Те, кто хоть немного знаком с христианством, знают, что Иисус Христос пошел проповедовать по Израилю лишь в возрасте 30 лет. В Евангелии все упоминания о Его прежней жизни заканчиваются в возрасте 12 лет. Но где и как жил все эти 18 лет Христос? Есть ли хоть какие-то источники, рассказывающие об этом?
Сразу отметим, что спекуляций на эту тему достаточно много. Справедливо будет сказать, что вызваны они, в первую очередь, тем, что в канонических Евангелиях, которые признают христианские церкви, об этом периоде и правда ничего не написано. Но так ли он важен, если Христос не делал в это время ничего, что хоть как-то могло указать на Его божественную натуру?
Самая резонансная точка зрения, пожалуй, связана с заявлениями некоторых западных и не только ученых о том, что эти 18 лет Иисус провел в Индии, в Тибете. А зародилась эта теория в конце XIX века. Если помните, как раз в это время особую моду среди российской и не только интеллигенции получило эзотерическое направление. В экспедицию по Ближнему Востоку и далее двинулись Рерихи, а вот журналист, писатель и заядлый искатель приключений Николай Нотович выдвинул теорию и выпустил книгу о юных и зрелых годах жизни Христа. Именно в этой книге впервые прозвучала теория о том, что Иисус странствовал в Индию и там долгие годы учился врачеванию, восточной философии и многим другим навыкам, которые так пригодились Ему после появления группы учеников-апостолов.
Эта теория была подхвачена уже во второй половине XX века, причем всерьез придерживались ее даже католические священники. Сторонники этой версии подкрепляют свое мнение тем, что Нотович якобы встречался с тибетскими монахами, которые показали ему ряд манускриптов, в которых упоминалось имя Христа. Однако есть документальные свидетельства о том, что уже в 1895 году, спустя всего год после путешествия по Индии Нотовича, туда отправился профессор Дж. Дуглас, тоже озадаченный такими удивительными открытиями. Так вот, пообщавшись с тамошними монахами, профессор Дуглас пришел к выводу, что те вообще не видели и не слышали ни о каком русском путешественнике, который интересовался бы подобными вещами. Востоковед Макс Мюллер тоже провел свое расследование и понял, что спекуляции Нотовича – ложь.
А что же говорят на этот счет православные священники? Если верить словам довольно известных православных клириков (мнение Олега Стеняева, Димитрия Смирнова и др.), то для христианского учения «молодые годы» Иисуса не играли такой уж важной роли. Дело в том, что в те века израильтянин мог посвятить свою жизнь служению Богу только начиная со зрелого возраста, лет с 30. До этого возраста община не воспринимала бы его слова. Что называется, человеку сначала нужно было «состояться» как благочестивому и уважаемому гражданину, а уже потом начать учить кого-то еще или проповедовать по всей израильской земле.
Не советует православная церковь принимать во внимание и неканонические евангелия. По мнению авторитетных святых отцов, человек должен обладать определенными знаниями в данной области, чтобы правильно истолковать то, что написано в таких документах. В Иисусе была не только человеческая натура, но и божественная. Это наиважнейший из столпов всего христианства. Так зачем же Богу нужно было отправляться куда-то, чтобы овладеть какими-то знаниями и умениями, которые и так Ему подвластны?
На заре новой эры израильтяне жили по привычным заповедям Моисея. Поэтому дети должны были слушаться родителей. Скорее всего, Христос, будучи для всех сыном плотника Иосифа, помогал отцу в его ремесле. Христианам не стоит сомневаться и в благочестии Иисуса. У Него не было бы столько учеников и последователей, если бы Он своим примером и всей жизнью не показывал, что такое служение Богу и любовь к ближнему.
Читать еще