к пиретроидам и ФОС
- устойчивость к интенсивным солнечным лучам и жаре.
Механизм действия инсектицида
Действующие вещества инсектицида, как у препарата Кораген, работают по-разному, поэтому их комбинация в одной препаративной форме приводит к высокой эффективности. Имидаклоприд обладает системной трансламинарной активностью, проникает в растения через листья, стебли и корни, распределяется по паренхиме и передвигается по ксилеме. Лямбда-цигалотрин остается снаружи на обрабатываемой поверхности растений. Борей быстро подавляет передачу сигналов через центральную нервную системы вредителей. Насекомые поражаются как при опрыскивании, так и при питании на обработанном растении и внутри него
Это особенно важно для уничтожения скрытоживущих вредителей, таких, как стеблевые пилильщики на зерновых культурах, а также фитофагов, которые питаются на нижней стороне листьев и на других частях растений, на которые рабочий раствор инсектицида может не попасть
Фото инсектицида Борей
Скорость и симптомы воздействия
Спустя несколько минут после поступления препарата в организм вредителей они перестают питаться и погибают в течение 24 часов.
Особенности применения
Борей уничтожает популяции вредителей устойчивых к пиретроидам и фосфорорганическим соединениям. Препарат сочетает быстроту действия (так называемый «нокдаун»-эффект) с продолжительным периодом защитного действия. Он сохраняет высокую инсектицидную активность в жаркую погоду и при длительном воздействии интенсивных солнечных лучей. Качество обработки сравнимо с гербецидом Титус.
Инструкция по применению инсектицида Борей
Против вредителей всходов, например, хлебных крестоцветных, свекловичных блошек и других, посевы культур опрыскивают Бореем по всходам, против остальных видов вредных насекомых – в период вегетации культур, когда на поле появились вредители, в количестве, превышающем экономический порог вредности. При обработке участков, заселенных саранчовыми, опрыскивание проводят в период развития личинок. Препарат можно использовать 1-2 раза за сезон. Срок ожидания на зерновых культурах – 28 дней, на горохе, томате, моркови и капусте – 30 дней, на яблоне, картофеле и свекле – 20 дней, на рапсе – 38, на луке – 25, на винограднике – 10 дней, на пастбищах – не регламентируется.
Приготовление рабочего раствора
Рабочую жидкость нужно готовить непосредственно перед опрыскиванием на специально оборудованных заправочных узлах. В резервуар заправочного узла залить половину нужного количества воды, включить механизм перемешивания, добавить рассчитанное и отмеренное количество препарата и продолжить заполнение бака опрыскивателя с одновременным перемешиванием. Полученную рабочую жидкость подать в бак опрыскивателя. В отдельных случаях, при отсутствии специальных средств приготовления и заправки рабочую жидкость можно приготовить непосредственно в баке опрыскивателя. При этом бак наполовину заливают водой, затем при включенной мешалке в него залить необходимое количество препарата и далее добавить воду до требуемого объема.
Нормы расхода инсектицида Борей
Культура, объект | Вредитель | Норма расхода препарата, л/га |
Пшеница | клоп-вредная черепашка, тли, хлебные жуки, пшеничный трипс, хлебные блошки, | 0,08-0,1 |
0,1(А) | ||
Ячмень | Пьявица, шведские мухи, стеблевые пилильщики, пшеничный трипс, тли | 0,08-0,1 |
Рапс | Крестцовые блошки, рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик, скрытохоботник | 0,08-0,1 |
Свекла сахарная | свекловичные блошки, долгоносики, тли, луговой мотылек | 0,1-0,12 |
Пастбища, участки, заселенные саранчовыми, дикая растительность | Саранчовые | 0,1-0,15 |
0,1(А) | ||
Горох, горох овощной | Гороховая зерновка, гороховая плодожорка, тля | 0,12-0,15 |
Картофель, томат | Колорадский жук | 0,08-0,12 |
Лук | Луковые мухи | 0,2-0,25 |
Морковь | Морковная муха | 0,2 |
Морковная листоблошка | 0,12-0,14 | |
Капуста | Капустная совка, капустная и реповые белянки, капустная моль, крестцовые блошки, капустная тля | 0,1-0,14 |
Яблоня | Плодожорки, листовертки | 0,3 |
Виноград | Листовертки | 0,3 |
Стремительные «Ясени»
В конце декабря 2019 года в Северодвинске состоялся спуск на воду новейшего атомного подводного крейсера «Новосибирск» — первой в ВМФ России субмарины серии «Ясень-М» проекта 885, представляющей четвертое поколение российских атомных подводных лодок.
