No Image

Основы юзабилити сайта: принципы, чек лист и выводы

СОДЕРЖАНИЕ
2
12 февраля 2019

как сделать юзабилити сайта

Продолжая тему оптимизации, я решил рассказать о том, юзабилити сайта что это такое и дать подробную информацию для новичков. В чем же потребность в юзабилити и какие цели могут преследовать клиенты? Давайте разберемся.

Юзабилити включает в себя простоту, комфорт в использовании, проведение аудита и тестирование. Это незаменимая часть для выгодного ведения бизнеса. Главной задачей на что обратить внимание при разработке правильного юзабилити является не привлечь, а именно удержать клиента.

Основное определение юзабилити сайта

Юзабилити сайта – это оценка удобства работы пользователя с интерфейсом. Этим же понятием принято называть способы, направленные на улучшение ресурса на стадии разработки.

Говоря простым языком что это такое? Правильно построенную и понятную страницу можно сопоставить с витриной магазина. Таким образом, нужно понимать и разрабатывать интерфейс так, чтобы за минимум времени объяснить посетителю, где он и что ему следует сделать далее. Кроме того, заинтересованность еще никто не отменял, в худшем случае человек просто уйдет.

Факторы юзабилити

Согласно статистике, каждые 5 юзеров из 10 попросту не могут найти в интернете ту или иную информацию. Основной причиной этого является игнорирование правил. В конечном итоге на поиск уходит огромное количество времени и он становится не эффективным.

Существует лучшие критерии основы, которые помогают правильно организовать юзабилити сайта. К ним относятся:

  • Простое обучение. То есть, насколько быстро посетитель сможет освоить площадку.
  • Эффективность. Быстро ли клиент решает поставленные задачи.
  • Запоминаемость. Легко ли запоминается ваш сайт, если перейти на него повторно.
  • Ошибки во время работы. Часто ли пользователи ошибаются и серьезны ли эти недочеты.
  • Удовлетворение. Посетителю должно нравиться работать с вашим проектом.

Основные правила юзабилити

Учитывая вышеперечисленные советы и принципы, мы постепенно пришли с вами к основным правилам юзабилити. Разберем подробней критерии, которые влияют на систему.

Дизайн сайта

Веб Дизайн обязательно нужно делать приятным и красивым, чтобы смог понравиться пользователю. Контент с легкостью читаться и восприниматься, а юзеры не должны уставать при долгом нахождении здесь. Я бы порекомендовал делать фон светлее, а буквы черными, что, на мой взгляд, улучшает восприятие информации. В идеале, сделайте сайт отличным от других.

Скорость загрузки страниц

На качество юзабилити огромное значение оказывает скорость загрузки, ведь люди не привыкли долго ждать, а лучше перейдут на другой ресурс. Именно для того, чтобы удержать посетителей, необходимо позаботиться о скорости. На загрузку влияют верстка, оптимизация, хостинг и другие факторы. От себя рекомендую выбирать качественный и надежный хостинг, об этом у меня есть отдельная статья.

Универсальность браузеров

Сайт должен работать быстро и качественно в различных браузерах, не исключение составляют мобильники и планшеты. Для этого просто установите разные браузеры и протестируйте сами на них свой ресурс. Если все видно хорошо, то вообще отлично.

Качество статей

Качество контента в информационном плане должно быть на высшем уровне. Статьи следует делать актуальными и полезными, в тексте полностью устранить опечатки и недочеты. В этом случае чем чаще сайт будет проходить обновления, тем больше опубликуется свежих материалов, отсюда и высокая посещаемость и более правильное seo.

Навигация «хлебные крошки» и интерфейс

Навигация и удобный интерфейс – это вообще отдельная тема. Думаю, вы со мной согласитесь, что на простом и понятном сайте намного комфортнее находиться, чем искать часами нужную информацию. Посетитель должен сразу видеть куда ему кликнуть. Рекомендую делать горизонтальное меню вверху, сайтбар и нижнее меню. Для наиболее легкой навигации пригодится кнопка «вверх». Особенно полезна карта сайта со всеми подразделами и статьями.

Реклама

Огромное множество рекламы может оказать неблагоприятное влияние в дальнейшем на посещаемости. Именно поэтому она должна находиться в пределах разумного. Назойливые всплывающие окна также не приносят радости и отпугивает посетителей.

Гарантия надежности

Какой сайт лично у вас бы вызвал доверие? Конечно с присутствием контактных данных, вкладки «О компании», различными сертификатами, отзывами и реквизитами (если речь идет об интернет – магазине). Позаботьтесь об этом обязательно, тогда посетители начнут доверять вам.

Кнопка поиска

Данный критерий является вторым по важности после основной иконки. Благодаря поиску, посетитель моментально найдет нужную ему информацию и останется на сайте.

Простота использования сайта

Сделайте пребывание посетителя максимально простым, то есть используйте правило 3 кликов, правило 1 секунды, неправильной пирамиды, близости элементов и прочие идеи.

Мобильная версия

Наличие мобильной версии сайта делает его еще более привлекательным. Сейчас большинство пользователей сидят в интернете с мобильных телефонов, поэтому им важно быстро найти ту или иную информацию в любом удобном месте.

Titles (заголовки)

Заголовки нужно делать конкретными, но полностью отображающими суть темы и содержание контента. Посетитель, перейдя по ссылке, должен сразу понимать, о чем идет речь. Поисковики так намного быстрее сканируют релевантность и контент страниц, определяя уместность этих заголовков.