Всего на верфях «Севмаша», на котором трудятся около 29 тысяч человек, будет построено восемь «Ясеней-М» разработки Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит».
Эти первые в России многоцелевые атомоходы предназначены для уничтожения надводных, подводных и наземных объектов противника, а также для патрулирования Мирового океана, контроля и охраны морских коммуникаций.«Ясень», прежде всего, — истребитель и перехватчик, который, развивая скорость в 31 узел (до 60 км/час), способен настичь даже самые быстрые авианосцы. Он имеет на вооружении сверхзвуковые крылатые ракеты и глубоководные самонаводящиеся торпеды.
Универсальные АПЛ «Ясень-М» созданы исключительно из российских комплектующих.
Их длина составляет 130 метров, наибольшая ширина – 13 метров, высота – более 9 метров. Надводное водоизмещение судна – свыше 8 тыс. тонн, подводное – 13,8 тыс. тонн. Мощность водяного атомного реактора – 190 МВт. Субмарина способна ходить на глубине до 600 метров. Численность экипажа 90 человек, длительность автономного плавания – около 100 суток.
Подводные лодки проекта «Ясень» — полуторакорпусные: легкий внешний корпус охватывает внутренний прочный не полностью, а лишь частично.
Для отечественных атомных подводных лодок это — абсолютное новаторство, которое позволило конструкторам сделать подлодку как можно менее шумной, а следовательно — более незаметной.
Корпус новой субмарины изготовлен из маломагнитной стали и обложен шумогасящей резиной, которая мешает гидролокаторам противника обнаружить судно. На небольших скоростях в «Ясенях» работает только гребной электродвигатель, а основная мощность запускается лишь на высокоскоростных режимах, что устраняет шум винта на малом и среднем ходу.
Атомный реактор нового поколения, срок службы которого без перезарядки достигает 25-30 лет, сможет значительно повысить надежность работы энергосистемы подлодки.
Особенность силовой установки в том, что проводка теплоносителя расположена в корпусе реактора. Это многократно снижает вероятность аварии и радиоактивного облучения экипажа. Специально созданная система контроля уровня радиоактивного излучения оповестит экипаж в случае превышения нормы.
В штатное вооружение модернизированного варианта подлодки входят восемь торпедных аппаратов 553-мм калибра, 50 новейших сверхзвуковых крылатых ракет «Калибр» и «Оникс» (40 единиц). В дальнейшем планируется оснастить субмарину гиперзвуковым оружием – ракетами «Циркон».
Традиционно «Ясень-М» вооружен тридцатью глубоководными тепловыми самонаводящимися торпедами, вместо которых возможно размещение на борту глубоководных мин.
Новые «Ясени» начнут поступать на вооружение ВМФ РФ со второй половины 2020 года.
Министерство обороны России рассчитывает, что группировка этих подлодок станет основой новых ударных сил подводного флота России.
Четвертое поколение
Подводная лодка «Борей» – корабль четвертого поколения. Целью ее создания стала замена субмарин, произведенных в советское время, самые современные из которых стоят на боевом дежурстве вот уже четверть века и вооружены жидкостными ракетами типа «Синева». Преемственность конструкций в данном случае вполне оправдана: подводные крейсеры обходятся очень дорого и имеют длительный срок эксплуатации, а вытеснение их новыми образцами происходит постепенно
Стратегические океанские носители ядерных ракет американского флота имеют примерно тот же возраст, что и российские, тем более что в последнее время в США уделялось преимущественное внимание созданию многоцелевых субмарин в ущерб решению задач глобального сдерживания. Темпы строительства российских подлодок за последние годы существенно выросли, хотя до советских норм еще не дотягивают
Так, второй корабль (как и третий) проекта 955 удалось поставить на вооружение всего через шесть лет после закладки.
Технические характеристики подводных лодок проекта 995 «Борей»
Ниже приведены характеристики кораблей проекта «Борей».
Основные характеристики | |
Тип корабля | РПКСН |
Обозначение проекта | 955 «Борей» |
Разработчик проекта | ЦКБ «Рубин» |
Классификация НАТО | Borei |
Скорость (надводная) | 15 узлов |
Скорость (подводная) | 29 узлов |
Рабочая глубина погружения | 400 м |
Предельная глубина погружения | 480 м |
Автономность плавания | 90 суток |
Экипаж | 107 человек, в том числе 55 офицеров |
Размеры | |
Водоизмещение надводное | 14 720 т |
Водоизмещение подводное | 24 000 т |
Длина наибольшая | 170 м |
Ширина корпуса наиб. | 13,5 м |
Средняя осадка | 10 м |
Силовая установка | |
| |
Вооружение | |
Торпедно-минное вооружение | 8 ТА: 4 x 650 мм, 4 x 533 мм,торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. |
Ракетное вооружение | 16 ПУ БРПЛ Р-30 «Булава» |
Недавно один из руководителей знаменитого ЦКБ «Рубин» сообщил, что специалисты предприятия в 2020 году приступят к разработке подводной лодки следующего, пятого поколения. Это будет АПЛ совсем другого класса. Хотя ранее главнокомандующий военно-морских сил России заявлял, что постройка подводных кораблей следующего поколения начнется в России не ранее 2030 года.
Грозные и бесшумные
История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».
Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.
В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.
Также по теме
От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России
Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…
После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».
Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.
Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».
Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.
Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.
«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.
- Подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» после прибытия на главную базу подводных сил Северного флота в Гаджиево
При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.
Также по теме
В воздухе и подо льдом: какие беспилотники для освоения Арктики создаются в России
В Санкт-Петербурге завершился форум «Арктика: настоящее и будущее», на котором отечественные предприятия представили ряд перспективных…
По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.
Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.
Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.
Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.
Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.
Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.
Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.
Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.
АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.
Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.
Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.
Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.
Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».
АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.
Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.
Постройка
К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док
Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.
При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».
2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.
Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море успешно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.
19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.
К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета
Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.
Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».
18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».
Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.
Пакетная модернизация
Фактически в обеих линейках строящихся сейчас атомоходов — стратегических «Бореев» и многоцелевых «Ясеней» — отечественная оборонка перешла на «пакетное» внедрение усовершенствований, не размазывая их по отдельным единицам, что раньше регулярно приводило к ситуации, когда в том или ином проекте не было двух одинаковых кораблей, даже формально принадлежащих к одной и той же серии (подсерии). Новый подход упрощает и строительство субмарин, и их эксплуатацию, хотя и повышает требования к отработке всех элементов модернизационного пакета во избежание хронических неисправностей то одной, то другой системы.
лодка3
Модернизированный подводный крейсер проекта 955А «Князь Владимир» в эллинге оборонной верфи «Севмаш»
Фото: ТАСС/ Алексей Липницкий
Направления модернизации в принципе известны. Некоторые системы остаются неизменными в течение десятилетий — в первую очередь это касается электромеханических систем, которые стараются без особой нужды не менять.
Автор цитаты
Другие системы меняются значительно быстрее — в первую очередь это относится к электронике. За время службы современного корабля / подводной лодки, которое исчисляется десятками лет, на нем сменится несколько поколений боевой электроники, сегодня производимой в стандартизированных блоках и модулях, значительно облегчающих процесс модернизации. Это позволяет оперативно совершенствовать корабль, обеспечивая применение новых систем вооружения, беспилотных подводных аппаратов, средств навигации и связи.
Насколько удачными оказались решения, использованные в проекте 955А, можно будет понять и по тому, как быстро «Князь Владимир» пройдет через процесс испытаний и ввода в строй. Ждать осталось не так долго.