Важность юзабилити

Вы спросите меня: «Почему же настолько важна проверка юзабилити?» Все потому, что эти правила позволяют увеличить параметры юзабилити. То есть оно поможет вам:

  • Повысить конверцию. Навигация подталкивает юзеров выполнить какие-либо действия, например, нажать на оформление заказа. Если пользователь хоть на минуту замешкается, то вы сможете его потерять.
  • Повысить посещаемость. Хотели бы вы еще раз возвратиться на блог, который совершенно не имеет структуры, запутан, с непонятной навигацией и без меню? Безусловно, нет. И я в этом согласен с вами. Если на сайте вы чувствуете себя удобно и комфортно, а при посещении остались лишь положительные эмоции, то вы обязательно захотите вернуться сюда снова.

Тестирование юзабилити онлайн

Анализировать юзабилити сайта особенно важно, ведь именно этот процесс позволяет проверить различные возможные проблемы с интерфейсом, а также улучшить его удобство. Оценка юзабилити бывает количественной и качественной. Расскажу вам о них вкратце.

К качественной оценке относятся:

  • Целевая аудитория.
  • Функциональность.
  • Целевая направленность сайта.
  • Аудит имеющихся текстов.
  • Анализирование структур.
  • Другие параметры, например, ссылки, редиректы, страницы 404.
  • Наличие мобильной версии.

К количественной оценке относятся:

  • Быстрота загрузки страниц.
  • Время на отклик.
  • Время клика.
  • Время на поиск нужной кнопки.
  • Время перехода по страницам.

Тест на юзабилити сайта можно осуществлять самостоятельно с помощью специальных онлайн сервисов. Приведу примеры самых надежных и проверенных из них. и дам советы по данной проблеме.

Оценка с помощью сервисов бесплатно

  1. Usabilityhub.com. Здесь имеются три показателя, которые позволяют сделать анализ. Один из них оценивает легкость ориентирования пользователя на сайте, второй – элементы в дизайне, на которые обращают внимание посетители, третий – карту сайта и на каких страницах больше всего кликов. В общем получите полный аудит.
  2. Feng-gui.com. Данный сервис отображает модель со стороны посетителя на протяжении нескольких секунд. Благодаря этому вы получаете отчет и карту движения глаз человека по страницам вашего ресурса.
  3. WebVisor (вебизор) . Программа представлена нашим любимым Яндексом в метрике. Площадка дает возможность сделать анализ поведения юзеров.
  4. Fabuza.ru. Русский сервис, не тестил его, но отзывы в интернете положительные.
  5. Обратная связь. Это самый простой и эффективный способ проверить бесплатно юзабилити сайта, то есть спросить непосредственно у пользователей.

Разработка улучшения юзабилити

Для того, чтобы повысить юзабилити блога, необходимо сделать его аудит или тестирование. На первый взгляд звучит легко и просто? На самом же деле это упорная работа. Не бойтесь, я расскажу вам как провести аудит самостоятельно.

Тестирование проводится в три этапа:

  1. Набираем группу человек, близких к теме сайте.
  2. Даем задание на выполнение простых действий.
  3. Наблюдаем и делаем выводы, а также исправляем ошибки.

Для того, чтобы выявить проблемы с проектом достаточно будет пяти человек. В этом случае, чем больше страниц будет протестировано, тем лучше. Не стоит откладывать аудит на самый последний момент, так как провести корректировку лучше на начальном этапе.

Мини чек лист по юзабилити

Хотите, чтобы ваш сайт был лучшим по всем параметрам? Для начала хотел бы предоставить реальные примеры для наглядности сайтов с хорошим юзабилити. Посмотрите сами.

Чтобы сделать хорошее юзабилити, необходимо планировать свой ресурс, то есть понять, зачем он разрабатывается, кто должен его посещать, когда и зачем юзеры должны переходить по ссылке.

Ответив на данные вопросы, вы сможете определиться с целями вашего ресурса. Они, в свою очередь, зависят от самого сайта и его целевой аудитории. То есть в зависимости от предполагаемых целей, сайт должен быть:

  • Простым и понятным.
  • Эффективным.
  • Легко запоминающимся.
  • Нравиться пользователям.

Эти цели являются основополагающими для множества ресурсов, но можно определить и другие.

В заключение

Сегодня мы узнали о юзабилити сата следующее:

  1. Понятие определяется по нескольким основным критериям.
  2. Данный показатель необходим потому, что при его отсутствии вы не достигнете положительных результатов.
  3. Не забывайте об основных факторах, улучшающих площадку: надежность, строка поиска, навигация, отображение, простота использования, лучший контент и дизайн.
  4. Проведите аудит, то есть тестирование вашего блога, чтобы повысить юзабилити. Тестирование следует проводить как можно чаще, пока результат не станет максимально положительным.

Главное понять, что людям совершенно не важно, как построен ваш проект и какие могут возникнуть трудности во время его разработки. Им намного важнее, чтобы было удобно использовать. Именно поэтому так важно правильное юзабилити и ответить на вопрос как провести аудит.

И в заключении видео, от практиков улучшения, видео очень полезное, я посмотрел и многое осознал.

Подробнее читайте тут
Комментировать
2
  • http://potomstvennyjmaster.100ms.ru Денис

    Валентин, привет! Не хочу показаться занудой :) Но ты пишешь, что статьи должны быть качественными, в том числе и орфографически, но у тебя как-то проблемно с орфографией. Это как-то влияет на поисковые системы или это больше относится тупо к юзабельности?

    • https://wpsovet.ru Лифанов Валентин

      Привет. С орфографией все в порядке, а вот с морфологией да. Это из за того что иногда приходится подстраивать ключи и хвосты в текст, поэтому так и получается. Надо чтобы и человеку и поиску нравилось, а это очень сложно.